К чему готовиться владельцам самостроев после принятия закона об их сносе

Работы, которые проводятся при полной очистке территории от ветхих, аварийных, морально устаревших и ненужных построек, принято называть демонтажем или сносом. В нормативной документации на снос или демонтаж объекта дается следующее определение этого процесса: снос зданий и сооружений – это ликвидация объекта для его разборки или уничтожения.

К чему готовиться владельцам самостроя после принятия закона о его сносе

Способ ликвидации, то есть уничтожение объекта, выбирается и обосновывается в проектной документации на снос. Он предназначен для быстрой, экономичной и безопасной работы. Также описаны мероприятия по подготовке территории к новому строительству или использованию ее для отдыха и оздоровления проживающих поблизости людей.

Скорость разборки и ее безопасность зависят от точности, правильности, обоснованности и грамотности всего комплекта проектной документации.

Безопасность должна быть гарантирована:

  • для работников, вовлеченных в процесс разрушения аварийного или устаревшего здания или сооружения;
  • для населения, проживающего вблизи места сноса;
  • для пешеходов и транспортных средств, движущихся по прилегающим улицам и дорогам;
  • для специализированного дорогостоящего оборудования и тому подобное.
  • К чему готовиться владельцам самостроя после принятия закона о его сносе

    Таким образом, документация на вывод из эксплуатации представляет собой комплект документов, которые необходимы для организации подготовки к сносу, выбора техники и способа разрушения объекта, проведения ликвидационных работ и прочего.

    Основная документация для безопасного сноса здания?

    К основной документации для безопасного сноса здания относятся ППР и ПОР. Проект сноса или ППР является одним из основных документов на демонтаж. Он относится к разряду обязательных организационно-технических документов и имеет важную технологическую составляющую.

    К чему готовиться владельцам самостроя после принятия закона о его сносе

    https://pandia.ru/text/80/294/18485-2.php

    В ППР перечислены и технически обоснованы все работы по сносу, от подготовки до полной уборки территории и ее благоустройства.

    PPR также описывает:

  • основа для его развития;
  • обоснование выбора способа сноса объекта;
  • критерии выбора методов и методов работы;
  • перечень объектов, подлежащих сносу, например, если сносится заводской комплекс, это будет перечень цехов и подсобных помещений;
  • перечень мероприятий по завершению эксплуатации объекта(ов) и его безопасному демонтажу;
  • сведения о полученных или требующих согласованиях в соответствующих органах согласования по применению технических решений и потенциально опасных способов сноса, например, снос с применением взрывчатых веществ;
  • перечень мероприятий по обеспечению безопасности работников, окружающей среды и/или жителей прилегающих микрорайонов;
  • план или схема места сноса с прилегающими сооружениями, территориями, сносимым зданием, сетями и устанавливаемыми штатными и временными инженерными сооружениями;
  • обоснование средств защиты и способов защиты коммуникаций и инженерных сетей;
  • оценка степени вероятности повреждения сетей наземной и подземной инфраструктуры при сносе здания;
  • опасные зоны при обрушении или разлете обломков, пыли, газов и т.п;
  • меры по сохранению и/или защите зеленых насаждений;
  • планы и мероприятия по частичному или полному восстановлению растительного покрова на участке;
  • блок-схемы последовательности планов вывода оборудования из эксплуатации и демонтажа;
  • прогнозы, расчеты и обоснование опасных зон, полученные по предлагаемой методологии вывода из эксплуатации;
  • меры по предотвращению проникновения людей в опасные части или зоны места сноса или помещений сносимого объекта;
  • сведения об инженерно-коммуникационных сетях, оставшихся после сноса;
  • решения о вывозе или переработке/утилизации металлолома и материалов из сносимого строения или здания;
  • меры по обеспечению безопасности граждан, проживающих в домах, или работников зданий, прилегающих к месту сноса, по их оповещению или организации оцепления и, при необходимости, эвакуации.
  • Второй основной и важной частью проектной документации на снос объекта является ПОР – проект организации работ.

    ПНР разрабатывается в соответствии с новым Градостроительным кодексом Российской Федерации и Законом 340-ФЗ. Он ввел новое понятие – «снос объекта капитального строительства» путем его разрушения, демонтажа и/или разборки.

    К чему готовиться владельцам самостроя после принятия закона о его сносе

    https://sps-m.ru/our-services/

    Проектные работы по сносу могут выполнять только члены СРО (саморегулируемой организации).

    ПОР разрабатывается на весь комплекс демонтажных работ крупной компании, например, нескольких цехов и на каждый цех или здание в отдельности.

    В ERP должны учитываться риски изменения погодных условий, степень стесненности места сноса, близость действующих производств, общественных зданий или жилых домов, загруженность дорог и тому подобное.

    В ПОР входят следующие работы:

  • отключение наружных инженерных сетей от демонтируемого объекта и заглушение оставшихся;
  • об обеспечении временных путей подъезда и движения автотранспорта по участку;
  • ограждать опасную зону запираемыми транспортными и рабочими воротами;
  • для защиты окружающей территории и объектов от пыли и грязи на дорогах;
  • на доставку бункеров (контейнеров) для сбора строительных материалов и мусора;
  • по подготовке оборудования для обеспечения безопасности при разборке зданий;
  • для установки строительных лесов, подмостей, личного страхования рабочих и защиты существующего инженерного оборудования, механизмов и регулярных коммуникаций;
  • о том, как обеспечить пожарную безопасность и газ в методах пожаротушения и многое другое.
  • К чему готовиться владельцам самостроя после принятия закона о его сносе

    К чему готовиться владельцам самостроя после принятия закона о его сносе

    К чему готовиться владельцам самостроя после принятия закона о его сносе

    К чему готовиться владельцам самостроя после принятия закона о его сносе

    Снос объекта – нужно ли проектирование и согласование

    Независимо от характеристик капитального объекта или незавершенного строительства его снос представляет потенциальную опасность для соседних зданий, наземных и подземных коммуникаций, людей и имущества. Поэтому бесконтрольный и внеплановый снос не допускается. Это прямо установлено ст. 55.30 Градостроительного кодекса ().

    К чему готовиться владельцам самостроя после принятия закона о его сносе

    Снос здания может осуществляться только на основании проекта. Описывает все работы, требования техники безопасности.

    Для соблюдения требований кодекса владелец объекта должен:

  • оформить или получить документы, являющиеся основанием для сноса;
  • запросить проектную документацию, в которой будут описаны требования по охране труда;
  • согласовывать отдельные виды работ, в том числе с коммунальными службами, электриками, ГИБДД и другими структурами;
  • выполнять демонтажные работы строго в соответствии с проектной документацией, компенсировать возможный ущерб земле, зеленым насаждениям;
  • заказать акт осмотра у кадастрового инженера для фиксации освобождения участка объекта;
  • обратиться в Росреестр для снятия сносимого объекта с учета, аннулирования сведений о нем в ЕГРН.
  • Составлять проект не нужно, если снос планируется для временного и непостоянно возводимого здания, хозяйственной постройки, павильона без фундамента и ряда других объектов.

    Комментарий эксперта. В большинстве случаев решение о сносе объекта принимает его владелец. Ниже приведены наиболее распространенные причины такого решения. Снос также возможен на основании судебного акта или распоряжения государственного органа. Чаще всего это связано с незаконным или самовольным строительством, которое угрожает жизни и здоровью людей, наносит ущерб имуществу и окружающей среде.

    нет п/п Обязательные процедуры сноса здания Описание
    а Принятие решения, подготовка подтверждающих документов Правообладатель может принять решение о сносе объекта и его демонтаже. Снос также возможен на основании решения суда.
    два Подготовка проектной документации Вы можете составить отдельный проект на снос здания, выбрать и обосновать способ и порядок проведения работ. Также раздел сноса (демонтажа) можно оформить в проекте на строительство новостройки.
    3 Проведение демонтажных работ Подрядчик осуществляет демонтаж объекта, выполняет демонтажные работы строго по проекту.
    4 Оформление акта осмотра на вывоз объекта Акт осмотра составляется для подтверждения того, что объект перестал существовать в природе. На основании закона о ЕГРН исключит сведения из ЕГРН и аннулирует кадастровый номер.

    Основания для сноса объекта

    Чтобы приступить к проектированию и сносу здания, необходимо подготовить документы на фундамент. В зависимости от ситуации и целей клиента это может быть:

  • решение собственника (например, необходимо ли освободить землю под новое строительство или использовать участок не по назначению);
  • решение государственного или муниципального органа об изъятии участка, в том числе с выкупом, возмещением расходов на снос здания;
  • решение суда по спору о правах на объект, о сносе незаконной постройки и освобождении участка.
  • Основание, на котором будет производиться снос, может иметь значение уже на этапе заказа проекта. Например, если собственник отказывается выполнять решение суда, принудительный снос будет осуществляться с участием судебных приставов, наняв подрядчика. В этом случае проект будет оплачен из бюджета соответствующего уровня, но все затраты будут взысканы с респондента.

    Комментарий эксперта. Если для предстоящего строительства нового здания планируется снос, оформляется единая проектная документация. Работы по сносу будут описаны в общем разделе проекта, а заказчик будет утвержден по общим правилам ГК РФ (экспертиза, государственный надзор в строительстве). Соответственно, после выполнения всех процедур и работ в ЕГРН появится запись о вновь образованном объекте, а информация о сносимом здании будет исключена из записи.

    Калькулятор стоимости и сроков наших услуг — здесь

    К чему готовиться владельцам самостроя после принятия закона о его сносе

    В проекте сноса составляются схемы выполнения работ, применения спецтехники, складирования и вывоза материалов.

    Нужен ли проект, если здание рухнуло само по себе

    Здание может разрушиться вследствие чрезвычайных или природных обстоятельств: из-за износа, износа и истощения ресурса, из-за стихийных бедствий, из-за техногенных катастроф, взрывов, пожаров. В этом случае для исключения информации об уничтоженном объекте из ЕГРН может потребоваться:

  • постановление или справка из материалов уголовного дела;
  • справка из МЧС о пожаре и гибели имущества;
  • акты и решения государственных органов о чрезвычайных ситуациях, стихийных бедствиях.
  • Если объект разрушен не полностью, может быть принято решение о его восстановлении или сносе. Для этих работ заказывается проект сноса, реконструкции и ревизии. Если остались только разрушенные конструкции здания, также требуется проектная документация на их окончательный демонтаж (демонтаж) и утилизацию. Если вы не знаете, какие документы нужны для сноса объекта в вашем случае, лучше проконсультируйтесь с нашими специалистами по проектированию.

    К чему готовиться владельцам самостроя после принятия закона о его сносе

    Отдельно составляются схемы работы спецтехники на месте демонтажа или сноса.

    Документация на снос, которую нужно оформить или получить

    Помимо документации на снос или демонтаж объекта, разрабатываемой в рамках ППР и ПРП, для начала демонтажных работ требуется большое количество дополнительных документов. Они должны быть подготовлены, утверждены, согласованы и получены от различных контрольных, разрешительных и координационных органов. Это такие документы, как:

    К чему готовиться владельцам самостроя после принятия закона о его сносе

  • разрешение на снос;
  • схема маршрутизации или ODD;
  • схема временного ограждения места сноса и способ его установки;
  • план строительства, утвержденный ГИБДД;
  • разрешение в открытом порядке в ГИБДД для установки на въезде ограждения для выезда места сноса на проезжую часть улицы;
  • акты по сносу зеленых насаждений — деревьев, кустарников и т.п или по их консервации;
  • входной регистр, позволяющий вырезать зеленые насаждения;
  • документы для согласования работ в водоохранной зоне водохранилища и другое.
  • К чему готовиться владельцам самостроя после принятия закона о его сносе

    Этот список может быть дополнен или изменен для разных ситуаций.

    Где и как согласовать проект на снос объекта

    Отдельный проект на снос здания не нуждается в специальном согласовании. Подразумевается, что соблюдение техники безопасности будет осуществлять проектировщик, имеющий соответствующую квалификацию и включенный в реестр. Однако для выполнения работ ГК РФ установлены следующие требования:

  • подрядные демонтажные работы могут выполнять только предприниматель и компании, входящие в специализированную СРО (членство в СРО не требуется только для отдельных видов работ);
  • перед началом работ необходимо получить условия энергоснабжающих организаций на отключение коммунальных услуг, электричества, газа;
  • органам, на территории которых находится объект, направляется уведомление (это необходимо сделать не позднее, чем за 7 дней до начала работ).
  • Экзаменационные материалы и проект прилагаются к звонку. Эти документы необходимы для того, чтобы власти знали о проводимых работах и ​​могли гарантировать надлежащую безопасность.

    Калькулятор стоимости и сроков наших услуг — здесь

    К чему готовиться владельцам самостроя после принятия закона о его сносе

    После снятия объекта с кадастрового учета заявителю будет выдана выписка из ЕГРН. На этом процесс утверждения завершен.

    Куда обращаться после завершения сноса

    Когда работа завершена, необходимо официально подтвердить, что объект прекратил существование и участок освобожден. Для этого проводятся следующие мероприятия:

  • необходимо заключить договор с кадастровым инженером, запросить акт осмотра;
  • с актом нужно обратиться в Росреестр или МФЦ, чтобы аннулировали регистрацию сносимого объекта, аннулировали его кадастровый номер;
  • по завершении регистрации заявителю будет выдана выписка из ЕГРН.
  • После снятия объекта с учета все необходимые процедуры будут считаться выполненными. На освободившемся участке можно спроектировать новую застройку или изменить виды разрешенного землепользования.

    Комментарий эксперта. В ходе сноса объекта могут проводиться проверки государственного надзора за строительством, ресурсоснабжающих организаций, МЧС, Роспотребнадзора и других ведомств. При выявлении нарушений заказчик и/или исполнитель могут быть оштрафованы, подать предложение об удалении замечаний. При наличии реальной угрозы жизни и здоровью людей, окружающей среде или имуществу работы по сносу могут быть приостановлены. Чтобы избежать подобных проблем и получить проект, строго соответствующий требованиям безопасности, обращайтесь в Smart Way.

    Исполнительная документация на демонтаж

    Согласно нормативному документу – СНиП 3.01.04-87, к исполнительным документам на демонтажные работы относятся: первоначальный комплект рабочих чертежей на строительство и/или демонтажные работы со всеми изменениями, внесенными при возведении конструкций и технологических процессов.

    Иными словами, при строительстве проект и планы являются частью разрешительной документации, а по окончании строительства, но с изменениями, внесенными в ходе строительства, становятся исполнительной документацией для вывода из эксплуатации. При этом только организация, спроектировавшая объект, ее правопреемник или уполномоченное лицо (организация) вправе вносить все изменения в чертежи и документацию. Все это касается и документации на разборку — ПОР и/или ПОС.

    Изменения в рабочую документацию и чертежи должны быть оформлены в соответствии с ГОСТ 21.101-97 (п.7) с разрешением на внесение изменений, всеми сносками, зачеркиваниями и схемами.

    Исполнительные документы на демонтаж:

  • акты ЛРН (освидетельствования скрытых работ) или акты скрытых работ при подготовке к закрытию и переключению инженерных коммуникаций;
  • накладные на вывоз материалов с места сноса: щебень, сита, песок на продажу или для покупателей, лом, цветные металлы, алюминиевые и медные провода, электрощиты и др.;
  • протокол формы № М-35 для учета материальных ценностей, поступивших при разборке или ручной разборке или разрушении зданий, и другое.
  • Аналитика Публикации

    С 4 августа 2018 года Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее — ГПК РФ) дополнен новой главой 6.4, посвященной сносу объектов капитального строительства (далее — ГСК).

    В данной статье мы проанализируем ранее существовавший порядок регулирования сноса СКУД, остановимся на вновь установленных правилах сноса, в том числе особенностях сноса самовольных построек и объектов, расположенных в районах с особыми условиями применения территории (далее — ЗОУИТ).

    Положение о сносе ОКС до введения нового держателя ГК РФ

    Правовое регулирование сноса ОКС до последних изменений было сильно фрагментировано, что позволяло говорить о существовании правового вакуума в этом вопросе.

    При этом основной проблемой была необходимость получения разрешений на снос.

    Из буквального толкования положений градостроительного законодательства следует, что снос зданий и сооружений прямо не отнесен к работам по строительству или реконструкции, для производства которых по смыслу ст. 51 ГК РФ необходимо получить разрешение на строительство.

    Аналогичная позиция отражена и в судебной практике. Так, например, Верховный Суд РФ отказал в привлечении к административной ответственности организации, осуществившей снос здания без разрешения на строительство по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за строительство, реконструкцию ОКС без указанного разрешения.

    В своем решении по делу Верховный Суд Российской Федерации отразил, что выполняемые организацией работы по демонтажу (сносу) нежилого здания не относятся к строительству и, следовательно, не требуют разрешения на строительство. При этом отсутствуют доказательства того, что демонтаж (снос) нежилого здания производился на начальном этапе строительства или в рамках реконструкции объекта капитального строительства, надзорный орган, ходатайствовавший о привлечении к ответственности организация[1].

    Поэтому разрешение на строительство на снос ОКС требуется только в том случае, если снос объектов осуществляется в рамках строительства ОКС, то есть его создания, в том числе на месте сносимых объектов (п. 13 ст. 1 ГК РФ).

    Это положение представляется дискуссионным, так как на самом деле снос (демонтаж) объектов не может быть менее сложным и опасным, чем сами строительные или реконструкционные работы.

    При этом подготовительные работы к сносу нашли отражение в отдельном разделе проектной документации строительства — проекте организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей (с 1 июля 2021 г с учетом изменений в требованиях к содержанию проектной документации работы по сносу включены в единый строительный раздел» (ПОС)).

    В то же время на уровне регионального законодательства действовал ряд законов, устанавливавших обязанность получения некоторых иных разрешений государственных органов субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления на снос ОКС.

    Такие правила были установлены, например, предыдущим Постановлением Правительства Москвы от 7 декабря 2004 г. № 857-ПП «Об утверждении Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания площадок строительства в Город Москва». При этом за самовольный снос зданий и сооружений в Москве административная ответственность предусмотрена ч. 2 ст. 8.18 КоАП г. Москвы.

    Позиция о разрешительном характере сноса нашла отражение и в письме Минэкономразвития России от 16 апреля 2015 г. № Д23и-1663. Как размышляет в этом письме Минэкономразвития, законодательством субъектов РФ предусмотрено, что основанием для сноса ОКС является распоряжение органа местного самоуправления, которое, в том числе, определяет порядок и сроки на снос такого объекта.

    Перечень документов, необходимых для утверждения органом местного самоуправления решения о сносе, определяется законодательством субъекта Российской Федерации, в частности, к таким документам относятся: решение собственника о сносе, проект организации работ , копии договоров подрядчиков на выполнение демонтажных работ.

    Следует отметить, что самостоятельные акты, посвященные сносу ОКС, носят уникальный характер.

    Таким образом, до сих пор в федеральном законодательстве не установлены правила сноса ОКС, а в региональном законодательстве не предусмотрено единого и детального регламента.

    Однако образовавшийся правовой вакуум был заполнен после вступления в силу главы 6.4 ГК РФ.

    Новые правила сноса ОКС: общие положения

    Согласно части 1 ст. 55.30 ГК РФ основанием для сноса объекта может быть решение собственника либо в случаях, установленных законом, решение суда или органа местного самоуправления.

    Для целей сноса СКУД (если снос осуществляется не в целях строительства нового объекта) промоутер или технический заказчик обеспечивает подготовку проекта планирования работ по сносу как самостоятельного документа по результатам и месту материалы обследования. Работу по составлению данного документа должно проводить лицо, включенное в государственный реестр специалистов в области архитектурно-строительного проектирования.

    Требования к организации проектных работ будут установлены постановлением Правительства Российской Федерации. Обратите внимание, что в случае сноса за счет бюджетных средств, разработке также подлежит смета.

    Не требуется разработка проекта организации работ по сносу следующих объектов: гараж; жилой дом, садовый домик, хозяйственные постройки, расположенные на садовом участке; объекты индивидуального жилищного строительства; некапитальные и вспомогательные постройки.

    Гражданский кодекс Российской Федерации вводит понятие лица, осуществляющего снос объекта, по аналогии с понятием лица, осуществляющего строительство. Таким лицом может быть индивидуальный застройщик или предприниматель, а также юридическое лицо, заключившее договор строительного подряда на снос.

    Лицо, осуществляющее снос, обеспечивает соблюдение требований проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства, технических регламентов, техники безопасности в процессе производства работ по сносу объекта капитального строительства и несет ответственность за качество выполненной работы.

    Таким образом, градостроительное законодательство теперь устанавливает конкретное лицо, обеспечивающее соблюдение всех обязательных строительных норм и правил, а также устанавливает возможность привлечения его к ответственности за нарушение этих норм.

    Еще одним крайне важным нововведением, направленным на обеспечение безопасности работ по сносу, является требование о том, чтобы только индивидуальные предприниматели или юридические лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в сфере строительства, выполняли работы по договорам строительного подряда, если сумма обязательств по такому договору договора не превышает одного миллиона рублей).

    Также для выполнения демонтажных работ не могут быть членами СРО лица, освобожденные от обязательного вступления в СРО при выполнении ими проектных, проектных и строительных изысканий, в частности: государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, государственные, коммерческие организации с государственным участием более 50% в случае заключения трудовых договоров с государственными и созданными ими юридическими лицами.

    Демонтаж ОКС осуществляется в соответствии с проектом организации демонтажных работ после отключения объекта от сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с условиями отключения, выданными организациями, эксплуатирующими соответствующие инженерные сети. Отключение объекта подтверждается актом, подписанным сетевой организацией.

    Для решения спорных вопросов взаимодействия с государственными органами при сносе СКС законодательно установлен порядок сообщения о начале работ и их завершении, а также предоставления в уполномоченный орган проекта для заказа сноса работает.

    Таким образом, для сноса САУ заказчик или технический заказчик не позднее чем за семь рабочих дней до начала работ направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа, муниципального района (в отношении межпоселенческой территории) в месте нахождения объекта уведомление о планируемом сносе КСУ.

    К уведомлению о планируемом сносе объекта будут прилагаться результаты и материалы обследования ОКС, а также проект сноса. В случае непредставления указанных документов уполномоченный орган запрашивает их самостоятельно.

    Уведомление и сопроводительные документы подлежат включению в информационную систему обеспечения городской деятельности. О размещении указанных документов орган местного самоуправления также уведомляет областной орган государственного строительного надзора.

    По окончании работ по сносу застройщик или технический заказчик направляет уведомление о завершении сноса, которое также подлежит публикации в общедоступных источниках.

    Формы этих уведомлений должны быть утверждены Минстроем России. В настоящий момент на официальном сайте для публикации проектов нормативных правовых актов размещен проект приказа Минстроя России «Об утверждении форм уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства и уведомления о завершение сноса объекта капитального строительства»[2].

    Также указываем правило, установленное для переходного периода: в случае, если снос работ, не связанных со строительством или реконструкцией объекта, начат до 4 августа 2021 г., составление проекта планировки отсутствия работ по сносу уведомление о начале работ по сносу объекта не требуется.

    Особенности сноса самовольных строений и объектов в границах ЗОУИТ

    С 4 августа 2021 года существенному пересмотру подверглась статья 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), определяющая признаки самовольной постройки и последствия самовольной постройки. Содержание этих изменений, кардинально меняющих подход законодателя к самовольной застройке и фактически вводящих фигуру добросовестного инициатора самовольной застройки, заслуживает анализа в отдельной статье.

    В данной статье мы остановимся на процессуальных аспектах сноса самовольных построек, ранее не установленных законом, с учетом последних изменений в Гражданском кодексе Российской Федерации.

    Снос самовольной постройки осуществляется на основании решения суда либо в случаях, указанных в п. 4 ст. 222 ГК РФ, по решению органа местного самоуправления (далее также — ВОЗ).

    Статья 55.32 ГК РФ устанавливает порядок принятия решения о сносе самовольной постройки.

    Таким образом, в течение двадцати рабочих дней со дня получения от контролирующих органов сведений о выявлении самовольной постройки ОМС обязан принять решение о сносе самовольной постройки либо приведении ее в соответствие с установленными требованиями, в случаях, когда ГК РФ дает вам такое право, либо обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки.

    Если по результатам анализа документов, полученных от контролирующего органа, признаков самовольного строительства не выявлено, ОМС направляет об этом уведомление в контролирующий орган.

    Снос самовольной постройки или приведение ее в соответствие с установленными требованиями осуществляется лицом, создавшим самовольную постройку, а при отсутствии сведений о таком лице — собственником земельного участка, на котором построена самовольная постройка уполномоченный создается в срок, установленный соответствующим судебным актом или постановлением органа местного самоуправления.

    Обращаем ваше внимание, что неисполненные обязательства по самовольному сносу или реконструкции строений переходят к новому собственнику земельного участка, переход прав на земельный участок.

    Эти лица обязаны произвести снос здания или его реконструкцию в соответствии с утвержденной ВОЗ проектной документацией, предусматривающей соответствие самовольной постройки установленным требованиям.

    В случае неисполнения этих обязательств в сроки, установленные решением о сносе, ОМС уведомляет об этом орган, осуществляющий полномочия собственника в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности, либо обращается в суд с требованием о наложении ареста на частная собственность на собственную землю.

    Наконец, ГК РФ устанавливает перечень случаев, в которых снос здания или приведение его в соответствие с установленными требованиями осуществляется самой ОМС за счет средств бюджета с возмещением расходов за счет средств правообладателей на здание.

    ВОЗ осуществляет снос здания за свой счет, если правообладатели здания или земельного участка не установлены, или если правообладатели не предприняли действий по сносу или восстановлению здания в течение 6 месяцев с даты истечения срока установленный срок, а права на землю третьим лицам не передавались.

    Кроме того, снос осуществляется ОМС в случае, если правообладатели не снесли или не реконструировали объект, расположенный на неделимом земельном участке, на котором также расположены другие здания и сооружения, не являющиеся самовольной постройкой.

    Изменения, не менее кардинальные, чем изменения в сфере самовольного строительства, с 4 августа 2021 года коснулись правового регулирования зон с особыми условиями использования территории. С учетом этих изменений ГК РФ предусматривает соотношение особых правил сноса ОКС, расположенных в границах ЗУИТ.

    ОСС, расположенные в границах ЗУИТ, как правило, подлежат сносу, если режим указанной зоны не позволяет размещение таких объектов.

    Снос ОКС или приведение его в соответствие с установленными требованиями осуществляется по решению собственника или на основании договора возмещения убытков. Собственник ОКС заключает указанный договор о возмещении убытков с собственником здания или сооружения, в связи с размещением которых создается ЗОУИТ.

    В случае недостижения соглашения о возмещении убытков снос объекта или приведение его в соответствие с установленными требованиями осуществляется исключительно на основании решения суда. При этом в случае, если учреждение ПУИТ приводит к невозможности использования объекта, собственники объектов, в связи с размещением которых создано ППО, государственные субъекты обязаны выкупить такой капитал за счет объекта строительство.

    Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что принятые законодательные изменения эффективно заполняют ранее существовавший пробел в сфере сноса СКУД, устанавливая как общие принципы и нормативные правила, так и специальные правила сноса самовольно возведенных зданий и объектов недвижимости в пределах ЗУИТ.

    В то же время подход законодателя к установлению уведомительного, а не разрешительного порядка сноса объектов представляется не совсем однозначным, учитывая, что специальные виды ответственности лица, осуществляющего снос, за нарушение стандарты и требования безопасности не определены.

    Представляется, что введение уведомительной системы о сносе строительных объектов связано с общей законодательной тенденцией, направленной на сокращение количества разрешительных процедур в строительстве. При этом практика покажет, обеспечат ли новые процедуры безопасность сноса ОКС.

    [1] Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2016 г по делу № А70-13521/2015.

    [2] https://regulation.gov.ru/projects#npa=83357

    Краткие описания некоторых документов

    Форма № М-35. Документ оформляет материальные ценности, полученные при демонтаже или уничтожении объекта. Это могут быть, например, мотки медного кабеля, утилизируемые конструктивные элементы здания (каркасы магазинов, сантехника), раковины, унитазы, раковины, ванны, светильники, электрораспределительные шкафы, оконные блоки, балконы и двери и многое другое более.

    Документы разрабатываются в 3-х экземплярах с подписями комиссии: представителей заказчика и исполнителя. 1-й и 2-й экземпляры изготавливаются заказчиком, 3-й — исполнителем. Заказчик прикладывает свой 1-й экземпляр к счету на оплату работ подрядчику.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Правосудие в Российской Федерации - юридические проблемы и их решения
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: