Характеристика форм и видов собственности в РФ

Суть понятия

В Российской Федерации собственниками могут быть:

  1. физические лица;
  2. юридические лица;
  3. государство является самостоятельным субъектом права.

В свою очередь представителями государства являются:

  • федеральное образование (государство в целом);
  • региональное образование (субъекты РФ);
  • муниципалитет в пределах региона (города, поселка и т д).
  • До начала действия правил приватизации (передачи государственного имущества в частные руки) государственная форма собственности была основной и практически единственной в стране. На сегодняшний день большая часть земельных владений по-прежнему находится в руках государства, но доля частных владений увеличилась гораздо больше.

    Глава 22. Право публичной собственности

    Общие положения об общественных благах

    Экономическое значение государственной собственности. Одной из важнейших функций государства является обеспечение удовлетворения общественных потребностей. Это обстоятельство признавалось уже в древности. Так, древнегреческий философ Сократ считал причиной создания государства многообразие материальных потребностей человека и невозможность их удовлетворения в одиночку. А так как удовлетворение общественных потребностей требует обобществления части национального богатства в производстве и потреблении, то общественная собственность является объективно необходимым элементом в структуре любого общества. Публичная собственность является основой формирования государственных доходов, без которой невозможно выполнение публичными юридическими лицами своих публичных функций.

    Общественная собственность тесно связана с ролью государства в экономике, наличием потребностей, удовлетворение которых не может быть обеспечено частным предпринимательством. Государственная собственность и государственный сектор служат факторами экономического роста, залогом стабильности и устойчивого развития, гарантом сохранения национального богатства. По этой причине государственный сектор довольно хорошо представлен в большинстве стран.

    Процесс формирования и развития государственного сектора экономики специфичен для каждой страны и каждого исторического периода. Объем общественной собственности определяется из общественного интереса — интереса социальной общности, признанного государством и предусмотренного законом, удовлетворение которого является условием и гарантией его существования*(916). Именно для обеспечения общественного интереса публичные юридические лица вступают в имущественные отношения в сфере гражданского оборота. Их удовлетворение невозможно даже без реализации права собственности.

    В настоящее время в нашей стране происходит масштабный передел прав собственности, и пока не совсем ясно, какое место в пореформенной российской экономике займет государственный сектор. Большинство исследователей отмечают, что официальная политика еще не выработана в отношении государственного сектора, его границ, областей применения. Идет процесс уничтожения публичной собственности и самоустранения публично-правовых образований от осуществления функций собственника. Соотношение частной и государственной собственности приблизилось к нормальным общепризнанным показателям, экономика уже не страдает от переизбытка государственной собственности, но уровень ее управления еще не отвечает потребностям современного общества.

    Такое положение во многом обусловлено все еще распространенным представлением о неэффективности государственной собственности в том виде, в каком она существовала в советское время. Кроме того, в современной отечественной юридической и экономической науке отсутствует комплексная проработка вопросов публичной собственности, а сами публично-правовые образования не имеют достаточного опыта сознательного использования и распоряжения в рыночных условиях той частью национального богатства, которая находится в его руках*. (917).

    Публичная собственность как экономическая категория отождествляется большинством экономистов с ее материальным содержанием, понимаемым как все материальные и нематериальные активы, имеющиеся в распоряжении субъектов публичного права. Некоторые авторы видят в нем сложное явление, представляющее собой совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе владения, пользования и распоряжения имуществом*(918).

    Экономическое содержание общественной собственности раскрывается через ряд основных характеристик:

    1. Общественная собственность служит для выполнения функции реализации национальных (национальных) интересов. Эта функция проявляется через накопление и распределение той или иной части национального дохода.

    2. Государственная собственность охватывает те сферы рынка, которые не представляют интереса для субъектов частной собственности из-за высоких затрат, низкой прибыли, значительных рисков и т.п.; или в которых они не могут обеспечить эффективное производство товаров; либо деятельность, с которой связаны значительные потери и угрозы существованию общества (например, производство так называемых общественных благ, национальная оборона и т.п.).

    3. Интерес преподавания публичного права является общественным интересом, поэтому управление публичной собственностью должно строиться с учетом реализации коренных социально-экономических интересов общества и государства.

    4. Природа общественной собственности в условиях рыночной экономики двойственна, она сочетает в себе два начала: рыночное и нерыночное. Поэтому оценка эффективности использования объектов государственной собственности должна основываться не на экономических критериях, а на социально-экономических.

    Таким образом, общественная собственность представляет собой сложную и иерархическую систему отношений. Поэтому в экономической литературе общественная собственность характеризуется как наиболее сложный по своей структуре вид собственности. Более сложная организационная структура, особая политическая природа собственника предопределяют специфику и значение права публичной собственности.

    Понятие права общественной собственности в объективном смысле. Действующее законодательство не содержит легального определения понятия «общественное благо». В искусстве. 214, 215 ГК РФ используются термины «государственная собственность» и «муниципальная собственность». В литературе принято называть все эти явления общественным достоянием. Государственная собственность принадлежит субъектам публичного права.

    Подобно общей концепции прав собственности, проводится различие между правами публичной собственности в объективном и субъективном смысле. Право общественной собственности в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению общественными благами.

    Право публичной собственности является составной частью (подинститутом) гражданско-правового института «имущественное право». В то же время в науке отсутствует единый подход к определению места данного свода норм в системе права.

    Продолжаются дискуссии о различиях в публично-правовой и частноправовой интерпретации прав собственности. Специальное назначение публичной собственности и особенности правового режима некоторых ее объектов вызвали в литературе спор о том, как регулируется публичная собственность: государственно-правовым, гражданско-правовым или комплексом сложных правил. Несомненно, что право на общественную собственность имеет большое практическое значение не только для гражданского права, но и для других отраслей права. Но это не делает его сложным или государственно-правовым. Многогранное использование субъективного гражданского права не редкость в правовой действительности, но это не делает нормы, его регулирующие, сложным сводом правил).

    Общественная собственность не может быть оторвана от права собственности вообще. Поскольку право собственности является гражданско-правовым институтом, право на общественную собственность необходимо рассматривать в рамках гражданско-правовых категорий.

    Понятие права публичной собственности в субъективном смысле. В субъективном смысле право на общественную собственность — это право граждан Российской Федерации и населения определенной территории прямо или через уполномоченные ими органы владеть, пользоваться и распоряжаться общественным имуществом для удовлетворения общественных нужд интересы.

    Содержание права публичной собственности выражается через традиционную триаду полномочий собственника: владение, пользование и распоряжение. В советский период в литературе предпринимались попытки обособить государственную собственность от других форм собственности путем наделения государственного собственника определенными полномочиями. Так, некоторые ученые говорили, что содержанием права публичной собственности являются лишь исходные полномочия: управление; другие дополняли традиционную триаду компетенций другой – управленческой или двумя компетенциями – управленческой и контрольной; третьи — в традиционной триаде полномочий право собственности было заменено правом управления. Современные исследователи не желают разделять такие взгляды.

    Действующее законодательство связывает форму собственности исключительно с владением товарами различными субъектами, а объем их полномочий одинаков, поэтому административные полномочия не должны включаться в содержание прав публичной собственности. Все действия собственника выполняются в пределах трех полномочий, независимо от предмета. Кроме того, законодательство об управлении государственным имуществом включает осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества и распоряжение акциями ОАО, находящимися в федеральной собственности*(919).

    Роль права общественной собственности в литературе неоднозначна. В гражданском обороте публичные юридические лица действуют на тех же принципах, что и другие субъекты гражданского права. На основании этого обстоятельства некоторые исследователи утверждают, что разграничение форм и видов права собственности утратило свое гражданско-правовое значение, и теперь права частной и публичной собственности следует рассматривать как общее обозначение различий в правовом режиме отдельных объектов прав собственности* (920). Однако нельзя отрицать, что вотчинно-правовой статус публично-правовых образований имеет ряд характеристик, которые обусловлены особыми функциями этих образований (представление и защита публичных интересов). Действующее законодательство не говорит о равенстве форм собственности, поскольку п. 4 ст. 212 ГБ.

    Напротив, некоторые авторы указывают, что никакого равенства форм собственности быть не может. В частности, среди специалистов в области конституционного и государственного права популярна концепция «общественной и частной собственности государства», согласно которой участие государственного имущества в гражданско-правовом обороте должно быть исключением, а не правило, в противном случае государственная собственность приобретает совершенно иное качество, не свойственное ее природе* (921). Поэтому правовое регулирование публичной собственности должно получать совершенно иные свойства от частной собственности. «Реклама» таких товаров проявляется в их особом статусе, направленном на непосредственное выполнение общественных функций* (922).

    Однако сторонники этой концепции, прежде всего, не учитывают, что законодательством уже закреплено так называемое исключительное имущество, которое не подлежит отчуждению и изъятию из оборота. Во-вторых, рассматривая государство, участвующее в гражданско-правовых отношениях, как некоего «частного собственника», они игнорируют, что ни государство, ни другие публичные субъекты не могут обладать такими характеристиками. Их действия всегда направлены на удовлетворение общественных интересов. Роль собственника они играют исключительно для этих целей: в противном случае было бы невозможно получение ренты, а значит, и гарантии прав и интересов общества и его участников. У государства не может быть личных интересов априори. Вся ваша собственность, как и собственность любой публичной организации, является публичной.

    Таким образом, нельзя говорить ни о полном слиянии общественной и частной собственности, ни об их принципиальном различии.

    Особенности права публичной собственности. В соответствии с пунктом 3 ст. 212 ГК РФ, законом могут быть установлены особенности приобретения и прекращения права владения имуществом, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, является ли оно частной или публичной собственностью. Действующее законодательство позволяет выделить следующие характеристики права публичной собственности.

    1. Публичная собственность характеризуется принципом всеобщности, означающим, что в общественной собственности может находиться любое имущество, в том числе изъятое из оборота и ограниченное в обороте. Частная собственность, хотя и признана основной формой собственности, устанавливается в нашей стране, как и в большинстве обществ с развитой рыночной экономикой, по остаточному принципу: любое имущество, не относящееся к общественной собственности, может быть вашим объектом.

    2. Отдельные виды имущества могут находиться только в государственной или муниципальной собственности (пункт 2 части 3 статьи 212 ГК РФ). В российской правовой традиции такое имущество принято называть исключительным имуществом. В постсоветское время этот термин в законодательстве не используется, а в некоторых актах по примеру европейского права такое имущество именуется национальным достоянием народов Российской Федерации*(923). Осуществление права собственности на такое имущество должно обеспечивать не столько интересы публичного юридического лица, сколько интересы граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования. Такое имущество, как правило, изымается из оборота.

    Перечень объектов, которые могут находиться в исключительной собственности публично-правовых лиц, определяется законом. Но единого нормативного акта, содержащего исчерпывающий перечень такого имущества, в российском законодательстве до сих пор нет. Определенные виды этого имущества названы в законах о природных ресурсах и приватизации. Большинство исследователей признают, что такая ситуация не отвечает запросам общества. Выделение имущества в единоличную собственность направлено на обеспечение экономической и иной безопасности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, поэтому необходим единый перечень такого имущества. В то же время в законодательстве наблюдается тенденция к сокращению перечня объектов собственности.

    3. Учитывая, что субъекты публичного права не могут непосредственно осуществлять права собственника, специальные органы и лица, указанные в ст. 125 ГБ. Иными словами, Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования участвуют в гражданских правоотношениях через своих специально назначенных органов или представителей.

    По общему правилу от имени Российской Федерации и ее субъектов в пределах их ведения действуют органы государственной власти, а от имени муниципальных образований — органы местного самоуправления.

    В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» органы федеральной государственной власти, осуществляющие права собственника от имени Российской Федерации, являются федеральными службами, не относящимися к осуществлению контроля и надзора, а также к федеральным зависимостям* (924).

    Система законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации создается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и издаваемыми по этим вопросам законами Российской Федерации. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (статья 131 Конституции РФ).

    Права и компетенция органов, уполномоченных выступать от имени Российской Федерации, ее субъектов или муниципального образования, определяются регламентом соответствующего органа и иными нормативными актами.

    Помимо органов, интересы публично-правовых лиц могут представлять иные юридические лица и граждане. Такое представительство допускается в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований, только при наличии специального распоряжения соответствующего публичного юридического лица*(925).

    4. Право на общественную собственность может возникнуть по тем же основаниям, что и право на частную собственность. Но, кроме того, Гражданским кодексом предусмотрены особые основания приобретения публичной собственности, которые не могут порождать появление частной собственности:

    поступления в государственную собственность обнаруженных кладов, содержащих вещи, относящиеся к памятникам истории и культуры (пункт 2 статьи 233);

    прием бесхозного недвижимого имущества, находок и брошенных животных в муниципальную собственность (пункт 3 статьи 225, пункт 2 статьи 228, пункт 1 статьи 231);

    отчуждение у частного собственника вещей, изъятых из оборота или ограниченного в обращении (пункт 2 статьи 238);

    изъятие недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (статья 239);

    выкуп культурных ценностей, находящихся в бесхозяйственном управлении (статья 240);

    реквизиция, конфискация и национализация частной собственности (статьи 242, 243, 306).

    Гражданским законодательством также предусмотрен частный случай прекращения права на публичную собственность, а именно приватизация, в результате которой публичная собственность превращается в частную.

    5. Существует определенная специфика публично-правовых лиц как собственников недвижимого имущества. Поэтому подать заявление о банкротстве они практически не могут. Кроме того, в отличие от других собственников, они не отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом, поскольку имущество, закрепленное за унитарными обществами и учреждениями, и объекты исключительной собственности освобождаются от взыскания.

    На какие наделы распространяется право публичной собственности

    В целом каждый участок может находиться во владении государства. Главное, соблюдать общие требования:

  • лимиты, установленные при опросе;
  • номер лица и регистрация в Кадастре;
  • направление.
  • Однако в Земельном кодексе упоминается ряд земель, которые могут находиться только в собственности государства. Это земли, которые имеют категорию:

    1. лесной фонд;
    2. водное дно и прибрежная зона;
    3. памятники природы и объекты особого значения, федерального значения;
    4. земли запаса с расположенными на них объектами федерального значения;
    5. земли, предназначенные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации;
    6. объекты с инфраструктурой общественного значения: теле- и радиовышки, дороги, акведуки и линии электропередач, космические объекты и другие земельные участки, отвечающие требованиям государства в целом;
    7. земли, содержащие полезные ресурсы федерального значения.

    Эти уступки также подлежат государственной регистрации права собственности. Кроме того, на землю, находящуюся в государственной собственности, распространяются правила и нормы использования, принятые для частных владельцев:

  • использовать только по целевому назначению, указанному в Кадастре в графе «категория грунта»;
  • содержать участок в чистоте, не допуская истощения территории, заботясь об экологической безопасности;
  • соблюдение правил землепользования.
  • Субъекты и объекты

    Независимо от того, являются ли субъекты собственности частными или государственными, они действуют по единым правилам. Следует отметить, что при наличии у государства определенных преимуществ и полномочий в сфере землеустройства оно должно соблюдать нормы действующего законодательства Российской Федерации в отношении землепользования.

    Следующие требования распространяются на всех без исключения владельцев:

  • использовать землю по целевому назначению, исходя из категории земли, к которой относится эта земля;
  • в процессе использования земельного участка принимать комплексные меры по охране окружающей среды и снижению негативного воздействия;
  • вести земельный учет.
  • К федеральной собственности относятся земельные массивы, расположенные в пределах Российской Федерации, которые на праве единоличной собственности отчуждаются федеральным органом исполнительной власти, Федеральным агентством по управлению государственным имуществом.

    Земли, находящиеся в федеральной собственности, могут участвовать в обороте или быть изъяты из оборота. К землям, изъятым из оборота, относятся земли с особо плодородными почвами, земли, на которых организованы федеральные курорты и санатории и т д.

    Кроме того, ограничен оборот следующих земель:

  • места воинской славы и места, где происходили важные исторические события федеральной сферы;
  • леса и водоемы;
  • земли, предназначенные для хранения и обращения с особо опасными отходами;
  • земли с месторождениями полезных ископаемых;
  • земли, на которых организованы заповедники;
  • особо охраняемые природные территории на территории Российской Федерации.
  • Следует отметить, что приведенный выше список не является исчерпывающим. Есть и другие земли, оборот которых существенно ограничен или запрещен. Решение о присвоении земельному участку соответствующего статуса принимается органами власти федерального или регионального уровня.

    В ходе обязательной регистрационной процедуры сведения о том, кому принадлежит земельный участок, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

    Помните! Субъектом государственной собственности может быть как Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, так и субъекты Федерации в лице региональных органов исполнительной власти, управляющих имуществом.

    В вопросе государственной собственности существует дифференциация. В основе этого процесса лежат различия в статусе правоспособности различных объектов и их территориальном зонировании.

    Принято различать следующие виды объектов собственности:

  • федеральный собственник;
  • государственные собственники.
  • Право собственности федерации или субъекта федерации возникает на основании правовых актов, созданных на основе анализа прецедентов:

  • формирование законов, послуживших основой для возникновения права собственности;
  • прекращение права, послужившее основанием для прекращения права собственности;
  • изменение прав, послужившее основанием для изменения права собственности.
  • Различие в управлении

    Субъекты Российской Федерации состоят из муниципальных образований. Земля каждого субъекта делится на:

  • неотчуждаемые множества, принадлежащие государству в целом и не могущие быть переданы ни в ведение субъектов, ни муниципалитетов, а тем более в частные руки;
  • отчуждаемые договоренности. В гражданском праве существует возможность передачи части земель в управление регионам, а затем муниципалитетам. Это земли, которые могут быть переданы в частные руки. Право передачи остается в руках муниципальных властей. Однако частная собственность на землю возможна только по определенным правилам.
  • Экономическое содержание публичной собственности

    Общественная собственность имеет ряд характеристик, раскрывающих ее экономическое содержание. Итак, общественная собственность:

    Вам нужно подобрать научные статьи для академических работ? Введите тему и получите ответ в течение 15 минут Получить помощь

  • необходимые для выполнения функций по реализации национальных и национальных интересов, что проявляется через накопление и распределение какой-либо части национального дохода;
  • охватывает области рынка, которые не представляют интереса для частных лиц из-за низкой прибыли, высоких затрат, высоких рисков и т д.; в районах, где частная собственность не может обеспечить интенсивное производство товаров; когда есть риск значительных убытков и т.д.;
  • владеет объектами, управление которыми должно строиться с учетом основных экономических и социальных интересов государства и общества;
  • в рыночной экономике имеет двойственную природу, сочетая рыночные и нерыночные начала; В идеале оценка использования государственной собственности должна основываться на социально-экономических критериях.
  • Наблюдение 1

    Общественная собственность представляет собой сложную иерархическую и сложную систему отношений. Политический характер собственника, более сложная организационная структура предопределяют роль и особенности права публичной собственности. Общественные блага можно рассматривать как блага, принадлежащие публичным юридическим лицам в имущественном праве.

    Право публичной собственности можно рассматривать с двух сторон:

  • в объективном смысле, как совокупность различных правовых норм, регулирующих общественные отношения по пользованию, владению и распоряжению общественными благами.
  • в субъективном смысле как право народа Российской Федерации и населения определенной территории, которое может прямо или косвенно через уполномоченные органы пользоваться, владеть и распоряжаться общественным имуществом для удовлетворения общественных интересов.
  • Содержание права публичной собственности составляют полномочия собственника: пользование, владение и распоряжение.

    Правила передачи участков в частные руки

    Государственные образования переходят к частным собственникам (физическим и юридическим лицам) на основании:

  • права пользования оплачены (договор аренды);
  • постоянные бессрочные права пользования;
  • пожизненно наследуемые права владения (участки в настоящее время на этом основании не выдаются, но выданные ранее на эту форму собственности продолжают существовать).
  • Все эти варианты осуществляются без смены собственника: земля используется физическим лицом, но продолжает принадлежать муниципалитету.

  • Преимущества такой недвижимости: нет необходимости платить земельный налог, так как эта обязанность возлагается на собственника, а государство не может быть налогоплательщиком;
  • Минусы: Нет возможности использовать сайт как инструмент обогащения и передавать его третьему лицу: продавать, завещать, дарить.
  • Преимущества

    Большинство людей, использующих государственное имущество на правах аренды, стремятся как можно скорее зарегистрировать его в собственность. Однако не всегда нужно торопиться с этим. На примере муниципальной квартиры рассмотрим преимущества жилья, находящегося в собственности на условиях социального найма. К ним относятся следующие:

  • Никаких налогов на недвижимость. С собственников взимается ставка от 0,3 до 2% от кадастровой стоимости недвижимости.
  • Возможность улучшить жилищные условия. Если квартира не соответствует установленным нормам, то в будущем жильцы смогут получить жилье большей площади.
  • Если квартира утрачена по причинам, не зависящим от арендатора (например, из-за пожара или землетрясения), государство обязано предоставить альтернативное жилье.
  • Передача права собственности на казенную квартиру другому лицу просто невозможна. Поэтому мошенники в данном случае остаются бессильны.
  • Собственность на общественные объекты была особенно распространена в Советском Союзе. Но и сегодня здесь много жилых домов, принадлежащих государству. Как видите, жилье, предоставляемое по социальному контракту, имеет ряд преимуществ.

    Особенности форм и видов собственности в Российской Федерации

    Как приватизировать землю, находящуюся в публичной собственности

    Эти правила регулируют Гражданский и Аграрный кодексы. Варианты приватизации:

    1. бесплатная регистрация после определенного периода использования. Это право предоставляется льготным категориям граждан: многодетным семьям, семьям, построившим себе жилой дом на участке, семьям, ведущим ведение хозяйства на желаемой территории более 5 лет, муниципальным и районным служащим, землепользователям в составе СНТ и дачных товариществ. Также в этот список могут быть включены и другие бенефициары; это решают региональные власти;
    2. выкуп до кадастровой стоимости. Данная процедура может быть осуществлена ​​через торги (участие в аукционе) или без них. Это зависит от назначения и стоимости земли, а также целей, для которых будущий владелец хочет купить землю.

    Аукционы

    Инициировать аукцион может как будущий владелец, так и имущество. Правила, по которым строятся аукционы, если они были инициированы муниципалитетом:

  • организовать межевание с определением границ;
  • уведомляет потенциальных участников торгов о предстоящих аукционах через средства массовой информации и свой официальный сайт.
  • Если составитель является частным лицом, в его обязанности входит:

  • подача заявки или приказа о продаже желаемого участка с обоснованием ее целей;
  • обследование этой местности;
  • присутствие на аукционах, участие в них.
  • Документы для приватизации

    Если в результате аукциона участок обретает нового владельца, необходимо заключить договор купли-продажи с представителем муниципалитета, а затем зарегистрировать недвижимость в Кадастровой палате. Необходимые документы для покупки:

    1. заявление в муниципалитет;
    2. документ, удостоверяющий личность (паспорт) или регистрационные документы юридического лица;
    3. акт обследования;
    4. если участок уже был в пользовании: подтверждающие это документы (договор аренды, порядок выдачи земли в бессрочное пользование и т.п);
    5. протокол аукциона или документы, подтверждающие право покупки земельного участка без аукциона (льготный статус);
    6. квитанции об оплате участия в торгах, стоимости земли и т.д.

    Для легализации:

    1. заявление о внесении изменений в кадастровый паспорт в связи со сменой собственника;
    2. паспорт или учредительные документы;
    3. контракт на продажу;
    4. пограничная плоскость;
    5. квитанция об уплате государственной пошлины.
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Правосудие в Российской Федерации - юридические проблемы и их решения
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: