Автотехническая экспертиза при ДТП — ответы на вопросы

Закон

Возможность проведения судебно-автотехнической экспертизы предусмотрена ст. 79 ГПК РФ. Его назначение судом происходит тогда, когда для решения вопроса необходимы специальные знания.

Эта же статья регулирует порядок назначения, а также санкции в случае воспрепятствования его исполнению.

Бесплатная ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ:

Телефон 8 (499) 938 6124

Санкт-Петербург 8 (812) 425 6761

Федеральный 8 (800) 350 8362

Что это такое?

Автотехническая экспертиза при ДТП - ответы на вопросы

Суды прибегают к назначению автотехнических экспертов, когда для разрешения спора требуются специальные заключения.
Исследование дает полную, достоверную и объективную информацию по затронутым вопросам.

Типичная ситуация, когда необходимо назначение независимой оценки, — споры между гражданином и СК. Это может быть несогласие с размером страховой выплаты. Или подать в суд на автора ДТП, когда сумма причиненного ущерба превышает максимальную сумму, подлежащую выплате.

Автоэкспертиза – это целый комплекс исследований. Для ее проведения специалист должен обладать знаниями в области ремонта и обслуживания транспорта, судебной медицины и медицины.

В зависимости от цели исследования экзамены делятся на виды:

  1. Установление обстоятельств происшествия. В данном исследовании анализируется механизм ДТП, положение его участников перед столкновением, скорость автомобиля и соблюдение правил дорожного движения водителями.
  2. Трасологический. Выяснить обстоятельства аварии. Устанавливает место аварии, путь движения транспортных средств до аварии, принадлежность повреждений к конкретному происшествию.
  3. Транспорт. Делается вывод об определении суммы нанесенного ущерба, доли ущерба от конкретного столкновения, стоимости работ по восстановлению автомобиля.
  4. Инженерия и психофизиология. Выявляет психическое состояние водителей во время ДТП. Могли ли участники правильно или неправильно оценить ситуацию, избежать столкновения, как авария повлияла на их дальнейшее состояние.

Ходатайство

Любое процессуальное действие в рамках рассмотрения гражданского или уголовного дела инициируется одной из сторон. В этой ситуации для начала процесса экспертизы потребуется запрос заинтересованной стороны. В противном случае документальные данные, содержащие экспертное заключение, полученное в частном порядке, не будут иметь юридической силы и, следовательно, не будут учитываться судом.

Заявление о назначении экспертизы оформляется любым способом, но рекомендуется учитывать общепринятые правила делопроизводства.

Структура документа включает 3 части:

  1. Вводный. Указываются наименование судебного органа, полные данные участников процесса, а также иные сведения, относящиеся к предмету спора.
  2. Описательный. Заявитель указывает правовые основания для назначения автотехнических экспертов. Важно уточнить, о каком именно нем идет речь, и что именно будет выступать предметом и объектом изучения.
  3. Часть разрешения. Лицо, подающее запрос, должно указать суть запроса, которая выражается в требовании о назначении собственного технического эксперта. В одном из пунктов списка должно быть указано, с кого именно будут взиматься последующие расходы на экзамен.

А еще нужно самостоятельно подготовиться и определить, какое следственное управление имеет право проводить такую ​​экспертизу в вашем регионе. Напишите свое полное имя, адрес, имя начальника и контактные данные. Это будет необходимо для суда.
Подача ходатайства является процессуальным правом лиц, участвующих в процессе, а его удовлетворение или отказ зависит от решения судьи, рассматривающего дело. В любом случае незаконные действия можно обжаловать.

Вопросы, которые решает

Экспертное заключение дает объективную оценку тех технических параметров и процессов, в которых стороны не являются экспертами.

Изучение обстоятельств аварии дает возможность установить полную картину происходящего как во время аварии, так и до ее возникновения. Специалист анализирует действия водителя, параметры движения транспортных средств и других участников дорожно-транспортного происшествия. Заключение помогает установить виновника столкновения, а также нарушенные им правила дорожного движения.

Автотехническая экспертиза при ДТП - ответы на вопросы

Диагностика технического состояния автомобиля определяет ущерб, причиненный в конкретном ДТП.

При этом устанавливаются недостатки автомобиля, существовавшие до аварии.

Определите, сколько будет стоить восстановление автомобиля до первоначального состояния.

Трасологическое исследование предполагает выявление случайных событий в следах. Эксперт определяет траекторию движения автомобиля, его положение по отношению к другим участникам столкновения.

Выявить виновника помогают инженерно-психологическая экспертиза. Это делается путем анализа психического состояния участников. Специалист проверяет, мог ли водитель предотвратить аварию, предприняв какие-либо действия.

Автотехническая экспертиза при ДТП - ответы на вопросы

Автотехническая экспертиза при ДТП - ответы на вопросы

Автотехническая экспертиза при ДТП - ответы на вопросы

Автотехническая экспертиза при ДТП - ответы на вопросы

ВС пояснил, какие обстоятельства подлежат доказыванию в спорах о взыскании убытков по ДТП

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда вынесла Решение № 66-КГ20-3 по спору о взыскании с владельца автомобиля убытков, понесенных им в результате ДТП его виновной стороны.

В сентябре 2020 года в Иркутске произошло ДТП с участием трех автомобилей, виновным признан один из водителей Михаил Смирнов. Впоследствии владелица одного из поврежденных автомобилей Анастасия Нагорская обратилась в страховую компанию за прямым возмещением убытков, но получила отказ из-за отсутствия полиса ОСАГО у виновника ДТП. В связи с этим женщина подала иск к Михаилу Смирнову о взыскании убытков в размере более 515 тысяч рублей, расходов на экспертизу в размере 18 тысяч рублей и уплату государственной пошлины более 11 тысяч рублей.

Суд отказал как в удовлетворении иска, так и во взыскании расходов на составление обзора экспертного заключения. При этом он исходил из того, что вина Михаила Смирнова в ДТП не нашла своего подтверждения в материалах дела. Впоследствии это судебное решение было подано в апелляционной жалобе, которая посчитала, ссылаясь на заключение эксперта компании «ПРОФ-ЭКСПЕРТ» от 8 января 2020 года, что в ДТП виноват истец, а не ответчик.

В апелляционной жалобе в Верховный суд Анастасия Нагорская обжаловала судебные акты как незаконные.

Изучив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Вооруженных Сил Российской Федерации со ссылкой на ст. 86 и 87 ГПК РФ напомнил, что заключение эксперта должно содержать подробное описание исследования, выводы, сделанные в результате его заключения, и ответы на поставленные судом вопросы. В случаях неясности или неполноты экспертного заключения суд может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее тому же или другому эксперту.

Как пояснила Палата, по рассматриваемому делу представитель Нагорской Анастасии ходатайствовал о проведении повторной экспертизы, ссылаясь на недопустимость заключения эксперта компании «ПРОФ-ЭКСПЕРТ» в отношении допущенных при его реализации существенных нарушений, а также как противоречия при. Однако суд первой инстанции отказал в удовлетворении такого ходатайства, но не оценил доводы представителя истца о недостатках заключения эксперта и нарушениях, допущенных им в нарушение ст. 198 ГПК РФ.

Вместе с тем, из установленных судом обстоятельств следует, что столкновение двух автомобилей, принадлежащих участникам спора, произошло в результате реконструкции автомобиля, управляемого ответчиком в правом ряду, по которому автомобиль, которым управляла Нагорская, двигался. На момент столкновения Смирнов не завершил восстановительный маневр.

«Отказывая в иске, суды ссылались на заключение эксперта о том, что Анастасия Нагорская превысила скоростной режим, и если бы она двигалась с соблюдением скоростного режима, то смогла бы избежать столкновения автомобилей. Однако суды не учли, что согласно п. 2 ст. 1064 ГК РФ обязанность доказывания отсутствия вины возлагается на виновного в причинении вреда, а в соответствии с пунктом 8.4 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров, — на Правительство Федерации. РФ от 23 октября 1993 г. № 1090, при перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, едущим по дороге, не меняя направления движения. Отказывая в удовлетворении иска о возмещении вреда по вине самой Анастасии Нагорской в ​​дорожно-транспортном происшествии, суды не учли положения ст. 1083 ГК РФ.

Верховный суд добавил, что при наличии вины причинителя вреда основанием для отказа в иске является умысел потерпевшего, а для уменьшения размера возмещения — грубая неосторожность потерпевшего (за исключением возмещения определенных расходов, указанных в законе). Однако выводы о доказанности невиновности Смирнова или о доказанности умысла Нагорской нижестоящие инстанции не сделали. В связи с этим Верховный суд отменил определение по апелляционной жалобе и вернул дело на новое рассмотрение.

Илья Прокофьев, юрист ИЦА «Центриурсервис», указал, что суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении требований истца, фактически не установили обстоятельств, имеющих значение для дела, и не учли что вина подсудимого в ДТП была установлена ​​сотрудниками ГИБДД и руководствовались исключительно заключением экспертов, представленных в судебном заседании. «При этом суды официально обратились к рассмотрению ходатайства истца о проведении повторной экспертизы в связи с допущенными нарушениями и несогласием с выводами эксперта. Такой подход не соответствует принципам комплексности, добросовестности и объективности рассмотрения дела, что, конечно же, не могло остаться незамеченным Верховным судом.

По словам адвоката, отменив судебные акты и направив дело на новое рассмотрение, Верховный суд указал на необходимость полного и всестороннего рассмотрения дела для установления обстоятельств, которые должны быть установлены по данной категории дел, а именно : степень вины каждого из участников ДТП или ее отсутствие. «Эта позиция в целом согласуется с судебной практикой, но и дополняет ее, поскольку суды зачастую основывают судебное решение на собранном сотрудниками ГИБДД исходном административном материале, в котором устанавливается виновник ДТП, и на основании выводов, установленных Далее в этом материале, и принять решение по делу.

Игорь Ершов, руководитель арбитражной практики «Халимон и партнеры», отметил, что установление состава гражданского правонарушения, в том числе вины правонарушителя, требует тщательности и точности со стороны участников процесса и суда: «Однако, Данное постановление Верховного Суда не ограничивается непосредственно вопросом о виновности лица в совершении ДТП, поскольку Судебная коллегия по гражданским делам Вооруженных Сил обозначает одновременно несколько проблем, интересных сами по себе вопросов».

По мнению эксперта, в данном случае в первую очередь возникает проблема соотношения императивных норм. «С одной стороны, закон обязывает водителя уступать дорогу транспортным средствам, движущимся по дороге, не меняя направления, но, с другой стороны, водители обязаны соблюдать скоростной режим. Очевидно, что эти императивные нормы создают противоречие, которое существенно влияет на определение вины виновного в причинении вреда и вины потерпевшего в противоправных действиях. Во-вторых, Верховный суд в развитии норм закона подчеркивает, что заключение эксперта не является обязательным для суда и не является исключительным средством доказывания. Следовательно.

Он добавил, что суды должны делать выводы не только о доказанности вины/невиновности лица, причинившего ущерб, но и о доказанности умысла или грубой неосторожности потерпевшего. «Таким образом, Верховный суд, рассмотрев конкретное дело о возмещении вреда в результате ДТП, делает более широкие выводы, которые могут касаться не только дел о возмещении вреда, но и других категорий споров», — заключил эксперт.

Когда нужна экспертиза для суда?

Экспертное заключение является доказательством в гражданском процессе. На этом суд основывает свое решение.

Ситуации, при которых необходимо провести автотехническое исследование:

  • споры о размере страховой выплаты;
  • споры об установлении виновника аварии;
  • споры об обстоятельствах ДТП.
  • Наиболее распространенные случаи относятся к первой категории. Страховые компании сотрудничают с оценочными учреждениями, которые, определяя размер нанесенного автомобилю ущерба, занижают стоимость ремонта и запчастей.

    В такой ситуации водителю приходится делать независимую проверку и ходатайствовать о доплате через суд. При наличии двух экспертных заключений судья назначает судебную экспертизу.

    Изучение обстоятельств происшествия

    Обстоятельства столкновения важны не только для суда, но и для страховых компаний, поскольку им предстоит решить, сколько платить и платить или нет.

    Поэтому можно назначить экспертизу для выяснения следующих обстоятельств:

  • данные скорости;
  • ограничения скорости на конкретном участке дороги;
  • время, затраченное на прохождение участка дороги;
  • способ торможения и остановки;
  • теоретическая способность действовать, чтобы избежать столкновения.
  • Помимо вышеперечисленных фактов, в процессе проведения исследования устанавливаются данные относительно пунктов ПДД, которыми должны были воспользоваться участники ДТП в той или иной ситуации. А также анализ правомерности действий водителей, согласно ПДД.
    Этот вид расследования часто называют аварийной экспертизой и является одной из самых распространенных судебно-медицинских экспертиз.

    При проведении такой экспертизы экспертам обычно задаются следующие вопросы:

    1. Какой была скорость автомобиля перед началом экстренного торможения?
    2. Было ли технически возможно избежать или избежать столкновения с помощью экстренного торможения?
    3. Сколько составляет длина тормозного пути.
    4. Каковы правила дорожного движения на том или ином участке дороги?
    5. Какие существуют запреты и ограничения на месте ДТП?
    6. Соответствовали ли действия участников аварии действующим правилам дорожного движения?
    7. Соответствуют ли объяснения водителя реальным обстоятельствам произошедшего?
    8. Возможно ли технически преодолеть конкретный участок дороги за расчетное время?

    Эксперту также могут быть заданы вопросы о том, кто из участников ДТП имел приоритет в движении и соблюдали ли они дистанцию ​​в момент совершения маневра, вызвавшего ДТП.

    Кто может ходатайствовать проведение?

    Несмотря на то, что ГПК РФ предусматривает возможность подачи устных ходатайств, ходатайство о назначении экспертизы подается только в письменной форме. Недостаточно заявить о необходимости самообследования. В ходатайстве сторона должна определить примерный перечень вопросов, а также предложить экспертное учреждение.

    Любая сторона дела может подать заявление о назначении экспертизы.

    Автотехническая экспертиза при ДТП - ответы на вопросы

    Остальные участники процедуры имеют право предлагать свои вопросы, высказывать пожелания по определению стола для их проведения.

    Суд готовит окончательный список вопросов и выбор конкретного учреждения или лица.

    По требованию стороны издается приказ с указанием причин проведения проверки, вопросов, подлежащих разрешению, наименования специального учреждения. Срок проведения экспертизы определяет суд.

    Экспертные учреждения

    Проведение расследования может быть поручено государственным экспертным или коммерческим организациям. Закон не устанавливает специальных условий для осуществления деятельности по осуществлению данного вида предпринимательства (лицензия, членство в саморегулируемой организации). Поэтому даже суд может обязать негосударственное учреждение отвечать на вопросы.

    Особые требования к квалификации эксперта устанавливаются только для специалистов, работающих в государственных экспертных учреждениях, а также для экспертов, дающих заключение в целях реализации положений Закона об ОСАГО.

    Суды, решая, в какую организацию направить вопросы для автоматической технической экспертизы ДТП, чаще всего обращаются к услугам коммерческих организаций, так как государственные органы зачастую сильно загружены и ждать заключения приходится долго.

    Стоимость услуг примерно одинакова и варьируется от 2500 рублей за простое исследование до нескольких десятков тысяч за сложное. Размер зависит, в первую очередь, от сложности и объема контроля.

    Кто проводит?

    Российское законодательство регулирует деятельность экспертов, вынуждая учреждения получать лицензии от контролирующих органов. Проведение самостоятельных технических анализов для суда осуществляется только сертифицированными организациями. В противном случае заключение не может быть принято судом.

    Эксперт должен быть внесен в список лиц, уполномоченных на проведение судебных экспертиз Министерством юстиции.

    Сервисный центр, который обслуживает автомобиль на постоянной основе, не может проводить техосмотр, так как признается заинтересованным лицом. Точно так же независимый эксперт, сотрудничающий с конкретной страховой компанией, не может проводить расследование по поручению суда.

    Сроки

    Время, необходимое для завершения обзора, зависит от множества факторов, в том числе:

  • объем работы, который необходимо выполнить;
  • экспертная нагрузка;
  • наличие беспрепятственного доступа к объекту исследования;
  • другие факторы, влияющие на момент проведения автотехнической экспертизы.
  • В нормативных правовых актах нет четкого указания относительно времени проведения исследования. Опытные специалисты могут провести весь комплекс мероприятий в течение 3-4 дней и подготовить соответствующее заключение, но на практике срок значительно увеличивается.

    Кто оплачивает?

    Обязанность по оплате самопроверки возлагается на лицо, подавшее заявку на ее проведение. В приговоре судья указывает платящую сторону.

    Автотехническая экспертиза при ДТП - ответы на вопросы

    По результатам рассмотрения дела возмещение расходов на проведение оценки возлагается на проигравшую сторону.

    Стоимость зависит от следующих факторов:

  • модель автомобиля;
  • его размеры;
  • степень повреждения;
  • количество вопросов, на которые нужно ответить.
  • Если показать среднюю цену оценки, то она будет в районе 10 000-15 000 рублей.

    Место прохождения осмотра

    Местонахождение поврежденного транспортного средства для судебно-медицинской экспертизы после ДТП зависит от степени повреждения. Движущийся автомобиль может подъехать к оценочной организации или по указанному экспертом адресу. Предварительное согласование времени и места проведения проверки должно быть согласовано между заинтересованными сторонами.

    Автотехническая экспертиза при ДТП - ответы на вопросы

    Сломанные, «не движущиеся» автомобили сложно передвигать. Такие автомобили часто попадают на СТО (СТО). Явная и полная гибель транспортного средства подразумевает его движение только на обочину недалеко от места столкновения. Пункт экстренной помощи отмечен красной и белой лентой до окончания судебного разбирательства. В этом случае эксперту необходимо определить стоимость пригодных отходов и другие необходимые для исследования показатели.

    Как она проводится?

    Порядок проведения экспертизы регламентируется специальным руководством ВНИИСЭ. Это стандарт действий экспертов, определенный Минюстом РФ. В нем описывается каждый шаг эксперта при проведении того или иного вида расследования.

    Порядок проведения

    После назначения экспертизы суд готовит полный пакет документов для подачи в офис. Эксперт не может самостоятельно выбирать материалы для исследования, поэтому он должен изначально предоставить все необходимое. Это материалы административного дела, предыдущие технические исследования и акты осмотра, фотографии, сам автомобиль.

    Если автомобиль не восстановлен, его необходимо предъявить для осмотра, и эксперт вызывает обе стороны. Если автомобиль находится в ремонте или нет необходимости определять повреждения, проводится анализ документов.

    Автотехническая экспертиза при ДТП - ответы на вопросы

    После внимательного изучения предоставленных материалов эксперт пишет заключение. Это итоговый документ, в котором представлен результат, полученный специалистом.

    Кроме того, материалы дела вместе с оценкой направляются в суд для дальнейшего рассмотрения.

    Сроки

    Конкретный срок, в который должно быть сделано заключение, законом не определен. Суды дают примерный срок для осуществления всех необходимых действий – один месяц. Сам осмотр автомобиля занимает небольшое количество времени, от дня до недели.

    Основная часть работы, изучение обстоятельств и подготовка заключения занимают больше всего времени. Общий срок зависит от степени загруженности экспертного учреждения.

    Оценка ущерба

    Существуют виды заключений, которые должны дать ответы не только на вопросы об обстоятельствах ДТП, но и определить размер ущерба, нанесенного транспортному средству.

    После осмотра автомобиля эксперт устанавливает перечень повреждений. Также, проводя расследование, эксперт устанавливает, возникли ли они в результате данной аварии или они уже существовали на момент их совершения. Впоследствии он оценивает затраты на его устранение.

    Заключение

    После проведения необходимых исследований эксперт выдает заключение. Этот документ состоит из нескольких частей. Во введении делается ссылка на образование директора, его квалификацию, опыт экспертного дела, а также кратко описываются обстоятельства, при которых были получены материалы.

    В основной части эксперт описывает, какие исследования были проведены.

    В заключении эксперт обязан ответить на все вопросы, заданные судом. Вы не можете пропустить ни одного. При невозможности ответить на один из пунктов эксперт указывает это в заключении.

    Если суд установит, что техническое исследование является неполным, может быть назначена дополнительная или повторная экспертиза.

    Виды судмедэкспертизы после ДТП

    Существует несколько различных классификаций судебно-медицинской экспертизы. Классификация основана на исследованиях:

    1. Живой человек.
    2. Труп.

    Следует понимать, что каждый из этих двух видов судебно-медицинской экспертизы после ДТП предполагает использование разных методов изучения причин и последствий ДТП.

    Довожу до вашего сведения

    Проводить СМС может не только сотрудник государственного учреждения, но и независимые специалисты, имеющие необходимый опыт работы, образование и аккредитацию. Законодательная база Российской Федерации позволяет использовать заключение МСП, полученное в ходе независимой экспертизы, в судебном процессе.

    Судебно-медицинская экспертиза при несчастном случае также может быть:

  • Сложный. Проводится в комплексе с другими видами исследований и проводится с участием различных специалистов различных категорий и специализаций;
  • Комиссия. Проводится с участием не одного эксперта, а нескольких специалистов, которые объединяются в специальную комиссию. Каждый из участников высказывает свое мнение, которое необходимо учитывать при составлении итогового заключения. Если один или несколько экспертов комиссии не согласны с общим мнением, их заключение оформляется отдельным документом. В нем отражаются все доводы и результаты расследования;
  • Повторная ЭМС назначается, если вопросы остаются без ответа после первоначального исследования.
  • Внимание
    Проведение повторной судебно-медицинской экспертизы после несчастного случая также правомерно, если первоначальное заключение сомнительно или недостаточно освещает последствия и причины полученных при несчастном случае телесных повреждений.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Правосудие в Российской Федерации - юридические проблемы и их решения
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: