Каждый автовладелец рано или поздно сталкивается с необходимостью пройти техническую диагностику своего автомобиля. Однако не все, даже самые опытные водители, знают, что проверяют при осмотре транспортного средства, какие требования предъявляются к транспортному средству, какие разумные и какие уже будут уловки требовательного сотрудника. Обо всем этом и пойдет речь в этой статье.
Как проводят ТО
В общем случае техосмотр — это оценка состояния транспортного средства, по результатам которой выдается или нет документ, позволяющий автомобилю передвигаться по дорогам.
Поскольку многое зависит от добросовестности оператора СТО, необходимо подготовиться не только с технической, но и с юридической точки зрения. О правилах проведения технического обслуживания вы можете узнать в Постановлении Правительства Российской Федерации от 27.07.2012 г. 1008 от 2011 г. «О проведении технического обслуживания транспортных средств» и в законе №. 170-ФЗ от 01.07.2011 «О техническом осмотре». Эти документы содержат информацию о:
Согласно этим законодательным актам абсолютно все автомобили должны проходить техническую диагностику, за исключением:
Как проходит диагностика
На начальном этапе диагност проверяет внешнее состояние автомобиля. Следующие предметы должны присутствовать и правильно функционировать:
В ходе технического осмотра проверяется работоспособность автомобиля на 65 позиций. Но очень много внимания уделяется основным узлам автомобиля, а именно:
- Мотор. Здесь в первую очередь проверяется количество вредных веществ, содержащихся в выхлопных газах. Они не должны превышать норму. Есть серьезные скидки на автомобили старше 30 лет. Они только проверены до минимума. Производство окиси углерода не должно превышать 4,5%. Все остальные автомобили диагностируются не только на холостом ходу, но и на высоких оборотах. Помимо монооксида углерода определяется также содержание углеводородов. Автомобили, оснащенные нейтрализаторами, диагностируются специальным прибором.
- Оборудование для вождения. При проверке этого элемента инспектор должен убедиться, что люфт составляет не более 10 градусов (для легковых автомобилей) и что гидроусилитель руля и подвеска работают исправно. Для проверки рулевых тяг и их наконечников машину загоняют в смотровую яму. Перед ОБСЛУЖИВАНИЕМ убедитесь, что крышка рулевого управления плотно установлена. Если он поскользнулся во время проверки, инспектор может отправить вас обратно для повторной проверки из-за такой небольшой оплошности.
- Тормоза. Сначала проводится визуальный осмотр всей тормозной системы на предмет трещин и ржавчины, затем проверяется эффективность торможения всего автомобиля и каждой колесной оси, проверяется герметичность тормозных шлангов. Все эти позиции проверяются на специальной подставке. Водитель проезжает на нем машину сначала передними колесами (они проверяются), а затем задними колесами. При нажатии на педаль тормоза с разным усилием и блокировке ручного тормоза вся информация об эффективности каждого элемента в отдельности и всей тормозной системы в целом отображается на экране компьютера. Вся процедура занимает не более 10 минут, а полученные результаты очень точны.
- Колеса и шины. Проверяется размер диаметра колес на каждой оси (должен совпадать) давление. На этих элементах не должно быть порезов, выпуклостей, трещин. Размер протектора должен быть таким, как установленный регламентом (в зависимости от типа шины): для зимы — 4 мм, для лета — 1,6 мм.
- Световое оборудование (стоп-сигналы, поворотники, задние и передние фонари, габаритные огни). Фары и фонари всегда устанавливаются под определенным углом, они не могут быть серьезно повреждены. Как правило, следует использовать только устройства, поставляемые производителем. За исключением случаев, когда этот тип оборудования больше не доступен.
- Пружины и амортизаторы. Первый не должен тонуть, а второй — течь.
Еще один важный момент касательно прохождения диагностики зимой. Если ваш автомобиль оснащен шипованными шинами, будьте готовы к «перезагрузке». Хотя законодательного акта, запрещающего техническое обслуживание шипованных шин, нет, многие центры руководствуются тем, что шипы могут повредить ролики испытательного стенда. Результаты тестов также могут быть необъективными.
Повторная проверка
Если какое-либо из этих требований не выполняется, автомобиль отправляется на «техосмотр». Есть много времени, чтобы привести машину в порядок. Устранив недостатки, указанные при обслуживании, вы можете обратиться к тому же мастеру. В этом случае будут проверены те позиции, которые не позволили получить диагностическую карту с первого раза.
Если владелец авто по каким-то причинам решит обратиться в другую службу, проверку придется повторить. Кроме того, переключение ТО — это платная услуга, и вам придется снова оплатить полную стоимость. Поэтому, очевидно, целесообразнее прибегнуть к услугам выбранного изначально центра. Только при полном соблюдении всех государственных стандартов обслуживания можно получить диагностическую карту.
Знание правил прохождения техосмотра транспортных средств может оказаться полезным. Точно зная, что должен проверять инспектор, вы можете предотвратить попытки нечистоплотного инспектора «слишком глубоко проверить вашу машину», чтобы получить денежное вознаграждение. В любом случае давать взятку не стоит. Во-первых, многие центры оснащены камерами видеонаблюдения, и принципиальное руководство может привлечь вас к ответственности. Во-вторых, вы сами как ответственный водитель заинтересованы в том, чтобы в вашем «железном друге» все работало исправно. Ведь это гарантия вашей безопасности и безопасности ваших пассажиров.