Чего вы не знали о езде без прав: новые транспортные средства и законы

Чего вы не знали о вождении без прав: новые автомобили и законы

Чего вы не знали о вождении без прав: новые автомобили и законы

Чего вы не знали о вождении без прав: новые автомобили и законы

Привет всем читателям блога!

Кто из нас не хочет купить транспортное средство (ТС) и при этом не арендовать его? Между тем, при определенных условиях многие транспортные средства могут ездить без водительского удостоверения (ВУ). В этой статье я расскажу, как это возможно, на какой транспорт вообще не нужны права, а также о подводных камнях для водителей, мало или совсем не разбирающихся в этой теме.

Содержание
  1. Можно ли ездить на велотранспорте без водительского удостоверения?
  2. Как отличить велотранспорт от транспорта, причисляемого к мопедам?
  3. Отличия по характеристикам – до какого объема двигателя не нужны права
  4. Могут ли ввести водительские права для велосипедистов?
  5. Можно ли ездить на мопеде без водительского удостоверения?
  6. Таблица категорий и подкатегорий прав
  7. Расшифровка таблицы с категориями в правах
  8. Нестандартные виды электротранспорта
  9. Нестандартные виды мототранспорта
  10. Багги
  11. Какие права нужны на багги
  12. Какой срок обучения на права категории С?
  13. Нужны ли права на картинг?
  14. Самодельная авто и мототехника: как зарегистрировать и нужны ли права?
  15. Сертификация самостоятельно собранной автомототехники
  16. Регистрация самодельного ТС
  17. В каких случаях допускается езда без прав?
  18. Езда по местности, не имеющей дорог – нужны ли права?
  19. Можно ли без водительского кататься по полям?
  20. Подводя итоги

Можно ли ездить на велотранспорте без водительского удостоверения?

Все знают, что такое велосипед, но езда на велосипеде — гораздо более широкое понятие. В него входят различные велосипедные конструкции с разным количеством колес и посадочных мест (трехколесные велосипеды, трехколесные велосипеды и т д.). Сюда же относятся велосипеды, оснащенные различными типами моторов.

Внимание! Согласно действующей редакции ПДД (Постановление Правительства РФ № 1090) допускается управление велосипедами и велосипедными конструкциями, относящимися к комплексу возрастных ограничений: велосипедистам до 7 лет и от 7 до 14 лет лет (в соответствии с пунктами 24.3 и 24.4 ПДД).

Полное управление велосипедом (с правом выезда на дорогу и др.) разрешено лицам старше 14 лет (п. 24.2 ПДД). В соответствии с Законом № 196-ФЗ (в редакции от 26.07.2017) «О безопасности дорожного движения», а именно ст. 26 (часть 2), минимальный возраст для получения водительских прав (ВП) в РФ составляет 16 лет (категории М и А1). Следовательно, действующее законодательство не предусматривает права управления велотранспортными средствами, в том числе и теми, на которых установлены различные типы двигателей.

Но здесь есть один тонкий момент: разница между велосипедом и транспортными средствами, относящимися к мопедам. Здесь существует условная грань между обязанностью получения ВП и отсутствием такой необходимости. И именно за это многих водителей штрафуют за езду без прав, а также заочно лишают прав.

Похожие сообщения:

Вождение без водительских прав: распространенные мифы и когда это действительно разрешено

Досрочное лишение водительских прав: правда или вымысел, в отличие от лишения по отсутствию

Как отличить велотранспорт от транспорта, причисляемого к мопедам?

Согласно конструктивной логике, под велоспортом понимается то, что приводится в движение преимущественно мускульной силой (водителя и/или пассажира). А для мопедов тот, который полностью или в основном использует двигатель для своего движения.

Например, к велосипедам относятся т н. «дырка» (велосипед с маломощным съемным двигателем внутреннего сгорания) и различные виды мотоциклов для мопедов (советские модификации «ЗИФ-77», «Кроха», «Рига»). Передвигаться с помощью педалей и мускульной силы можно даже на полном мопеде типа Верховина, но теперь на этот и на эти мотоциклы требуются права М-категории».

Отличия по характеристикам – до какого объема двигателя не нужны права

По закону категория мопедов определяется скоростными возможностями и мощностью двигателя. Согласно абз. 17 п. 1.2 ПДД к мопедам относятся механические транспортные средства с двумя или тремя колесами, с двигателем внутреннего сгорания или электродвигателем рабочим объемом до 50 куб см или мощностью до 4 кВт соответственно. При проектной скорости до 50 км/ч.

Важно! Мопеды отличаются от велосипедов тем, что указанная расчетная скорость превышает 25 км/ч, а их двигатель в режиме постоянной нагрузки имеет мощность более 0,25 кВт. Соответственно, если значения скорости и мощности будут равны или меньше указанных показателей, то такое транспортное средство будет считаться велотранспортом, на который не требуются права.

Впрочем, это не все. Дело в том, что некоторые современные электродвигатели, при мощности равной или меньшей 0,25 кВт, могут развивать скорость выше рубежа в 25 км/ч. Поэтому в ПДД добавлен пункт о том, что если транспортное средство развивает скорость больше 25 км/ч, то оно будет считаться велотранспортом при наличии механизма автоматического срезания скорости, если она превышает указанные 25 км/ч километров в час

Правда, возможность проверки инспектором ГИБДД наличия такого механизма (а также мощностных и скоростных характеристик) у велосипедов без регистрационных документов законодательно пока не урегулирована.

Могут ли ввести водительские права для велосипедистов?

Вопреки логическим предположениям многих водителей, в будущем может быть введена обязанность получения велосипедных прав. Дело в том, что в СССР такая обязанность существовала (не во всех местах и ​​не в полном объеме), хотя не все байкеры знали об этом даже в то время.

Однако позже (в некоторых городах РСФСР и Украины в 80-е годы) для вполне легальной велопрогулки нужно было регистрироваться в ГИБДД с присвоением государственного номера (4-5 цифр на небольшой металлической табличке) , который должен был установить гонщик. Для получения прав велосипедисты сдавали экзамен на штрафы (в основном правила дорожного движения) и получали «Удостоверение на право управления велосипедом».

Чего вы не знали о вождении без прав: новые автомобили и законы

Этот сертификат содержал следующую информацию:

  • Информация о владельце.
  • Сведения об организации, выдавшей документ.
  • Фото велосипедиста.
  • Подпись сотрудника ГИБДД
  • Печать.
  • Меморандум с правилами движения на велосипеде.
  • Такие права действовали в течение 12 месяцев, после чего требовалась замена документа (без экспертизы).

    При этом выдавали велосипедные права не только при советской власти, но даже при царской (!). Например, в 1893 и 1894 годах москвичи и петербуржцы были обязаны получать права на велосипеды.

    В современной России власти также регулярно слышат подобные предложения. Например, в 2020 году ввести велосипедные права предложил депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов, а в 2020 году — мэр Москвы Сергей Собянин. Неизвестно, введут ли велосипедные права в России или нет, но в Латвии, например, такое правило действует.

    Чего вы не знали о вождении без прав: новые автомобили и законы

    Чего вы не знали о вождении без прав: новые автомобили и законы

    Чего вы не знали о вождении без прав: новые автомобили и законы

    Чего вы не знали о вождении без прав: новые автомобили и законы

    Чего вы не знали о вождении без прав: новые автомобили и законы

    Чего вы не знали о вождении без прав: новые автомобили и законы

    Чего вы не знали о вождении без прав: новые автомобили и законы

    Чего вы не знали о вождении без прав: новые автомобили и законы

    Чего вы не знали о вождении без прав: новые автомобили и законы

    Чего вы не знали о вождении без прав: новые автомобили и законы

    Можно ли ездить на мопеде без водительского удостоверения?

    Хотя для мопедов введена специальная категория вождения (М), управлять ими без прав по-прежнему можно. Правда относится это только к особому виду моторизованного транспорта, который специально для этого проектировался.

    Такие мопеды называются мофами (от немецкого Mofa — Мотор-Фаррад) и их конструктивные параметры частоты вращения и мощности двигателя специально настроены для возможности вождения без прав. Хотя из-за других характеристик чаще всего это мопеды, мотоциклы или электроскутеры, а не велосипеды.

    Производятся они в Китае, но в основном не для России и СНГ, а для ЕС, где после введения категории «М», аналогичной российской, на этот тип транспортных средств возник большой спрос. Но все же на отечественном авторынке постепенно появляются мофы.

    Кроме того, здесь следует упомянуть особый вид транспорта – квадроциклы (не путать с квадроциклами). В нашей стране они пока отнесены к мопедам, хотя конструктивно многие квадроциклы представляют собой полноценный маломощный автомобиль («инвалид» — пример советского квадроцикла). Сегодня выпускаются модели квадрициклов с электроприводом с расчетными параметрами скорости и мощности, скорректированными на возможность вождения без прав.

    Статья по теме: Нужно ли получать права на электросамокат и электросамокат по новым правилам

    Таблица категорий и подкатегорий прав

    Таким образом, все транспортные средства, для управления которыми требуется водительское удостоверение, делятся на 5 основных категорий, 4 дополнительных подкатегории и специальные категории для управления транспортным средством с прицепом.

    Чего вы не знали о вождении без прав: новые автомобили и законы

    Расшифровка таблицы с категориями в правах

    1. категория A: Вы можете управлять мотоциклом с коляской и без нее; •подкатегория А1 – легкие мотоциклы с объемом цилиндров от 50 до 125 кубических сантиметров (см3);
    2. категория В – легковые и грузовые автомобили грузоподъемностью до 3,5 тонн или вместимостью до 8 пассажиров • ВЕ – автомобили с прицепами • В1 – квадрициклы и трициклы;
    3. категория С – грузовые автомобили грузоподъемностью более 3,5 тонн; •CE – грузовые автомобили с прицепами •C1 – грузовые автомобили с допустимой нагрузкой на ось 3,5 – 7,5 тонн; • С1Е — средние грузовики с прицепом;
    4. категория D — автобусы, перевозящие более 8 пассажиров; •DE — автобусы с прицепом •D1 — микроавтобусы вместимостью от 8 до 16 пассажиров; •D1E — небольшие автобусы с прицепами;
    5. категория М — мопеды и квадрициклы с объемом цилиндров не более 50 см3
    6. категория Тм — трамваи
    7. категория Тб — троллейбусы

    Принятые подкатегории отличаются от автомобилей того же типа в облегченном исполнении меньшей грузоподъемностью и мощностью двигателя, управление которым требует меньшей подготовки и опыта. Помимо более детальной классификации транспортных средств по массе, грузоподъемности и мощности, новым законом внесены изменения в требования к стажу и возрасту водителей, допущенных к управлению этими категориями транспортных средств.

    Открытая основная категория дает право управлять транспортным средством, относящимся к младшей подкатегории. Поэтому, если вы учились на категорию «В», автоматически откроется подкатегория «В1» (кроме автомобилей с мотоциклетным сиденьем или рулем мотоциклетного типа, на что указывает отметка АС в водительском удостоверении). Если он в «С», то автоматически открываются С и С1, категория А открывает подкатегорию А1 и В1 (с мотоциклетным сиденьем или рулем мотоциклетного типа). Категории также автоматически открываются при смене прав, нужно только убедиться, что категории указаны в медицинском заключении.

    Нестандартные виды электротранспорта

    К нестандартным видам электротранспорта относятся всевозможные гироскутеры, сегвеи, электросамокаты, инвалидные коляски и др. изначально это были конструктивно тихоходные автомобили, но сейчас появились модели, способные развивать скорость значительно выше 25 км/ч. То же самое относится и к мощности этого транспорта.

    По логике мощный одноосный и электротранспорт нуждается в водительском удостоверении, но на самом деле сотрудники ГИБДД до сих пор не обращают внимания на эти транспортные средства, ведь здесь явно нужны законодательные разъяснения. То есть на данный момент разрешено движение на этом транспорте без прав на условной основе, хотя, если ДТП произошло по вине указанного водителя, могут провести техосмотр и ужесточить санкцию в отдельные случаи.

    Чего вы не знали о вождении без прав: новые автомобили и законы

    В развитых странах уже внедряют правила для нестандартного электротранспорта. Например, в Швеции, Германии и Финляндии очень популярны сегвеи и ездить на них можно без прав, но только по велодорожкам. Если Segway планируется передвигаться по трассе, то он должен быть оснащен системой освещения, регистрационными документами и полисом ОСАГО. Для этого не требуется водительское удостоверение.

    А в Великобритании, Австралии и Новой Зеландии езда на сегвеях и подобных устройствах по дороге и в пешеходной зоне запрещена.

    Нестандартные виды мототранспорта

    Более строгое отношение к нестандартным видам автотранспорта. Некоторые водители считают, что могут без прав управлять такими конструкциями, как унициклы, специальная садовая техника (косилки, мотокультиваторы) и т д.

    Но дело в том, что такие перевозки подпадают под определение самоходных машин с соответствующими требованиями. Особенно интересна ситуация с одноосными тягачами. Эти механизмы имеют признаки трансформеров: без прицепа он вообще не считается транспортом, а с прицепом относится к самоходным механизмам.

    Чего вы не знали о вождении без прав: новые автомобили и законы

    При этом для движения по ЗОП (дорогам общего пользования) просто прав водителя тракториста будет недостаточно: необходимо, чтобы транспортное средство было оснащено светоотражающей и/или световой сигнализацией. Пример судебного иска о вовлечении в дорожное движение тягача можно найти в постановлении по делу.

    Статья по теме: Права минитрактора — нужны ли они в России

    Багги

    Чего вы не знали о вождении без прав: новые автомобили и законы

    Фото: pixabay.com
    Багги тоже небольшой двухместный автомобиль, но они не предназначены для передвижения по городскому асфальту, а наоборот, в полной непрактичности. Для вождения багги водительские права не нужны, проблема только в том, что на этих быстрых и маневренных открытых автомобилях можно ездить только по пересеченной местности: по полям, лесам, оврагам. Большинство багги не имеют права передвигаться по дорогам общего пользования, так как по документам это не транспортное средство, а спортивный инвентарь.

    Какие права нужны на багги

    Багги — компактное транспортное средство, предназначенное для езды по умеренному бездорожью. Цели использования автомобилей, относящихся к классу багги, могут быть разными. На основании этого определяется, нужны ли права управления данным транспортным средством.

    Если багги используется исключительно в спортивных соревнованиях, такие автомобили считаются спортивным инвентарем и не требуют водительских прав. Но они также не имеют права путешествовать по ДОП. Примером могут служить багги для автокросса – в России они делятся на 5 классов, но все они относятся к категории спортинвентаря.

    Есть багги и для других соревнований: для краулер-теста (преодоление каменистых препятствий), трофи-рейда (преодоление сложнейшего внедорожника). Эти автомобили могут быть как в категории спортивной техники, так и с допуском к обращению по ДОП.

    Есть также раллийные багги, пляжные и военные багги. Они, как правило, обязательно оснащены системой световой сигнализации и регистрационной документацией для движения по ПДП.

    Если багги может ездить на ЗОП и вы на нем ездите, лицензия нужна. При этом, несмотря на схожесть багги с легковыми автомобилями, получать права нужно не в ГИБДД, а в Гостехнадзоре.

    Согласно ПП РФ «Об утверждении Правил допуска к управлению самоходными машинами» от 12.07.1999 № 796, для управления данными транспортными средствами необходимо наличие прав на управление трактором категории А или А1 (по конструктивным особенностям).

    Какой срок обучения на права категории С?

    Обучение для получения водительского удостоверения категории С занимает от четырех до шести месяцев. За это время будущий автомобилист получает теоретические знания и тренирует практические навыки вождения автомобиля. После сдачи экзаменов: стажировка в автошколе и экзамен в ГИБДД.

    При успешной сдаче экзамена выпускник автошколы получает водительское удостоверение. Экзамен в ГИБДД состоит из трех этапов: теория, сборы и город. Тогда вопрос о том, на каких автомобилях можно ездить с категорией С, уже будет неактуален, ведь тест-драйвы проводятся на соответствующих грузовиках.

    Чего вы не знали о вождении без прав: новые автомобили и законы

    Нужны ли права на картинг?

    Карты — это маленькие бескаркасные автомобили с открытыми колесами, предназначенные для участия в гонках. Само собой разумеется, что кататься на них можно только в специально отведенных местах или гоночных трассах. Карты способны развивать скорость до 260 км/ч и не предназначены для использования на дорогах общего пользования.

    Чего вы не знали о вождении без прав: новые автомобили и законы

    Для участия в картинге не нужна лицензия, и возрастных ограничений здесь нет: соревнования проводятся даже среди молодежи от 8 лет (ростом не ниже 130 см). Как правило, маленьких наездников сопровождают родители.

    Самодельная авто и мототехника: как зарегистрировать и нужны ли права?

    Багги и картинги могут быть собраны в кустарных условиях из различных запасных частей или специальных комплектов компонентов, выпускаемых некоторыми компаниями. Машины ручной сборки можно оставить как спортивный инвентарь, а можно сертифицировать и зарегистрировать для движения в ДОП.

    Сертификация самостоятельно собранной автомототехники

    Самодельное транспортное средство проходит испытания в ближайшем пункте сертификации. Подробнее об этой процедуре можно узнать в Приказе Ростехрегулирования от 01.06.2010 N 2079 (в редакции от 02.07.2014). Адреса пунктов сертификации можно узнать на сайте Росстандарта, написав в комментариях

    В результате вы получите заключение о соответствии типа транспортного средства, но перед этим самодельный автомобиль будет оценен по следующим критериям:

  • Уровень шума.
  • Габаритные размеры.
  • Наличие ремонтопригодного рулевого управления, тормозной системы, сигнализации, достаточное сцепление колес с дорогой, устойчивость автомобиля.
  • Безопасность и уважение к окружающей среде.
  • Регистрация самодельного ТС

    Чтобы зарегистрировать самоделку с положительным заключением отдела сертификации, нужно обратиться в ГИБДД (или Гостехнадзор, в зависимости от техники). Там вы должны доказать, что все детали для сборки были приобретены на законных основаниях. Если вы только что переделали старый автомобиль, то достаточно предоставить договор купли-продажи (так оформляется договор купли-продажи автомобиля) на него.

    Если вы собрали транспортное средство из запчастей разных автомобилей и не имеете документов, проводится экспертиза. Там автомобиль получит заключение, и на его основании сможет отправиться в ГИБДД (Гостехнадзор) для оформления ПТС (или ПСМ), а дальше останется встать на учет и получить номера.

    В каких случаях допускается езда без прав?

    Водительское удостоверение может не понадобиться не только при принадлежности транспортного средства к определенной категории, но и при условии режима его использования.

    Во-первых, без прав можно водить во время обучения вождению в сопровождении инструктора.

    Далее прогулка по частной территории ваших владений. Самый простой случай — движение в пределах своего приусадебного участка. Но частные зоны бывают разные. Иногда это большие территории с дорожной инфраструктурой. Если кроме вас на частной территории никого нет, то вы сами себе ДПС.

    Однако если другим лицам (например, охранникам, служащим, подрядчикам и т.п.), использующим дорожную инфраструктуру, разрешается въезд на частную территорию, то дороги, по которым передвигаются эти люди, приобретают статус частной территории, прилегающей или ЗОП, в которых наличие прав обязательно.

    Другой пример — приватное поле. Если вы являетесь владельцем фермера, у вас может не быть права работать на собственном поле, водить трактор или другую сельскохозяйственную технику. В этом случае даже не нужно регистрироваться. Однако, если ваше поле не имеет выхода, примыкающего к стоянке вашей команды, вы должны привезти свою команду на поле и забрать ее другим видом транспорта. Также, если на этом поле или тракторе работают другие люди, требуются права.

    Езда по местности, не имеющей дорог – нужны ли права?

    Самый сложный случай – это движение по местности, не имеющей дорог. Здесь нет однозначного юридического разъяснения. SDA содержит следующие определения, относящиеся к этой теме:

  • «Дорожное движение»: совокупность социальных отношений, возникающих в процессе движения людей и грузов с использованием транспортного средства или без него в пределах дорог.
  • «Дорога» — полоса земли или поверхность искусственного сооружения, оборудованная или приспособленная и используемая для движения Транспортного средства. Проезжая часть включает одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы, если таковые имеются.
  • Исходя из этих определений, можно выезжать за пределы ДОП без прав. Но многие сотрудники ГИБДД придерживаются другого мнения и утверждают, что дорога начинается там, где начинается движение транспортного средства, вне зависимости от характера местности. Например, много случаев лишения прав в связи с передачей управления транспортным средством на природе, на льду замерзшего водоема и т.п. А суды подтверждают составленные протоколы.

    Если исходить из усредненной логики, то без прав нельзя ездить по любой местности, при одновременном наличии двух условий:

    1. Если площадь открыта для свободного движения других транспортных средств или людей.
    2. Если поблизости есть другие транспортные средства или люди.

    Например, если охотник-рыболов отклоняется от тайги на снегоходе по установленным им охотничьим тропам, права вряд ли нужны. Но если движение осуществляется по льду замерзшей реки, где дорога уже укатана другими транспортными средствами, то наличие прав необходимо.

    Можно ли без водительского кататься по полям?

    Чего вы не знали о вождении без прав: новые автомобили и законы

    Водительское удостоверение требуется даже при вождении в сельской местности. Это мнение разделяют власти. Хотя есть и противоположная точка зрения, которая опровергает необходимость брать права в полевых условиях.

    Кто-то считает, что водительское удостоверение требуется везде, где ездит автомобиль. В подтверждение этого мнения приводится положение 1.1 настоящего Положения. В одной говорится, что водители должны придерживаться единого порядка управления транспортными средствами по всей стране.

    Противоположное мнение основано на самом определении терминов «трафик» и «дорога». Дорожное движение представляет собой специфическую совокупность общественных отношений, возникающих в результате движения граждан и объектов. Перевозка осуществляется с использованием различных видов транспорта в пределах автомобильных дорог. Дорога – это специально оборудованный участок территории (земля или искусственное сооружение), обеспечивающий комфортное движение транспортного средства.

    Оба мнения имеют место быть, но есть определенный нюанс, позволяющий инспекторам штрафовать любителей ходить по полям без прав. Аргумент основан на определении понятия «дорога». Так как водитель может совершить обгон на любой местности, технически он использует полосу для движения. А это уже подразумевает движение по бездорожью. Следовательно, водитель в полевых условиях также является участником дорожного движения, который должен иметь права.

    Подводя итоги

    Сегодня мы узнали, каким командам права не нужны, а в каких случаях все же требуется получение ВУ. Остановимся на самых важных моментах:

  • Вы можете ездить на велосипеде без прав, если его характеристики соответствуют ограничениям, указанным в правилах дорожного движения.
  • Велосипедные права были введены в прошлом и могут быть введены в будущем.
  • Некоторые виды автотранспорта (мопеды, некоторые квадроциклы) разрешены к вождению без прав.
  • Нестандартный электротранспорт (сегвеи, гироскутеры) можно использовать без лицензии.
  • Для нестандартных видов автотранспорта, как правило, нужны права.
  • Для багги требуются ПО в зависимости от типа этого транспортного средства и цели его использования.
  • Для картинга наличие ВП не требуется, так как этот транспорт используется на закрытых автодромах.
  • В транспортном средстве можно передвигаться по личному пространству, если к нему нет доступа других людей или других транспортных средств.
  • Возможен выезд на автотранспорте за пределы ЗОП и прилегающих территорий, если эта территория не используется для транзита других людей или транспортных средств. Однозначного определения по этому вопросу в законодательстве до сих пор нет.
  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Правосудие в Российской Федерации - юридические проблемы и их решения
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: