Езда без переднего или заднего бампера: чем грозит и какой штраф

Законность тюнинга

Поэтому вопрос о возможности установки на автомобиль спойлера, бамперов, неродных литых дисков и других обвесов и элементов тюнинга, глушителя, кенгурятника и других не предусмотренных заводом деталей регулируется 3 регламентом:

  • Технический регламент Таможенного союза о безопасности транспортных средств (далее — Технический регламент»),
  • Постановление № 399 о порядке регистрации транспортных средств (далее «Приказ»),
  • наконец, правила дорожного движения.
  • И начнем мы с последнего нормативно-правового акта — Правила нам четко говорят, что если в конструкцию автомобиля вносятся изменения без их регистрации в ГИБДД, то мы не можем эксплуатировать такой автомобиль.

    7.18. В конструкцию ТС вносились изменения без разрешения ГИБДД МВД России или иных органов, определяемых Правительством РФ.

    С 1 июня 2020 года вступает в силу Постановление Правительства № 413. Порядок внесения проектных изменений не изменился, но сама процедура стала более четкой и регламентированной.

    Но почему вышеперечисленные элементы настройки должны быть изменениями? А с тем, что именно так и сказано в Техническом регламенте. Он имеет четкое определение внесения изменений:

    Вносить изменения в конструкцию транспортного средства: исключение не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства узлов и оборудования, произведенных после выпуска транспортного средства в обращение и влияющих на безопасность дорожного движения;

    Осталось только понять, из чего состоят составляющие автомобиля. И здесь в регламенте есть четкий ответ на вопрос:

    Компоненты транспортных средств: элементы конструкции транспортных средств, поставляемые для производства транспортных средств и (или) в качестве запасных частей (запчастей) к ходовым транспортным средствам;

    Езда без переднего или заднего бампера: чем грозит и какой штраф

    В пункте 77 также говорится, что если производитель предусмотрел установку определенного компонента или прошел оценку соответствия в составе ТС (испытания на безопасность), то его установка возможна:

    77. Транспортные средства не подлежат осмотру в следующих случаях:

  • при установке на ТС комплектующих, предназначенных для данного ТС и прошедших оценку соответствия в составе данного ТС, что подтверждается документацией производителя комплектующей;
  • предоставляется изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации;
  • Поэтому, чтобы ответить на вопрос о легальности и штрафе глушителя, бамперов, литых дисков, обтекателей крыши, фаркопа, багажника на крышу и прочих элементов отделки, нужно понимать 2 вещи: предусмотрены они или нет? конструкцией? если они влияют на безопасность дорожного движения.

    Но есть еще одна важная автоматическая тонкость: Технический регламент содержит исчерпывающий перечень регулируемых им компонентов. Значит ли это, что если какая-либо составляющая не урегулирована данным правовым актом, то она может быть поставлена ​​в любом случае, и более того, она перестает быть составной частью по букве закона?

    Именно здесь часто возникают споры между адвокатами. И логику все-таки надо соблюдать: в регламенте четко прописано, что такое изменение конструкции и что комплектующие должны проходить испытания в составе автомобиля и сертифицироваться, и даже если, например, спойлер регламентом не регламентируется (и так же, с одной стороны, не является компонентом, так как не входит в перечень компонентов, с другой стороны, по определению изменения конструкции, он все равно запрещен), это еще не значит, что он может быть установлен.

    Теперь разберемся с каждым из пунктов тюнинга: может он установлен или нет по закону, а дальше будем рассматривать штрафы и прочие риски (они есть), если это запрещено, то штраф такой же и налагается за смену конструкция транспортного средства

    Вам также будет интересно:

  • Запрещено ли атермическое окрашивание по ГОСТу и какая за это штрафная санкция?
  • Можно ли выбить катализатор? Какие последствия: штраф и техосмотр?
  • Можно ли поставить кенгурятник на Ниву и другие автомобили?
  • Обвесы и кенгурятники – не по правилам

    Езда без переднего или заднего бампера: чем грозит и какой штраф

    Когда начались набеги на тюнинг автомобилей, едва ли не больше всего пострадали владельцы внедорожников со специфическими модификациями, которых немало: силовые бампера, крылья, лебедки, приподнятые подвески, колеса увеличенного наружного диаметра взгляд ГИБДД. Например, кенгурятники «прописаны» в требованиях Технического регламента Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств (п. 11, п. 4): «Запрещается устанавливать на транспортные средства категорий М1 и Н1 конструкции, выступающие вперед в относительно линии бампера, соответствующей внешнему контуру проекции автомобиля на горизонтальную плоскость опорной поверхности».

    Помните, что М1 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, кроме места водителя, не более восьми мест для сидения, а Н1 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальной массой не более 3,5 т. То есть речь идет об основной массе легковых автомобилей и внедорожников. Дополнительную оптику также необходимо будет зарегистрировать, если она жестко крепится к автомобилю и питается от его бортовой сети.

    Конечно, не все технические новшества видны невооруженным глазом, но если у вас монстр на 37 колесах и с портальными мостами, то. скорее всего, со спутника вас будет видно.

    Не годились и ребята на спортивных машинах с обвесами, измененным сход-развалом и бесчисленными сложными доработками. За запрещенные аксессуары нужно заплатить штраф 500 рублей, но это далеко не главная проблема. В ходе процедуры легализации не весь «афтермаркет» легко убрать, а ведь при первичном осмотре в ГИБДД необходимо показать автомобиль в штатном виде.

    Можно ли поставить неродные бамперы?

    Бамперы транспортных средств включены в перечень составных частей Технического регламента. То есть это состав автомобиля, это его неотъемлемая часть. И это однозначно влияет на безопасность дорожного движения (особенно если речь идет о последствиях ДТП с участием пешеходов).

    Езда без переднего или заднего бампера: чем грозит и какой штраф

    Поэтому спортивные бампера можно устанавливать, если они соответствуют нескольким условиям:

  • соответствовать Правилам бампера ЕЭК ООН (см рисунок ниже),
  • прошли испытания на безопасность в составе вашей модели автомобиля (проще говоря, это должны быть оригинальные бампера).
  • При несоблюдении хотя бы одного условия придется вносить изменения в конструкцию через ГИБДД официально.

    Что по закону считается тюнингом

    Тюнинг – это широкое понятие, включающее в себя модификации конструкции автомобиля для улучшения его качественных характеристик, а именно:

  • Меняйте внешний вид автомобиля, например, наклейки, аэрографию или интерьер (обтягивайте сиденья, крышу различными материалами, подключайте дополнительные функции).
  • Установка систем, позволяющих увеличить скорость автомобиля за счет увеличения оборотов двигателя и реактивного рычага. При этом страдает двигатель, а замене, как правило, подлежат поршни, клапана, выхлопная система и другие детали, что снижает потери.
  • Чип-тюнинг: модификации электроники, влияющие на мощность автомобиля без внесения каких-либо изменений в двигатель.
  • Изменения агрегатов и маунтов транспортных средств (чаще всего используются стритрейсерами). Предполагает доработку подвески путем установки амортизаторов, пружин, стабилизаторов, что делает автомобиль более устойчивым и маневренным. Кроме того, вносятся коррективы в тормозную систему: внедряются высокотемпературные тормозные колодки с высоким уровнем трения, диски увеличенного диаметра и т.д.
  • Административный арест за нарушение ПДД: лучше ли соблюдать правила?

    Можно ли поставить спортивный глушитель?

    Да, опять же, если вы соответствуете двум требованиям выше. Но к глушителю есть еще одно требование — шумовой стандарт.

    И снова в дело вмешивается Технический регламент. Для автомобилей максимальный уровень шума составляет 96 децибел. Если при замере (а у ГИБДД есть средства для замера) выяснится, что ваш замененный глушитель выдает больше, то это уже штраф 500 рублей по статье 8.23 ​​КоАП.

    Насадка на глушитель

    Но эта статья уже не регулируется нормативными актами, поэтому сертификаты соответствия на нее не требуются. Другое дело, что уровень шума тоже должен быть в норме.

    Дополнительное или нестандартное освещение

    Если есть разрешение уполномоченных служб, то в таких случаях использование дополнительного освещения, установка светодиодных светильников не является нарушением.

    Но, например, используя фары с красными лампочками, те же отражатели, любую независимую оптику, ослепляющую встречных водителей, можно лишиться водительских прав на срок от 6 до 12 месяцев.

    Езда без переднего или заднего бампера: чем грозит и какой штраф

    К штрафным санкциям относятся дополнительные прожектора, увеличивающие нагрузку на генератор, аккумулятор и всю электросистему. Даже к светодиодной ленте над бампером и порогами теоретически можно придраться. В таких случаях важно, чтобы свет был направлен прямо вниз.

    Езда без переднего или заднего бампера: чем грозит и какой штраф

    Можно ли установить литые диски?

    Литые диски не являются регламентируемой Техническим регламентом деталью автомобиля. А вот болты или гайки есть, и на неродных литых дисках они вообще отличаются от оригинальных или штампованных.

    Поэтому легкосплавные диски также должны быть должным образом сертифицированы по правилам ЕЭК ООН, а также протестированы в составе вашего автомобиля, и только после этого они могут быть установлены по закону 2020 года.

    Езда без переднего или заднего бампера: чем грозит и какой штраф

    Новые правила легализации тюнинга вступят в силу с 1 июля 2020 года

    Ужесточение правил легализации тюнинга отложат на год. Новые правила вступят в силу с 1 июля 2020 года.

    Езда без переднего или заднего бампера: чем грозит и какой штраф

    Вы помните, как три года назад в некоторых городах сотрудники ГАИ устраивали облавы на джиперов и тюнеров, требуя вернуть машинам первозданный вид? Потом посыпались жалобы: почему нет четкого порядка оформления дооснащения автомобиля? Теперь этот порядок появится. (Однако новый ГОСТ, по которому автомобили с изменениями должны проходить экспертизу в сертифицированных лабораториях и который должен был вступить в силу с 1 июля, отложили на год.)

    Тюнинг — это не просто красивые диски на быстрых машинах. Под дооснащением подразумевается практически любое изменение конструкции: увеличение мощности двигателя, изменение подвески, рулевого управления, светотехники (если хотите ксенон вместо галогена), установка нестандартных порогов, силовых бамперов, ГБО, фаркопа и даже нестандартного багажник на крыше!

    Допустим, вы решили установить ГБО на новый УАЗ Патриот. Вот как это будет происходить по новому ГОСТу.

    Вам необходимо обратиться в ГИБДД и получить разрешение на переоборудование (автомобиль предварительно будет просверлен на всех базах). Затем визит с автомобилем в сертифицированную лабораторию (они есть в нашей стране поголовно) для предварительного технического осмотра. Тебе дадут роль, которую ты реально можешь поставить в свой Патриот такой-то HBO. После — посещение сертифицированного СТО (это обязательно!), где будет установлено сертифицированное ГБО. И снова бумаги.

    После СТО, рано утром на технический осмотр, для получения диагностической карты. С распухшей папкой бумаг вы вернетесь в сертифицированную лабораторию, специалисты которой должны будут подтвердить, что все было сделано правильно. И, опять же в ГИБДД, где после осмотра места внесут изменения в УСН и ПТС. И все это с документами, ксерокопиями, мокрыми штампами и чеками: «Ну-ну, а этого СТО нет в списках аттестатов…»

    Он не слабый, не так ли? Стоимость этих анализов (не считая переезда из одной точки в другую, нервов и времени) — от 5 000 до 20 000 рублей в зависимости от региона. Кроме того, во многих регионах страны таких лабораторий просто нет, и процедура будет корректироваться в соответствии с местными условиями.

    И вроде бы все правильно: сложное и опасное оборудование должно быть установлено правильно, без нарушений. Но знаете, что смешно? Если я завтра куплю точно такой же Патриот и захочу установить точно такое же ГБО, мне придется пройти те же круги ада! Так почему бы не сделать стандартный единый журнал изменений? Например, на УАЗ Патриот младше трех лет (автомобиль считается новым и не требует регулярного техосмотра) можно установить то или иное ГБО того или иного поколения, и полный список авторизованных сервисных центров. То же самое с фаркопами, багажниками и т.д. Можно сразу ехать на СТО и устанавливать оборудование!

    Но нет, наш человек должен страдать. И платить. А ведь все говорят только о том, как тюнинговать машину. А как, извините, настроить? Купил машину со старым ГБО — техосмотр уже не пройти, дорого ставить новое оборудование… Может снять цилиндр и все? Нет! В СТС написано, что ГБО установлено, значит должно быть! А если нет, то кто снимал, хорошо ли поработали, есть ли карта ТО, чистый ли выхлоп? И все по кругу, но в обратном направлении: разрешение на отзыв, авторизованный сервис, техосмотр, подтверждение удостоверяющего органа, ГИБДД…

    А если на СТС нет отметки о дооснащении — штраф 500 руб. И требование убрать «самоделки». Если в течение десяти дней не предъявить возвращенный в девственном состоянии автомобиль в ГИБДД, он будет автоматически снят с учета.

    И ведь за эту стенку будут биться обычные автолюбители, которым в общем-то нужен фаркоп, багажник, ГБО, и это все для Весты, Соляриса и Рио! Те, кто чипует и тюнингует свои машины, давно нашли выход. Например, на внедорожник ставится нестандартный бампер, который хоть как-то отвечает требованиям безопасности, а после оформления документов на его место врезается силовой швеллер бампера. Как гаишник проверит на дороге? В СТС написано, что установлен нестандартный бампер? Вот он, нестандартный! Все, шагай, солдат.

    В органы пойдут немногие, только самые честные и готовые сэкономить хоть копейку. И подавляющее большинство будет платить за роль. Сейчас это стоит около 15 тысяч рублей. Возможно, это будет дороже. Но все довольны. Как вы понимаете, вся эта бумажно-денежная бюрократия не имеет ничего общего с безопасностью. Просто доение.

    Советуем ознакомиться:

  • Новый порядок проведения медицинского освидетельствования при поступлении…
  • Новые правила прохождения техосмотра в 2018 году
  • Новые правила автонастройки вступят в силу 1 июня 2020 г
  • Можно ли повесить спойлер?

    Спойлеры не включены в число компонентов автомобиля в регламенте. Означает ли это, что ваша установка является законной? Вообще говоря, да. Спойлер, таким образом, является лишь аксессуаром, периферией автомобиля, а не его составной частью, на безопасность он никак не влияет, поэтому его установка легальна и сертификаты соответствия на него не нужны.

    За установку спойлера не должно быть штрафа. Однако на практике в дороге инспекторы ГИБДД запросто могут потребовать предъявить документы.

    Держитесь, стритрейсеры! И прочие

    Интересно, что это ужесточение коснется не только стритрейсеров, которых немало, но и законопослушных граждан, которые ездят вполне безопасно, но.. не по асфальту. Или по так называемому асфальту.

    У нас есть целые регионы, где тюнингованных машин едва ли не больше, чем стандартных («стоковых»). Например, весь Дальний Восток России, Сахалин, Камчатка. Вы забыли, что это тоже Россия? Какая сумка! Если вы хоть иногда выезжаете на природу (а все так и делают), оснастите внедорожник приподнятой подвеской, большими колесами, шноркелем, электрическими бамперами, дополнительным баком и лебедками. И не для красоты, а чтобы не оказаться беззащитным перед природой за сотни километров от дома. Однако во многих регионах нашей страны на неподготовленной машине нельзя даже с порога дома проехать. А вот на стандартный с такими же параметрами проходимости денег нет и не будет.

    Участие добровольцев в поисково-спасательных работах теперь запрещено. Те, кто везут туристов в отдаленные и труднодоступные места (их много, например, в самом Крыму)… Еще можно пожалеть продавцов допоборудования и механиков, специализирующихся на его установке. Отчасти любительский автоспорт может пострадать, в первую очередь, от тех же внедорожников. Ну а о таких мероприятиях, как Московское Тюнинг Шоу или Unlim 500, можно просто забыть.

    Это лишь частные примеры: закаливание так или иначе затрагивает интересы многих людей. Как и ожидалось, интернет-пользователи тут же подали ходатайство в Ростехнадзор, Минтранс и Президенту РФ об отмене регистрации незапрещенных изменений конструкции автомобиля. За несколько дней он собрал 24 300 подписей.

    Чем руководствуются подписавшие петицию люди? Вот несколько высказываний:

    «Спецслужбы и МЧС обращаются за помощью в основном к владельцам подготовленных автомобилей, а с такими законами помочь им будет некому», — Вениамин Ильин, Казань.

    «Я очень сомневаюсь, что колеса большего размера и рация увеличат аварийность на дорогах и будут мешать другим участникам дорожного движения, но метровые выбоины, разбросанные по всей дороге с шагом от 6 до 9 метров, делают не делай этого. Начни с себя!» — Дмитрий Мишарин, Нижний Новгород.

    «Они побуждают нас к активным поездкам по России… Но попасть во многие места без внесения изменений в конструкцию автомобиля просто невозможно. Не лишайте нас возможности увидеть Россию своими глазами!» — Светлана Меньшова, Москва.

    «Подписываюсь, потому что иначе у гаишников на трассе появится лишний повод вымогать деньги, которых сейчас все равно нет», — Владимир Ясырев, Екатеринбург

    .

    «У меня нет лишних денег на непродуманные законы», Сергей Хрупаков, Москва

    .

    «Еще один повод гомосексуалистам набить карманы», Дмитрий Кадочников, Петрозаводск

    .

    К сожалению, очевидно, что это решение буквально толкает людей на криминал, заставляет водителей давать взятки, а гаишники (это правильно) их берут. И суммы будут немалые. Ведь проступок считается тяжким и наказание достаточно суровое.

    Можно ли поменять подвеску: амортизаторы или пружины?

    Нет. Они являются компонентами автомобиля и строго регулируются законом. Следовательно, замена элементов подвески возможна только в том случае, если производитель вашего автомобиля оценит ее соответствие своей модели, а также ее соответствие стандартам ЕЭК ООН.

    Езда без переднего или заднего бампера: чем грозит и какой штраф

    Этот компонент также напрямую влияет на безопасность дорожного движения.

    Можно ли ехать без бамперов?

    Этот вопрос будет продолжать обсуждаться в 2020 году. Дело в том, что в пункте 7.18 Основных положений ПДД четко указано, что управление автомобилем запрещено, если в его конструкцию были внесены изменения без регистрации в ГИБДД.

    Допустим, вы снимали бампер, чтобы его покрасить, или он отвалился в результате аварии. Эта деталь сама по себе является составной частью автомобиля. Логично, что вы не регистрируете изменение, да и не сможете это сделать, так как это влияет на безопасность дорожного движения. И, конечно же, за это предусмотрен штраф.

    С другой стороны этой темы многие юристы ссылаются на Технический регламент, который является практически единственным нормативным актом, регулирующим изменения конструкции. И в нем можно найти всего 2 упоминания, близких к нашей теме:

  • запрещается разбирать определенное «заднее защитное устройство»,
  • бампер не должен быть поврежден таким образом, чтобы на нем были металлические закругления (например, из-за вмятины), радиус которых менее 5 мм.
  • Последний вариант к нам не относится, так как бамперов у нас явно нет. А вот для второго варианта нужно определение термина. Так вот заднее защитное устройство — это вообще не задний бампер, а устанавливается на грузовики и выглядит так:

    Езда без переднего или заднего бампера: чем грозит и какой штраф

    Таким образом, другая точка зрения заключает, что если Технический регламент не запрещает временное снятие бампера, то изменения конструкции нет вообще.

    Тем не менее, бампер по-прежнему является составной частью автомобиля, так что это просто изменение структурной целостности автомобиля.

    Какое наказание за незаконный тюнинг?

    Если вы установили элементы отделки — колеса, бампера или любые другие элементы без согласования с ГИБДД и если они не могут быть установлены по закону без такого согласования, то вам грозит как минимум 2 штрафа.

    Еще кое-что полезное для вас:

  • Как официально внести изменения в дизайн автомобиля?
  • Новые правила внесения изменений в конструкцию автомобиля и ППРФ №413
  • Багажник: менять дизайн или нет?
  • Штраф за тюнинг на 2020 год

    Если вы установили элементы отделки с нарушением Технического регламента, то вам полагается штраф в размере 500 рублей по ч. 1 ст. 12.5 КоАП; Этот штраф предусматривает любое нарушение условий, при которых запрещается эксплуатация автомобилей. Выше мы цитировали пункт 7.18 этого перечня условий внесения изменений в конструкцию.

    Этот штраф может быть оплачен со скидкой 50% в течение 20 дней со дня вынесения приговора.

    Но штраф – меньшее зло, когда дело касается незаконного тюнинга.

    Аннулирование регистрации

    Происходит это очень просто: сотрудник ГИБДД на дороге выявляет нарушение, пишет рапорт начальнику и по результатам рапорта принимает решение об отмене регистрации транспортного средства. В этом случае госномер и свидетельство о регистрации транспортного средства аннулируются и объявляются в розыск.

    Езда без переднего или заднего бампера: чем грозит и какой штраф

    Правовое основание для аннулирования регистрации ГИБДД дает вышеупомянутое Постановление № 399 – его пункт 50, в котором указано, что регистрация должна быть аннулирована при выявлении нарушений, при которых в регистрации отказано.

    В такой ситуации автовладельцу придется снять незаконный тюнинг, обратиться в ГИБДД для осмотра и переоформления автомобиля, оплатить госпошлину за УСН и ВРП, получить новые номерные знаки.

    Можно ли избежать штрафа за езду без бампера

    Избежать штрафа за езду без бампера можно, если докажете инспектору его временное отсутствие. Это можно сделать на основании акта аварии или убедив вас в том, что бампер находится в эксплуатации.
    Если бампер снят намеренно, водитель должен принять ряд мер, чтобы сотруднику ГИБДД не на что было пожаловаться. Основной проблемой отсутствия этой детали в автомобиле является невозможность фиксации номерного знака, так как в большинстве моделей автомобилей номер специально прикреплен к бамперу.

    Специалисты советуют делать следующее:

  • Установите на передней части кузова автомобиля, по оси симметрии или слева, плоскую и ровную поверхность для установки государственного регистрационного номера.
  • Номер необходимо прикрепить к специальной рамке или основе. Застежки должны соответствовать цвету основного поля.
  • Крепление не должно перекрывать или искажать информацию о номере.
  • Номер должен быть строго вертикальным, с допуском не более 5 градусов.
  • В свою очередь, номер не должен загораживать световые сигналы автомобиля и уменьшать просвет между кузовом и дорожным покрытием.
  • ГОСТ устанавливает данные требования к проставлению государственных регистрационных номеров на автомобиле, поэтому нарушение любого из пунктов не допускается.

    Важный. Если номера на авто без бампера установлены в соответствии со всеми техническими требованиями, а инспектор все равно налагает штраф, стоит оспорить его решение в суде. В этом случае целесообразно привлечь к делу опытного адвоката, который сможет доказать добросовестность автовладельца.

    Вопрос о езде без бампера не имеет однозначного ответа и полностью зависит от лояльности инспектора, остановившего машину. Практика показывает, что примерно в половине случаев избежать штрафа не удается. Поэтому в целях экономии лучше не редактировать внешний вид автомобиля и не снимать бампер с его кузова.

    Предназначение бампера на автомобиле

    В современном автомобиле бампер выполняет несколько важных и уникальных функций. Один из них чисто эстетический. Так, благодаря своему своеобразному внешнему виду, особой форме, цвету, фактуре он придает автомобилю гармоничный вид, помогает создать красочный дизайн автомобиля, привлекая всеобщее внимание. Кроме того, на него возложена важнейшая защитная миссия — защитить ключевую конструкцию автомобиля от деформации при незначительных столкновениях с другими автомобилями или посторонними предметами. А в случае серьезной аварии именно бампер стойко принимает на себя первый сильный удар, отвлекая вас от водителя и людей в салоне.

    Точно такие же важные задачи стоят перед задним бампером. И если отсутствие хотя бы одного из них как эстетического элемента автомобиля еще как-то объяснимо, то снятие его защитной части вызывает сомнения даже у правоохранителей. У них возникает резонный с точки зрения безопасности людей вопрос — почему автомобиль лишен такой защиты. Его отсутствие часто трактуется как запрещенное законом самовольное изменение конструкции автомобиля, за которое предусмотрены различные штрафные санкции.

    Именно поэтому езда без бампера чревата для самоуверенного водителя наказаниями, и если автомобилисту все-таки приходится к нему прибегать, он должен сначала хорошо в нем разобраться, узнать, чем и чем все может закончиться и в каких случаях это произойдет можно избежать нежелательного штрафа, и в котором это маловероятно, если.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Правосудие в Российской Федерации - юридические проблемы и их решения
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: