ДТП по вине дорожных служб в гололед: судебная практика

Согласно статистике, количество аварий по вине дорожных служб, к сожалению, продолжает сохранять стабильно высокие показатели. По последним данным, каждое третье дорожно-транспортное происшествие происходит из-за ненадлежащего состояния дороги и ее оборудования. В то же время нигде не найти информацию об общей сумме ущерба, причиненного участникам дорожно-транспортных происшествий из-за недостатков и бездействия дорожно-эксплуатационных служб.

ДТП из-за дорожных служб на гололеде: судебная практика

Ознакомиться со штрафами ГИБДД по справке и номеру постановления Инструкция: что делать водителю при ДТП

Обязаны ли дорожные службы убирать гололёд и снег?

Да.

Государственные органы или владельцы дорог обязаны следить за состоянием дорог страны. В обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения входит, в том числе, ремонт и содержание дорог в России. Как правило, эти обязанности перераспределяются на специализированные организации, в народе они называются просто одним словом — «дорожники».

ДТП из-за дорожных служб на гололеде: судебная практика

Существует большое количество различных нормативных правовых актов (далее — НПА), регулирующих обеспечение безопасности дорожного движения, это:

  • Федеральные законы,
  • Технический регламент Таможенного союза,
  • куча различных ГОСТов,
  • а также различные методические рекомендации.
  • Нас также интересуют те, которые непосредственно связаны с содержанием дорог в зимний период.

    Итак, прежде всего, рассмотрим документ, который был принят и вступил в силу в марте 2014 года, а именно «Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования», в котором отражены требования к содержанию путей в зима.

    Именно в методических указаниях закреплены обязанности дорожников по борьбе с гололедом, снежными заносами и расчисткой дорог.

    В частности, к противообледенительным мероприятиям относятся:

    1. профилактическая обработка покрытий (дорог) антифризами,
    2. обработка образовавшегося льда или снежно-ледяного слоя — льда — антифризами;
    3. повысить шероховатость дорожного покрытия за счет распределения фрикционных материалов (песок, сита, щебень, шлак) на скользком льду);
    4. устройство (слои) антифриза и антипригарного покрытия типа Грикол».

    В свою очередь каждое из этих мероприятий дополнительно регламентировано требованиями, как их выполнять, как часто, какими средствами и т.д.

    Но водители не обязаны знать все эти стандарты и следить за их выполнением, это должны делать госорганы и чиновники.

    Надзор за безопасностью дорожного движения, согласно ППРФ № 716, возлагается на:

    1. Министерство внутренних дел и его территориальные органы;
    2. Министерство обороны Российской Федерации в части отдельных федеральных надзорных функций возлагает на военный осмотр автомобилей;
    3. Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации в части отдельных функций.

    ДТП из-за дорожных служб на гололеде: судебная практика

    Может ли ГИБДД указать убрать дорогу?

    Именно ГАИ в большинстве случаев обеспечивает безопасность дорожного движения на дорогах нашей страны.

    При обнаружении нарушений и несоответствий нормам содержания дорог сотрудники ГИБДД обязаны оформить документы об этом нарушении и выдать предписание дорожным службам об устранении данных нарушений. Если указанный приказ не будет выполнен в установленный срок, то обслуживающая организация будет привлечена к административной ответственности в соответствии со статьей 12.34 КоАП РФ.

    Но, как вы понимаете, на практике такие приказы обычно издаются только после того, как что-то происходит или происходит на вверенной инспекторам территории. Например, когда авария происходит из-за плохих дорожных условий или гололеда.

    ДТП из-за дорожных служб на гололеде: судебная практика

    ДТП из-за дорожных служб на гололеде: судебная практика

    ДТП из-за дорожных служб на гололеде: судебная практика

    ДТП из-за дорожных служб на гололеде: судебная практика

    ДТП из-за дорожных служб на гололеде: судебная практика

    ДТП из-за дорожных служб на гололеде: судебная практика

    ДТП из-за дорожных служб на гололеде: судебная практика

    ДТП из-за дорожных служб на гололеде: судебная практика

    ДТП из-за дорожных служб на гололеде: судебная практика

    Как задокументировать происшествие

    Оформление ДТП, в котором виновата государственная служба, обслуживающая данный участок дороги, несколько отличается от оформления обычных ДТП. В этой ситуации может быть задействовано несколько человек, но, как правило, это только один водитель.

    В первую очередь стоит помнить, что даже если последствия аварии небольшие, покидать место аварии запрещено. В противном случае автомобилист может быть привлечен к ответственности за нарушение ПДД, п. 2.5. По закону за такое деяние водитель может быть задержан на срок до 15 суток или лишен права управления транспортными средствами на срок до полутора лет.

    Если в результате ДТП пострадал автомобилист или иное лицо, то этот факт необходимо зафиксировать документально. В такой ситуации можно требовать от виновника аварии не только возмещения материального ущерба, причиненного автомобилю, но и стоимости лечения и восстановления.

    Поэтому сразу после аварии владелец автомобиля должен вызвать на место происшествия ГИБДД. К сожалению, на практике нередки случаи, когда сотрудники ГИБДД отстаивают правоту своих коллег, утверждая, что в случившемся виноват только водитель.

    Если обстоятельств дорожно-транспортного происшествия никто не видел (нет свидетелей), а также нет других пострадавших, ГИБДД постарается в кратчайшие сроки прекратить процедуру. В этом случае вся вина ляжет на участника аварии, а госслужба не фигурирует ни в каких документах.

    У автомобилистов, попавших в дорожно-транспортное происшествие из-за коммунальных услуг, есть два варианта:

    1. Соглашаясь со здоровой виной и самостоятельно беря на себя ответственность за все негативные последствия аварии.
    2. Потребовать привлечь дорожную службу к ответственности за халатное выполнение своих обязанностей, взыскать с нее возмещение всех причиненных убытков.

    ДТП из-за гололёда: кто виноват?

    Для начала приведу статистику аварий на льду:

    ДТП из-за дорожных служб на гололеде: судебная практика

    Однозначного ответа на вопрос «кто виноват» дать нельзя. Для определения вины учитывается слишком много факторов и в каждом случае они индивидуальны.

    По общему правилу вопрос вины в ДТП решается между водителем и дорожниками. Ранее мы писали об обязанностях по содержанию дорог для организаций, а что такое обязанности водителя?!

    Часто вина водителя в ДТП на гололеде одна и самая распространенная: соблюдение правил дорожного движения. В данном случае мы будем ориентироваться на соблюдение пункта 10.1 ПДД.

    10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленный скоростной режим, с учетом интенсивности движения, характеристик и состояния транспортного средства и груза, дорожных и погодных условий, в частности видимости в направление движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

    В нарушении именно этого пункта чаще всего обвиняют водителей, попавших в аварию на гололеде. Вообще этот пункт универсален, при его вольной трактовке любой может быть признан виновным практически в любом ДТП.

    Какая яма на дороге не соответствует государственному стандарту (ГОСТу)?

    ДТП из-за дорожных служб на гололеде: судебная практика

    Состояние дорог и улиц в населенных пунктах регулируется различными федеральными законами и подзаконными актами. Все дороги должны соответствовать установленному ГОСТу. На данный момент в нашей стране используется ГОСТ 50597-93, который трактуется следующим образом: размер дорожной ямы не должен превышать 15 см в длину и 60 см в ширину. Это самый важный момент: отверстие в дорожке должно быть не более 5 сантиметров в глубину.

    Этот государственный стандарт на состояние дорог был разработан в результате испытаний, показавших, что если яма на дороге больше установленной ГОСТом, то в этом случае легковой автомобиль обязательно или почти наверняка будет поврежден. Поэтому, если вы, не дай Бог, попали в яму, и автомобиль при этом получил повреждения, то, скорее всего, эта яма на дороге не соответствует установленному ГОСТу. Убедитесь в этом сами, измерив размер такой ямы на дороге.

    Когда виноваты дорожники?

    По словам водителей, попавших в аварию, они всегда виноваты. Но это легко сказать, но трудно доказать! Анализ судебной практики 2020 года позволяет дать рекомендации водителям и обратить их внимание на важные тонкости дорожно-транспортных происшествий в гололед.

    ДТП из-за дорожных служб на гололеде: судебная практика

    Фиксация обстоятельств ДТП и состояния дорожного покрытия

    Если вы не пострадали в аварии, будь вы водителем или пассажиром, постарайтесь как можно тщательнее и подробно зафиксировать все обстоятельства происшествия. Для этого необходимо сделать фото и видео сессию:

    1. дороги — и желательно, чтобы на ней был заметен лед,
    2. следы автомобиля (включая тормозной путь, если он есть),
    3. сама машина
    4. ваш урон.

    После сообщения в ГИБДД о случившемся, сразу после вызова или по прибытии на место, сотрудники ГИБДД в большинстве случаев сообщат о случившемся дорожникам и те бросятся устранять причину их заноса (убирают и вытирают пыль все). Поэтому важно устранить гололед и другие нарушения содержания дорог до вашего приезда. В обязательном порядке инспектор фиксирует эти нарушения и составляет отчет о состоянии дороги.

    Но есть проблема, очень большая проблема. Инспектору недостаточно написать словами о состоянии дороги. Он обязан измерять параметры специальными техническими средствами и отражать их показания на месте. Если этого не сделать, то доказать, что на момент аварии дорога не соответствовала установленным нормам, практически невозможно.

    Существует специальный Перечень таких основных технических средств. Эти приборы и технические средства и необходимо производить измерения.

    Мы заинтересованы в:

    8. Устройство для измерения коэффициента сцепления автомобильных шин с дорожным покрытием «ППК-МАДИ-ВНИИБД» (МАДИ-ГТУ, Москва), «Зимний» (МАДИ-ГТУ, Москва)
    114. Складная универсальная выравнивающая рейка Универсальная железная дорога «КП-231» (ОАО «Росдортех», г. Саратов)

    Рельс используется для измерения поперечных и продольных уклонов дорожных покрытий, в том числе колеи.

    Если штатный еще может иметь рельс на патрульной машине, то велика вероятность того, что есть приборы для измерения коэффициента сцепления с дорогой, и этот показатель может стать основным аргументом в суде, указывающим на гололед на дороге как на причина ДТП по вине дорожников практически нулевая. Просто потому, что инспекторы ГИБДД не используют их в своей повседневной работе, и, скорее всего, на балансе ГИБДД их очень мало.

    Может быть не лишним будет вызвать ГИБДД для указания на необходимость таких замеров, чтобы проверяющие забрали приборы из подразделения, если они там есть.

    Свидетельские показания, записи видеорегистраторов

    По возможности вам необходимо найти свидетелей вашей аварии, которые также смогут подтвердить состояние дороги, вашу скорость и другие обстоятельства происшествия. Ваши данные лучше отразить сразу в документах ГИБДД.

    Если у вас или у очевидцев есть записи DVR, возьмите их и сохраните.

    Даже ожидая регистрации инспекторов, вы можете ходить в поисках камер наружного наблюдения. Если таковые обнаружены, требуйте ходатайство (вольно написанное) при возбуждении административного расследования об истребовании их видеозаписи из ГИБДД.

    ДТП из-за дорожных служб на гололеде: судебная практика

    Обжалование определения

    Инспекторам проще всего написать, что вы нарушили ПДД 10.1, и тогда им не нужно ничего мерить, возиться с дорожниками, выписывать предписания и т.д.

    И с большой долей вероятности это произошло или произойдет в вашем случае. Поэтому, если вам инкриминируется нарушение данного пункта, то обжалуйте определение об отказе в возбуждении дела о преступлении в части указания в нем вашей вины в данном ДТП на льду.

    Экспертиза

    Не знаю, удастся ли это реализовать на практике, но в теории можно сразу обращаться в экспертные организации с места ДТП и оперативно вызывать на место ДТП эксперта, который сможет, также техническими средствами измерить необходимые параметры дороги и дать свое заключение. Важно искать учреждение, в котором имеются такие технические средства, об этом нужно сразу спросить и уточнить.

    Сбор данных осложняется тем фактом, что большинство приборов, используемых для измерения коэффициента трения, можно использовать только при температуре выше 0°C.

    Как действовать в таком случае

    В соответствии с действующим законодательством каждый владелец транспортного средства имеет право требовать возмещения материального ущерба, причиненного его транспортному средству в результате ДТП, произошедшего не по его вине.

    Возмещение производится только при оформлении происшествия в установленном ГИБДД порядке или уведомлением о ДТП.

    Помните! Для регистрации водитель должен сделать следующее:

  • позвоните по номеру 112 и сообщите о дорожно-транспортном происшествии. Помните, что транспортные средства должны оставаться в том же положении, в котором они находились в момент столкновения. Водитель обязан подать сигнал тревоги и включить сигнализацию;
  • взять данные очевидцев происшествия или попросить их остаться до приезда проверяющих;
  • водителям рекомендуется фиксировать обстоятельства ДТП, погодные условия, дорожное покрытие, обстоятельства, вызвавшие ДТП, на фото или видео;
  • кроме того, водители, застраховавшие свое транспортное средство по КАСКО, обращаются в страховые компании, выдавшие полис;
  • при прибытии на место ДТП сотрудника ГИБДД необходимо проверить правильность данных, отраженных в протоколе осмотра места происшествия. Важно, чтобы он отражал данные, соответствующие обстоятельствам аварии;
  • после заполнения протокола об аварии каждый водитель получает этот документ на руки.
  • Водитель должен понимать, что сотрудники ГИБДД посчитают, что он нарушил требования пункта 10.1 ПДД, что водители превысили скоростной режим во время движения, а ДТП произошло по вине водителей, а не дорожных организаций.

    Можно ли подать иск к дорожникам?

    Мало того, что можно будет подать иск в суд, так еще и нужно будет подавать, если вы хотите привлечь дорожные службы к ответственности и взыскать с них убытки.

    Именно к суду мы готовились, собирая доказательства по инструкции выше. Только суд может определить, кто виноват в ледовом происшествии и в какой степени. Выиграть такое дело самостоятельно вряд ли получится, поэтому стоит также позаботиться о том, чтобы найти хорошего представителя, лучше того, у кого есть опыт в подобных делах, желательно положительный. Такую практику можно найти по отзывам, а также по поиску дел с участием адвоката по ФИО.

    В ходе рассмотрения дела, скорее всего, потребуется проведение судебно-медицинской экспертизы, от результатов которой действительно будет зависеть исход дела. Но специалисты, как и инспекторы, не всегда правильно трактуют положения пункта 10.1 ПДД и указывают на их нарушение водителем.

    Если результаты экспертизы не в вашу пользу и заключение эксперта не соответствует необходимым требованиям для данного вида экспертизы, то вы должны запросить повторную экспертизу.

    Также очень важно, чтобы суд правильно распределил бремя доказывания, что и кому нужно доказывать по делу, что вам как водителю и что дорожникам, как виновнику ущерба.

    Обращение в судебную инстанцию

    Исковое заявление является основным документом, который готовится перед обращением в суд. Оно должно быть написано в соответствии с требованиями, установленными законодательством, содержать:

  • полное наименование суда;
  • сведения об истце и ответчике;
  • описание происшествия;
  • ссылки на правовые нормы, которые были нарушены;
  • требования к ответчику;
  • список прилагаемых документов.
  • При написании претензии следует воздерживаться от неформальных формулировок, выводов, иначе ее просто могут оставить без рассмотрения.

    Подготовку иска, сбор доказательств и представление интересов в суде лучше доверить автоюристу. Своевременное привлечение к делу специалиста значительно увеличивает шансы на успех.

    Судебная практика 2020 года

    Изучив достаточно большое количество судебных актов, принятых судами за последние годы, могу сказать, что выиграть такое дело крайне сложно.

    Из плюсов только 2 судебных акта:

    1. Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан по делу № 33-17991/2019. Следовательно, взаимная вина водителя и дорожников установлена ​​судом в процентном соотношении 50% на 50%.
    2. Постановление Президиума Ленинградского областного суда № 44г-23/2019 по делу № 2-632/2018. Дело было направлено на новое рассмотрение в Апелляционный суд. Следует отметить, что данный случай является массовым ДТП на МКАД.

    Но, несмотря на то, что Президиум ВОС все правильно написал и указал, при повторном рассмотрении дела решение первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований осталось без изменений. Истец не смог доказать вину дорожных служб.

    Судебная практика по ДТП с виной водителей при гололёде на дороге

  • Верховный суд — Апелляционное определение,
  • Верховный суд 33-2984/2019,
  • Воронежский областной суд — определение апелляционной жалобы 33-293/2019,
  • Курганский областной суд — определение апелляционной жалобы 33-841/2019,
  • Нижегородский областной суд — определение апелляционной жалобы 33-16570/2018,
  • суд Ненецкого автономного округа — определение апелляционной инстанции 33-82/2019.
  • Есть еще положительные практики в пользу водителей, но они на 2012-2014 годы.

    Практика, где в наледи виновными признаны дорожники

  • Оренбургский областной суд — определение апелляционной жалобы 33-7684/2014,
  • Верховный суд Коми — определение апелляционной жалобы 33-3653/2013,
  • Верховный Суд Коми, апелляционное определение 33-6150/2013,
  • Ленинградский областной суд — определение 33-398/2014,
  • Курский областной суд — определение апелляционной инстанции 33-1682-2012.
  • ДТП из-за дорожных служб на гололеде: судебная практика

    Необходимые документы для взыскания ущерба

    Для доказательства своей невиновности и взыскания ущерба с дорожных служб водителю необходимо будет обосновать свои доводы полным комплектом материалов о происшествии, в том числе:

  • протокол об административном правонарушении;
  • протокол осмотра места происшествия;
  • схема аварии;
  • акт осмотра состояния дороги и иных условий на месте ДТП;
  • письменные показания участников ДТП, свидетелей ДТП, специалиста дорожной службы;
  • решение ГИБДД по факту ДТП.
  • В документах должно быть зафиксировано наличие дефекта или нарушения правил дорожного оборудования, приведшего к ДТП, например, яма без надлежащего ограждения и предупреждающих знаков. Кроме того, должны быть внесены показания очевидцев происшествия, информация о которых была предоставлена ​​пострадавшим. В протоколе ДТП также должна быть отметка о том, что пострадавший водитель сделал фото или видеосъемку места ДТП.

    Акт осмотра должен содержать подробное описание дефекта проезжей части с указанием формы, размеров и расположения, наличия или отсутствия ограждений и предупредительных знаков в установленном порядке. По регламенту в осмотре места ДТП также участвует специалист дорожной службы, отсутствие которого также должно быть отмечено в протоколе.

    По закону водитель, пострадавший в результате дорожно-транспортного происшествия по вине дорожных служб, вправе представить собственный протокол, подписанный им и двумя свидетелями происшествия, выражающий свое мнение о причине ДТП, если протокол ГИБДД не содержит вышеуказанной информации. Этот документ может быть полезен в ходе судебного разбирательства.

    Кто кому возмещает ущерб?

    Ущерб, безусловно, должен быть возмещен автором ущерба, поэтому важно установить этого автора ущерба и доказать, что именно по его вине произошло ДТП.

    Если вы сможете привлечь дорожных рабочих к ответственности, они заплатят за ремонт вашей машины. Ущерб будет рассчитываться по общему правилу, то есть по среднерыночным ценам рынка запчастей и услуг, а не по методике ОСАГО, так как, конечно же, у дорожных служб нет и не должно быть гражданский двигатель транспортного средства.

    Но водитель также может возместить дорожным службам ущерб, если авария произошла по его вине и повреждена дорога, знаки, лежачие полицейские или светофоры.

    Покрывает ли ОСАГО?

    Если вы попали в аварию на гололеде, в которой виноваты вы или дорожники, то вы не можете оформить страховку ОСАГО.

  • если вы признаны виновным в ДТП на льду, то следует понимать, что «самогражданин» страхует вашу ответственность, а не автомобиль, поэтому рассчитывать на возмещение убытков нет смысла; только если у вас есть полис Каско,
  • у дорожников нет полиса ОСАГО в принципе, если они были виноваты, то есть компенсацию будет нести ваша организация.
  • Но ваша страховка может пригодиться в одном случае: если вас признали виновным и повредили другой автомобиль или дорожную инфраструктуру. В отличие от сервисной организации гражданская ответственность водителя должна быть застрахована по договору ОСАГО. В этом случае ваш страховщик возместит ущерб, причиненный автомобилю в результате ДТП.

    Но, к сожалению, виновному водителю придется чинить разбитую машину самостоятельно, за свой счет.

    Поэтому в заключение хотелось бы еще раз обратить внимание водителей на необходимость соблюдения скоростного режима на дорогах, особенно в снежных и гололедичных условиях.

    Досудебное урегулирование вопроса

    При наличии информации о виновнике аварии, то есть об коммунальном предприятии, для решения спора о возмещении ущерба можно обратиться к менеджеру с письменной претензией.

    В претензии указывается сумма ущерба, подлежащая возмещению, и прикрепляются реквизиты, чтобы виновная сторона могла перечислить деньги.

    Внимание! Если коммунальная служба не производит оплату в установленный срок (срок рассмотрения претензии 30 дней), то потерпевший вправе обратиться с иском в суд.

    В иске может быть указано не только о необходимости возмещения материального ущерба, но и о возмещении морального вреда и судебных издержек, понесенных истцом при обращении с иском в суд.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Правосудие в Российской Федерации - юридические проблемы и их решения
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: