- Содержание:
- Успеть до дубака
- Отличия зимней резины от летней
- Отличия компаунда летних и зимних шин
- Отличия рисунка протектора летней и зимней резины
- Преимущества и недостатки зимней шипованной резины
- К чему может привести эксплуатация зимней резины летом?
- Если на шипованной резине вылетели шипы
- Предписания правил дорожного движения
- Почему используют зимние шины летом?
- Штрафы за вождение автомобиля на зимней резине летом
- Аквапланирование
- Время, когда стоит поменять зимнюю резину на летнюю?
- Тормозной путь
- Сколько нужно шипов?
- Скандинавские и европейские фрикционные автошины
Содержание:
С наступлением теплой погоды в регионах перед многими водителями встает ряд сложных вопросов: Достаточно ли прогрет воздух для замены зимней резины на летнюю? Днём и утром по-прежнему будут морозы? уже? Столь живой интерес к смене погодных условий вполне объясним: с наступлением оттепелей важно своевременно менять колодки автомобильных шин в соответствии с сезоном. Это влияет на комфорт и безопасность вождения. Однако есть и те водители, которые считают, что для езды по летним дорогам вполне подходят фрикционные липучки и мягкие европейские зимние шины. Это правда, Насколько опасна несвоевременная замена шин и каковы последствия использования шин не по сезону? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в этой статье.
Успеть до дубака
Тем, кто впервые садится за руль этой зимой, полезно помнить несколько прописных истин. А повторение никогда не повредит другим. Уже при +7º летняя резина начинает буреть – и тормозной путь удлиняется. Не ждите сильных холодов, замените колеса на зимние. И не покупайтесь, если кто-то опытным тоном скажет: «У вас есть всесезонка, сойдет». Самоуверенный демагог — враг здравого смысла.
Тем, кто живет далеко от больших городов, где дороги часто покрыты льдом или сильным снегом, необходима шипованная резина. Теперь, если дороги поливают/опрыскивают реагентами или асфальтируют, совет: выбирайте обувь из чистой резины. Кстати, отправляясь в материковую Европу на машине, помните, что с гвоздями вас не пустят, а вынимать их придется пассатижами и отверткой, если поблизости нет мастерской.
Отличия зимней резины от летней
Прежде чем ответить на вопрос, можно ли летом ездить на зимней резине, стоит более подробно рассмотреть характерные отличия сезонных шин и особенности их эксплуатации. Отличие шин для конкретного сезона заключается в рисунке протектора, составе компаунда и технологии производства. Летние шины и используемые для зимы всегда отличаются друг от друга степенью жесткости, уровнем сцепления с разными типами дорожного покрытия. Это связано с особенностями его эксплуатации. Например, летние шины для автомобиля должны выдерживать высокие температуры и справляться с торможением на сухом асфальте. Основным элементом зимней резины считается грязь, снег и лед, где она должна показывать лучшее сцепление с дорогой и в то же время не дубеть в холодную погоду. Выделяют всесезонные шины, которые подходят для эксплуатации в регионах с мягкой зимой и не очень жарким летом. Эти шины выступают неким промежуточным вариантом между летней и зимней резиной, но, как и любое универсальное решение, имеют ряд серьезных недостатков. Всесезонные шины хуже переносят жару, чем летние, и не так эффективно тормозят на снегу и льду, как зимние шины. Выделяют всесезонные шины, которые подходят для эксплуатации в регионах с мягкой зимой и не очень жарким летом. Эти шины выступают неким промежуточным вариантом между летней и зимней резиной, но, как и любое универсальное решение, имеют ряд серьезных недостатков. Всесезонные шины хуже переносят жару, чем летние, и не так эффективно тормозят на снегу и льду, как зимние шины. Выделяют всесезонные шины, которые подходят для эксплуатации в регионах с мягкой зимой и не очень жарким летом. Эти шины выступают неким промежуточным вариантом между летней и зимней резиной, но, как и любое универсальное решение, имеют ряд серьезных недостатков. Всесезонные шины хуже переносят жару, чем летние, и не так эффективно тормозят на снегу и льду, как зимние шины.
Понять, что перед вами зимняя резина, вам поможет специальная маркировка. Эти шины имеют маркировку «M+S» (или «M&S»), чтобы указать, что их можно использовать на снегу и в грязи. Такая же маркировка есть и на всесезонных шинах, но в ней нет еще одного элемента: пиктограммы в виде снежинки на фоне горы. Последнее говорит о том, что шины подходят для использования в холодных и суровых зимних условиях.
Отличия компаунда летних и зимних шин
При производстве сезонных шин используются разные резиновые смеси. В состав летней резины входят те частицы, которые позволяют ей сохранять работоспособность при эксплуатации в плюсовых температурах до +50-55 градусов. Зимние шины имеют другой состав. Он предназначен для эксплуатации в отдельной климатической зоне с температурой воздуха в пределах от +5-0 градусов до -45 градусов.
Отличия рисунка протектора летней и зимней резины
Летом автомобили ездят преимущественно по хорошим дорогам с твердым покрытием, а значит, развивают более высокую скорость. При этом шины должны отвечать не только требованиям безопасности, но и обеспечивать комфортную езду, минимальный расход топлива и хорошую маневренность. У зимних шин несколько иная задача. Эти шины должны справляться с быстрым удалением воды, снежной каши и грязи, хорошо тормозить на скользком покрытии. По этой причине зимние шины имеют достаточно глубокий протектор с более крупными блоками и более внушительным количеством канавок, которые зачастую разнонаправлены. Также на такие покрышки можно установить металлические шипы. Они обеспечивают лучшее сцепление со льдом и утрамбованным снегом. Летом, гвозди не только не нужны, но и опасны для водителя. Использование шипованных шин негативно сказывается на качестве асфальтового покрытия. По этой причине протектор летних шин не может быть шипован, сами блоки имеют меньший размер, а количество канавок значительно уменьшено.
Преимущества и недостатки зимней шипованной резины
Если говорить о преимуществах этих зимних шин, то можно выделить их отличную управляемость на скользких и заснеженных дорогах. Однако со временем часть шипов уже теряется, в результате чего ухудшаются ходовые качества автомобиля, и в конечном итоге такие зимние шины необходимо заменять новыми.
Многие производители зимней шипованной резины уверяют покупателей, что используют современные технологии производства такой зимней резины, что позволяет обеспечить максимально возможную прочность таких зимних колес, сохраняющих свои ходовые качества в течение длительного времени. Однако в реальности после первого сезона эти шины могут потерять 10-20% протектора. А у некоторых моделей шин буквально через два-три сезона в протекторе не остается гвоздей, что не позволяет использовать такие шины в зимнее время года.
К чему может привести эксплуатация зимней резины летом?
Из года в год находятся водители, которые игнорируют логику и здравый смысл и продолжают летом ездить на зимней резине в попытке сэкономить. Часто это приводит к весьма плачевным последствиям: от высокого уровня износа дорогих шин до попадания автомобиля в аварии различного масштаба. Итак, давайте выясним, почему летом нельзя ездить на зимней резине с шипами и без (с липучками). Характеристики компаунда и структура протектора шины вызывают ухудшение характеристик зимних шин при высоких температурах. Это вызывает следующие негативные последствия.
- Повышенный расход топлива и шум шин.
- Меньшее сопротивление аквапланированию.
- Длинный тормозной путь на сухой дороге.
- Быстрый износ шин.
- Чрезмерное выделение тепла.
Стоит отметить, что зимние шины имеют более внушительный вес, чем покрышки, которые используются летом. Это влияет на курсовую устойчивость в разных условиях и приводит к повышенному расходу топлива. Помимо практической стороны вопроса, не стоит забывать и о правилах техники безопасности. Ездить на зимней резине летом опасно, так как машина хуже держится на сухой дороге, возможно, не сможет быстро удалить водянистую пленку с пятна контакта шины, и у нее будет более длинный тормозной путь.
Если на шипованной резине вылетели шипы
Рассмотрим чуть более сложную ситуацию: когда на машине зимняя резина, но без оставшихся шипов, можно ли ездить на такой машине? да. Согласно букве цитирования Технического регламента, запрет касается «оснащения шин шипами» на автомобиле, а без шипов до сих пор таковым является.
То же касается и липучки: зимняя резина, априори не оснащенная шипами.
Но если шипы остались, то вас ждет еще одно требование со штрафом. О нем ниже.
Еще кое-что полезное для вас:
Предписания правил дорожного движения
Законодатели неоднократно пытались ввести официальные ограничения против езды на зимней резине летом. Соответствующие проекты были представлены на обсуждение в 2009 и 2014 годах. Первый предусматривал штраф в размере 500 рублей за езду на шипованных зимних шинах на автомобилях летом, второй влек за собой штраф в размере 2 тысяч рублей. Оба законопроекта были отклонены. Единственное предписание, которое до сих пор актуально – при использовании шипованных шин водитель должен поставить на заднее стекло автомобиля специальный предупредительный знак. Однако если действующее российское законодательство и правила дорожного движения прямо не запрещают летнюю езду на европейских фрикционных или зимних шинах, то ограничения на шипованную резину все же есть. В Техническом регламенте Таможенного союза ТР ТС 018/2011, принятом в 2020 году, есть специальный раздел в приложении №8. В пункте 5.5 сказано, что летом езда на шипованных зимних шинах запрещена, а зимой на летних нельзя установить на машину. Там же сказано, что месяцы с июня по август считаются летним периодом, а зимний период длится с декабря по февраль. Настоящий Технический регламент действует на всей территории Российской Федерации, но в некоторых регионах время начала зимнего и летнего сезона может меняться в зависимости от погодных условий а зимой на автомобиль нельзя устанавливать летнюю резину. Там же сказано, что месяцы с июня по август считаются летним периодом, а зимний период длится с декабря по февраль. Настоящий Технический регламент действует на всей территории Российской Федерации, но в некоторых регионах время начала зимнего и летнего сезона может меняться в зависимости от погодных условий а зимой на автомобиль нельзя устанавливать летнюю резину. Там же сказано, что месяцы с июня по август считаются летним периодом, а зимний период длится с декабря по февраль. Настоящий Технический регламент действует на всей территории Российской Федерации, но в некоторых регионах время начала зимнего и летнего сезона может меняться в зависимости от погодных условий.
Почему используют зимние шины летом?
Неопытный водитель, решивший оставить зимние шины на теплое время года, может руководствоваться простой логикой: если шины выдерживают снег и лед, они обязательно выдержат это на сухом или мокром покрытии. Кроме того, езда на зимних шинах летом может быть обманчиво безопаснее. Однако фактор риска несчастного случая, как правило, не является основным. Обычно такой выбор делается из экономических соображений. В этом случае экономия будет однозначной, только за счет исключения стоимости «переобувания». Так же распространено использование зимней резины летом в случаях, когда рисунок протектора изношен и не выполняет свою функцию на заснеженной поверхности. Следовательно.
Штрафы за вождение автомобиля на зимней резине летом
Если водитель автомобиля нарушил требования ТР ТС 018/2011 и продолжал ездить летом на зимней резине, он может отделаться простым предупреждением. Однако сотрудников ГИБДД могут интересовать не только следы шин, но и остаточная глубина протектора. По действующим нормам он должен быть не менее 4 мм для зимних шин и не менее 1,6 мм для шин, используемых летом. При нарушении этого требования на водителя автомобиля будет наложен штраф в размере 500 рублей (ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ).
Аквапланирование
Зимние шины не могут эффективно противостоять аквапланированию, а летние шины менее склонны к аквапланированию при том же RTD (RGR, остаточной глубине протектора.
Почему?
Аквапланирование — это потеря плотного пятна контакта между шиной и дорогой. Между резиной и асфальтом образуется тонкая пленка воды, которая не удаляется дренажными каналами и вызывает эффект скольжения или «плавания». Зимой такая ситуация менее вероятна.
Зимние шины в принципе более приспособлены к осадкам в виде снега или льда, поэтому чем лучше они ведут себя зимой, тем хуже будут вести себя на летнем асфальте.
Время, когда стоит поменять зимнюю резину на летнюю?
Если ориентироваться на требования Технического регламента Таможенного союза, то до июня необходимо установить на свой автомобиль летнюю резину. Это можно сделать в конце зимнего периода (начиная с марта, если иное не установлено региональными нормами и правилами). Автоэксперты рекомендуют менять зимнюю резину на летнюю с началом оттепелей, когда воздух днем прогревается до +7 градусов. На практике в этом климате все еще возможны осадки, особенно в ночные часы. На них лучше будут работать зимние шины, поэтому их следует устанавливать на свой автомобиль в период, когда воздух днем прогревается до +10 градусов.
Тормозной путь
Да, считается, что тормозной путь зимних шин больше, чем у летних. Это верно, но многое зависит от дорожного покрытия.
Например, на сухом асфальте автомобиль с летней резиной будет лучше тормозить. А вот при температуре +7С велика вероятность выпадения осадков, которые зимняя резина выдерживает лучше. Поэтому некоторые рекомендуют переходить на «лето» при достижении более высоких среднесуточных температур (близких к +10ºC).
Вывод: Согласно тестам, проведенным журналом ZR в 2008 году, зимние шины на сухом асфальте тормозят значительно сильнее, чем летние.
Сколько нужно шипов?
Да, улетают, но в большинстве случаев не все. Допустим половины нет, а остальное осталось. Это нормально?
Обычно в шине около 60 элементов. Критический показатель – 50%.
Это означает, что когда половина элементов уже изношена, на этих шинах больше не стоит ездить; надо отправить резину на другую ось и доделать основную с нормальными.
Когда израсходуется примерно треть, каучук еще можно будет использовать, причем эффективно. То есть до 40% пиков «вне» — это вполне приемлемый показатель. Более того, это опасно. Автомобиль не сможет нормально тронуться с места на льду, а также не будет тормозить. Высокие скорости в таком состоянии шины противопоказаны.
Скандинавские и европейские фрикционные автошины
Все липучки делятся на два основных вида – это автомобильные покрышки со скандинавским и европейским протектором. Такие названия вовсе не означают, в какой стране произведена продукция, они как бы констатируют, для какого климата предназначены шины. Также это деление не определяет конкретного производителя, например шины Бриджстоун могут быть того или иного типа (просто разных моделей).
Европейские шины разработаны специально для климата с мягкой зимой, то есть для Европы, поэтому они так и называются. «Европейка» отличается хорошо выраженными дренажными канавками, направленным рисунком, обеспечивает эффективное удаление грязи и воды из пятна контакта. Шины успешно используются:
Скандинавские покрышки рассчитаны на более суровые зимы, жестче по составу, в протекторе много прямоугольных элементов, острых граней, которые хорошо помогают противостоять пробуксовке. Некоторые модели этих шин имеют отверстия под болты и подходят для более холодного климата. Европейская версия идеальна для городских условий, липучка выдерживает достаточно высокую скорость, адаптирована для путешествий при смене дождя и снега и наоборот. На «скандинавах» можно ездить по городу и выезжать на заснеженную трассу, но все равно нужно быть внимательным и осторожным за рулем.
В этой статье очень подробно рассказывается о фрикционной резине (липучке), о ее достоинствах и недостатках. Нельзя однозначно сказать, какая резина лучше: шипованная или липучка. При выборе шин следует ориентироваться на погодные условия, свой автомобиль, условия эксплуатации, технические характеристики.
Рекомендуем: Инструкция по перевозке сидений в автомобиле своими руками