Осознанно подходить к выбору типа коробки передач может только опытный водитель. Практика показывает, что в большинстве случаев покупать первую машину приходится, не имея достаточного опыта вождения.
Чем руководствоваться при покупке, если мнения разделились среди друзей: одни рассуждают исключительно за машину, полагаясь на безусловные преимущества, а другие не представляют, как можно водить машину с автоматической коробкой передач, ведь это лишает их возможности «пощупать» машину. Ответить на этот непростой вопрос можно только после того, как потенциальный покупатель узнает все тонкости и нюансы обоих типов коробок и практически попробует почувствовать разницу.
Механическая коробка передач (МКПП)
Первенство в изобретении первого механизма, ставшего прототипом современной коробки передач, принадлежит Карлу Бенцу. Придуманный им блок, состоящий из двух валов со шкивами разного диаметра и ременной передачи, смог решить важную проблему. Маломощная (0,8 л.с.) машина без этого механизма не могла подняться даже на небольшой холм. Дальнейшее развитие не обошлось без заимствований в области станкостроения, где уже применялся привод с ведущими валами для изменения частоты вращения рабочего вала относительно основного. Основной задачей при проектировании коробки передач было:
- Передача крутящего момента от двигателя к трансмиссии с возможностью изменения скорости. Силовой агрегат в силу характера его работы не может быть эффективно отрегулирован. Скорость вращения увеличивается с увеличением мощности. Коробка передач позволила создать мощные двигатели, способные разгонять автомобили до высоких скоростей, достижение которых стало возможным только за счет последовательного переключения на пониженную передачу.
- Решите конструктивную задачу по управлению организмом системы так, чтобы без особых усилий переключить сложный механизм. Сегодня механика коробки доведена почти до совершенства. Механической коробкой передач могут пользоваться как женщины, так и люди с ограниченными возможностями.
Эволюция механической коробки передач насчитывает более ста лет. За это время был накоплен колоссальный опыт и проведены тысячи экспериментов. Результатом этой деятельности стал механизм со следующими характеристиками:
Единого эталонного образца МКПП не существует. Преимущества одной конструкции, в том числе и экономической, с лихвой компенсируются недостатками другой. Разнообразие — это скорее преимущество, чем недостаток, так как позволяет выбрать лучший вариант для каждого конкретного случая, хотя иногда этим приходится жертвовать, не всегда имеет смысл покупать или не покупать машину по отдельности, даже самый замечательный механизм. Но такие тонкости — удел профессионалов, а большинство пользователей ориентируется на общие показатели. Например, кинематическая структура ящика:
Немаловажное значение имеет количество передач, то есть раздельные и независимые режимы работы трансмиссии. Первая промышленная коробка передач имела 2 положения, не считая заднего хода. Затем, в 60-х годах прошлого века, был добавлен еще один. Сегодня вы вряд ли найдете такую модель. Покупателю необходимо будет выбрать автомобиль с большим количеством положений МКПП:
Момент переключения находится под контролем водителя. При умелом использовании это дает преимущества в динамике разгона и при переходе в экономичный режим.
Кому что ближе
«Зеркалка» или «мыльница»?
Мои ученики и простые знакомые автомобилисты часто спрашивают меня: «Что лучше, механик или автомат»? Для сравнения я обычно провожу аналогию с фотоаппаратом: «зеркалка» или «мыльница»?
Цифровая зеркальная фотокамера или, что еще лучше, аналоговая пленочная камера, безусловно, предлагает лучшее качество изображения, чем мыльница, но для достижения этого качества требуется гораздо больше усилий. И нужно быть профи или хотя бы заядлым любителем. Для тех, кто знает, как с этим обращаться, DSLR позволяет получать удовольствие от процесса: регулировка баланса белого, выдержки, диафрагмы, резкости и т.д. Не говоря уже о романтическом вечере в компании красной лампы и ванн с проявителем и закрепителем
Эх… Уже текут слюни! С другой стороны, мыльница предлагает приемлемое качество изображения при минимальных затратах для пользователя. Для большинства людей этого достаточно. Они не умеют профессионально фотографировать и тем более печатать фото в проявителе при свете красной лампы. Он не только не получает от этого удовольствия, для них это хлопот и пустая трата времени.
Удовольствие от процесса или от результата?
Аналогичная ситуация и с коробками передач. Механика дает водителю еще больше возможностей, если коробка передач находится в профессиональном владении. Он больше подходит для тех, кто любит получать удовольствие от процесса. Эти водители любят нажимать на педаль сцепления, вручную переключать рычаг с передачи на передачу и ощущать момент, когда передачи входят в коробку. Они не только заинтересованы в том, чтобы добраться из пункта А в пункт Б, им важно, КАК они туда попали. Этих водителей сейчас меньшинство, и с каждым днем все больше и больше водителей относятся к вопросу передвижения на автомобиле как к потребителю: вы должны добраться до места назначения с минимальными усилиями и максимальным комфортом. И для них нет гула в педали сцепления, особенно в пробках, и в «дребезжании» передач в коробке. То есть эти водители не получают удовольствия от процесса переключения передач и больше ориентированы на результат — быстро и с комфортом добраться туда.
Автоматическая коробка передач (АКПП)
В первой трети прошлого века пытались заменить традиционную ручку более совершенным механизмом. Идея была успешно реализована только в 1947 году в модели Buick Roadmaster. В 1960 году американцы утвердили действующий стандарт маркировки переключателей функциональными буквами P — RND — L. Автоматические трансмиссии не следует путать с роботизированными коробками передач, которые являются полными аналогами обычных механических механизмов с электронным управлением или сервоприводов и вариаторов, которые обычно работают в непрерывном режиме. В отличие от стандартного торгового автомата, они дороже в ремонте и в основном обслуживаются в специализированных дилерских центрах, которые не всегда легко найти. Классической автоматической коробкой передач считается та, в которой реализован принцип гидромеханического действия. Этот ящик состоит из следующих элементов:
- Планетарная передача. Основная часть АКПП. Набор передач, которые переключаются автоматически и обеспечивают работу в разных режимах, количество которых указывает на количество заявленных передач.
- Гидротрансформатор. Он бесконечно передает крутящий момент на ведомый вал.
- Гидравлическое управление. Система механизмов, переключающая планетарный редуктор.
- Масляный насос. Обеспечивает смазку всех частей автоматической коробки передач.
- Радиатор охлаждения. Эффективно охлаждает рабочую жидкость, защищая всю систему от перегрева.
Помимо вышеперечисленных элементов, являющихся основополагающими, в АКПП есть и другие механизмы. Их количество и функциональность могут сильно различаться от модели к модели. Достоинствами станка считаются следующие качества:
Помимо достоинств, у автомобиля есть еще и недостатки, которые следует учитывать при покупке авто:
Принципиальные отличия механики от автомата
Разница в управлении автомобилем с автоматической коробкой передач по отношению к способности управлять автомобилем с механической коробкой передач значительна, и это отражено в законодательстве многих стран.
Права выдаются двух типов. Первый: экзамен сдается на автомобиле с автоматом без права управления транспортным средством, оснащенным механикой. Во-вторых, обучение и тестирование проводится на автомобиле с механической коробкой передач. Выданный документ дает право собственнику управлять как механикой, так и машиной. Это разумно, поскольку человек, никогда не применявший классическую механику, не имеет навыков ее использования и в принципе не может управлять автомобилем с механической коробкой передач. Противоположная ситуация, когда водитель переключается с машины на «ручку», не создает никаких трудностей. Обобщая информацию, можно выделить следующие различия между двумя типами ящиков:
- Цена. Машина дороже. Разница может составлять до 1000 долларов и более.
- Комфорт. Автоматическая трансмиссия полностью освобождает водителя от необходимости отвлекаться от переключения передач. В автомобиле с механической коробкой передач нужно вовремя и последовательно переключаться на другую скорость.
- Ремонт. Обслуживание механики намного дешевле машины. Запасные части дешевле, а ремонт можно сделать практически на любой СТО или даже самостоятельно.
- Масса. АКПП тяжелее. Фактор не такой уж и значительный, но его не стоит воспринимать как должное.
- Проверять. Принципиальные отличия. Механика оставляет водителю полную свободу, и только с механической коробкой передач можно полностью раскрыть динамический потенциал автомобиля. Однако некоторые современные модели АКПП и вариаторов по этим параметрам приблизились к механике, но стоят они дороже.
- Экономия топлива. Механическая коробка передач позволяет автовладельцу выбрать оптимальные режимы работы двигателя. Чем больше впечатлений от вождения, тем эффективнее используется это преимущество.
- Влияние на ресурс автомобиля. Механика допускает использование критических режимов работы двигателя, не лучшим образом влияющих на ресурс силовой установки и трансмиссии. За динамику и удовольствие в полной мере ощутить все возможности, заложенные в машине, приходится расплачиваться ускоренным износом некоторых узлов и агрегатов. Автомобиль с автоматом намного осторожнее с автомобилем. Машина не допускает превышения установленных пороговых параметров, а в процессе эксплуатации машина выдерживает все сроки, гарантированные производителем для всех систем.
Чем хорош «автомат»?
Выражение «АКПП» — собирательный образ, как правило, подразумевает агрегаты нескольких типов: классические АКПП, вариаторы, роботизированные коробки. Их конструкция постоянно модернизируется, теперь нормой считаются не 4-ступенчатые АКПП, а 6-ти, а то и 8-ми ступенчатые АКПП.
Главное — комфорт. Это основная причина, по которой предпочтение отдается автоматическим коробкам передач. Плотный городской трафик, многочисленные пробки: через пару часов езды в таких условиях левая нога начнет «падать». С автоматической коробкой передач водитель меньше устает и может больше сосредоточиться на дороге.
Ресурс. Как ни странно, но несмотря на более сложную конструкцию, у машин гораздо больший срок службы. При покупке автомобилей с пробегом специалисты рекомендуют отдавать предпочтение классическим автоматам как самым надежным агрегатам.
можно как быстро, так и экономично. Современные коробки передач, такие как DSG, способны быстро переключать передачи, что позволяет довольно динамично ускоряться. А по сравнению с архаичными 4-ступенчатыми АКПП современные КПП намного дешевле. Такой
по этим критериям юниты могут хорошо конкурировать с механиками. Кроме того, похоже, меньше жалоб на вышеупомянутую DSG.
Что выбрать для себя: рекомендации
Опытные водители и инструкторы рекомендуют проходить обучение на транспортных средствах, оснащенных механическими средствами. Так что пересесть на машину с автоматической коробкой передач не составит труда. Кроме того, это даст возможность лично сравнить типы трансляций и выбрать вариант, соответствующий вашим предпочтениям. Переподготовка механиков приравнивается к переобучению вождению.
Автомобили с автоматической коробкой передач дороже, и если разница в цене существенная, то приходится останавливаться на механике. Однако критерии выбора часто бывают разные: автомобили с автоматической коробкой передач выбирают для удобства и простоты обучения. Особенно любят машины с автоматами женщины и люди, не желающие нагружать себя лишними навыками. Надо признать, что в городских условиях, с множеством светофоров и пробок нужно парковаться осторожно — автомобиль с автоматом предпочтительнее.