Добрый день дорогой читатель.
Правила дорожного движения регулируют порядок движения транспортных средств по дорогам. Один из основных вопросов, решающих правила дорожного движения, — кто из участников дорожного движения может двигаться первым в той или иной ситуации, то есть кто имеет преимущество.
В данной статье рассматриваются штрафы за непредоставление льгот:
- Общие сведения
- Кому не нужно уступать дорогу?
- «Обочечники»
- Односторонняя дорога
- Перекрёстки
- На светофоре
- Штраф не уступил дорогу автомобилю
- Главная дорога, поворот налево
- Размер штрафа, если не уступил дорогу велосипедисту или пешеходу
- Штраф за непредоставление преимущества автомобилю на перекрестке
- Если не уступил дорогу спецтехнике
- Сафари на «зебре»
- Общие правила выезда со второстепенной дороги на главную
- Главная дорога поворачивает направо: кто кому уступает
Общие сведения
Требование, прописанное в ПДД как «уступить дорогу», подразумевает, что водитель не должен начинать или продолжать движение, а также совершать иные маневры, которые могут повлечь за собой изменение направления движения или скорости движения других участников дорожного движения, имеющих право ему на пути Преимущество, в свою очередь, выражается в праве на преимущественное движение в нужном направлении.
Они имеют право воспользоваться дорогой:
Игнорирование приоритетных прав на дороге может повлечь за собой наказание, предусмотренное КоАП РФ.
Кому не нужно уступать дорогу?
Обратите внимание, что это утверждение существует только в контексте аварии. Иначе не было бы смысла его удалять. Другими словами, в случае уже произошедшей аварии мы устанавливаем приоритеты; точнее, это делает суд.
Расстановка приоритетов помогает определить, кто виноват в инциденте. А причиненный ущерб возмещает виновник (точнее, его страховая компания при наличии ОСАГО).
И здесь важно, когда суды смотрят на причинно-следственную связь при определении вины (и степени вины в случае «взаимности»). Задают простой вопрос: отсутствие нарушения со стороны кого из участников помогло бы предотвратить ДТП?
Отсюда делаем вывод, что не все нарушения ведут к отсутствию приоритета. Например, если водитель находится за рулем в состоянии алкогольного опьянения (неизвестного другому участнику дорожного движения до аварии) и вы не уступаете ему дорогу при выезде со двора, то ваше нарушение не связано с ДТП. — авария произошла из-за того, что не уступил дорогу, а не из-за пьяного водителя.
Вам также будет интересно:
Или если автомобилист остановился в неположенном месте и его сбил отвлеченный водитель, то почти во всех случаях виновным признается водитель. Судья обосновывает это тем, что если вместо нарушения правил остановки и стоянки имел место полностью законно остановившийся автомобиль инвалида, который может остановиться на данном участке дороги, или имел место поломанный автомобиль, в части что это предотвратит аварию…
Таким образом, концепция «преступник не имеет преимущества» не работает в следующих общих случаях:
А теперь давайте отдельно рассмотрим, за какие нарушения в 2020 году теряется преимущество.
«Обочечники»
Наиболее очевидная ситуация при работе такой схемы, когда вы едете по разрешенной полосе дороги и перестраиваетесь на остановку, например, вы попали в аварию с «бордюром», который подрезает таким образом.
При этом красная машина, двигавшаяся по обочине, не имела права на такое движение по намеченному пути, а значит, и синяя машина не была обязана уступать дорогу. Вина должна полностью лежать на «обочечнике».
Односторонняя дорога
То же самое касается движения нарушителя «против течения» по трассе с односторонним движением. Если допущена авария, например, при перестроении из слепой зоны с движением человека без нарушения Правил, то вина будет на первом.
Перекрёстки
И самый очевидный и универсальный случай — это ДТП на перекрестках, в которых могут участвовать как «пешеходы», так и движущиеся против курса по дороге с односторонним движением.
В этом случае водителю грузовика запрещается выезжать на перекресток, за которым образовалась пробка. Поэтому синий имеет возможность повернуть налево, никому не мешая. Просто по обочине движется красная машина, которая не имеет преимущества, потому что не имеет права двигаться в нужном направлении.
На светофоре
Или ситуация еще более прозаична. Водитель синего автомобиля, въехав на зеленый перекресток для поворота налево и дождавшись запрещающего знака, совершает маневр, так как он должен покинуть перекресток. Но водитель красной машины решает сесть в свою желто-желтую, и происходит авария. И снова красный водитель не имел преимущества.
В этой схеме есть важный момент — следует отметить, что экстренное торможение не требовалось для остановки красного, иначе он имел право ехать в нужном направлении.
Аналогичная ситуация и при выезде из дворов и прилегающих территорий.
Еще кое-что полезное для вас:
Штраф не уступил дорогу автомобилю
Согласно статье №12 КоАП РФ водители, не уступающие дорогу автомобилям, едущим по главной дороге на перекрестке, подлежат административной ответственности, а также штрафу в размере от 1000 рублей. Столько же предоставляется автомобилистам, когда они мешают движению других транспортных средств, движущихся попутно. Такие ситуации могут возникнуть в результате выезда автомобиля с середины перекрестка, по ходу движения других транспортных средств в момент пробки.
При маневрировании с нарушением прав другого автомобиля, пользующегося преимуществом, за исключением случаев, описанных выше, на водителей налагается штраф 500 рублей или предупреждение (ст. 12.14 КоАП)
Главная дорога, поворот налево
Главная дорога, которая меняет направление на поворот налево, требует от вас соблюдения правил:
Только один поворот, когда маневр завершен, может потребовать от вас уступить дорогу встречному транспорту справа. Ведь он тоже идет по приоритетному пути.
Размер штрафа, если не уступил дорогу велосипедисту или пешеходу
Водитель, не уступивший дорогу велосипедисту или пешеходу, также подлежит административной ответственности. В этом случае объектом правонарушения будет безопасность дорожного движения. Водитель обязан уступить дорогу пешеходу, переходящему дорогу, как в регулируемом, так и в нерегулируемом проезде.
Согласно Постановлению ПДД от 23.10.1993, «пешеходом» является гражданское лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге, пешеходном переходе или велосипедной дорожке. Согласно определению, велосипедисты также приравнены к категории пешеходов. Размер административного штрафа, если водитель не уступит в этих случаях, будет таким же.
Ответственность за нарушение статьи № 12.18 КоАП РФ предусматривает штраф в размере от 1500 до 2500 рублей.
Штраф за непредоставление преимущества автомобилю на перекрестке
Рассмотрим подпункт 2 статьи 12.13 КоАП:
2. Невыполнение обязанности Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, имеющему преимущественное право проезда через перекрестки, —
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
Этот штраф может быть наложен, если водитель не уступил приоритет другому автомобилю. Например:
Если не уступил дорогу спецтехнике
Спецавтомобили – это транспортные средства, оборудованные световыми и звуковыми сигналами для скорой помощи, экстренной помощи и помощи полиции. Такие транспортные средства имеют преимущественное право проезда. Автомобили должны пропускать как водители, так и пешеходы, велосипедисты и другие участники дорожного движения.
Обязанность водителя пропустить спецтехнику возникает в случае срабатывания сигнализатора.
Наказание за правонарушение предусмотрено статьей № 12.17 КоАП РФ и выражается в виде предупреждения или штрафа в размере 500 рублей. Такая же ответственность возникает в случае непредоставления приоритета маршруту перевозки.
В аналогичной ситуации, при наличии у спецбригады не только спецсредств, но и внешней системы окраски, надписей и символов, наказание может быть более строгим — вплоть до лишения водительских прав на срок от одного до трех месяцев.
Сафари на «зебре»
Так, некий Пахомов получил штраф за то, что якобы не пропускал пешеходов. Такой ситуации он не помнил и обжаловал штраф. Однако командир батальона ГИБДД подтвердил это решение.
Пахомов обратился в суд. Дело в том, что в том месте, где он якобы не уступил дорогу пешеходу, пешеходного перехода нет вообще. Так что он ничего не мог сделать. Но дальнейшее расследование дела выявило еще большие проблемы.
Как оказалось, решение о нарушении правил автомобилем было принято только на основании показаний одного свидетеля. Кроме того, непонятно: он сам подал жалобу или инспектор добавил ее позже. Но, самое главное, говорит он: «не давал пешеходам переходить дорогу и циркулировать по тротуару по улице Красных партизан». Так они перешли улицу или шли по тротуару?
«Эти пояснения не подтверждают наличие пешеходного перехода в месте совершения вменяемого Пахомову административного правонарушения», — указывает Верховный суд. Точно так же эти показания не соответствуют времени совершения правонарушения, установленному и указанному следователем в постановлении.
«Из них можно сделать вывод, что пешеходы двигались по тротуару улицы Красных Партизанов», — уточняет ВС. Но все эти данные не были проверены нижестоящими судами. А их было трое. И все три суда сошлись во мнении, что раз командир батальона решил, что водитель виновен, то виновен он.
К сожалению, проблема установления вины водителя в том, что он не уступил дорогу пешеходу, в большинстве случаев основывается на субъективном мнении лица, принимающего решение. Нет доказательств.
Проблема возникла, когда в 2013 году в несколько раз увеличили штраф по статье 12.18 за пропуск пешехода пешеход поднял ногу на пешеходном переходе. В то же время появились камеры, которые дурацко фиксируют начало пешеходного перехода, а также способность автомобиля перейти этот переход без риска причинения ущерба.
Установление вины водителя в том, что он не уступил дорогу пешеходу, часто основывается на субъективном мнении инспектора ГИБДД
Это было уже за гранью фантазии. Один из водителей даже обратился в Верховный суд с просьбой полностью отменить статью 14.1. Далее свое видение на этот счет представила ГИБДД, указав, что если пешеход находится далеко, то водителю не обязательно останавливаться перед переходом. А позже я даже подправил статью, заменив слово «прыжок», которое не соответствует тем же правилам, на слово «уступить дорогу».
Этот термин прописан в пункте 1.2 ПДД: «Уступить дорогу (не мешать)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, совершать какие-либо маневры, если это может вынудить других участники дорожного движения, имеющие по отношению к нему преимущество, меняют направление движения или скорость. То есть, если на противоположной стороне проезжей части пешеход начал движение по зебре, это не значит, что водитель на другой стороне проезжей части должен остановиться и ждать, пока этот пешеход наконец перейдет проезжую часть. Их траектории не совпадают во времени.
Однако инспекторы используют устаревшие правила. А суды им верят и вообще не изучают ПДД. Во всяком случае, это было подтверждено решением Тушинского суда Москвы, в котором судья, видя, что пешеход находится далеко, а водитель не изменил траекторию и скорость движения, подтвердил решение инспекторов ГИБДД Видимо, для решения этой проблемы нужно решение Верховного суда, но мало кто из получивших нелегальный билет готов бороться до конца. Жаль. Ведь в конечном итоге такие несправедливые решения не будут приниматься по отношению к другим невиновным водителям.
Грамотно
Лев Воропаев, юрист:
«К сожалению, следует отметить однозначную судебную практику в отношении водителей, подъезжающих к пешеходному переходу, где находится гражданин. В зависимости от положения лодок водитель должен остановиться и дождаться, когда пешеход перейдет все проезжую часть. Доводы водителей о том, что они не препятствовали движению пешехода, что у них не было обязанности уступить дорогу пешеходу, поскольку действия водителя не вынудили пешехода изменить скорость или направление движения (применительно к понятию « уступить дорогу»), отклоняются судами с указанием на ошибочное толкование данного правила, поскольку пункт 1.2 Правил, по мнению судов, указывает лишь на гипотетическую возможность,а не фактические последствия изменения этих параметров для движения пешеходов.
Неважно, на какой стороне дороги находится пешеход. Даже если на шоссе, например, 10 полос и водитель движется по 10-й полосе, а пешеход выходит на 1-ю полосу, водитель должен стоять и ждать. В то же время суды указывают, что юридически значимым обстоятельством в данном случае является факт выхода пешехода на проезжую часть для перехода, что влечет за собой обязанность водителя остановиться для пропуска пешехода через пешеходный переход, и только после этого продолжайте движение вперед.
Общие правила выезда со второстепенной дороги на главную
Правила выезда со второстепенной дороги на главную гласят, что водитель, подъезжая к перекрестку, обязан оценить ситуацию. Используя свой глаз, вам нужно определить расстояние до движущихся автомобилей и их скорость. Водители на главной дороге имеют приоритет. Человек, въезжающий на второстепенную дорогу, должен пропустить вас, независимо от того, с какой стороны вы приближаетесь.
В сырую и пасмурную погоду приходится быть очень осторожным, так как расстояния до объектов кажутся больше, а скорость меньше.
При остановке на перекрестке, независимо от направления движения, автомобилист должен обеспечить безопасность своего маневра. Во-первых, водителю необходимо оценить ситуацию слева, насколько далеко от него находятся объекты и с какой скоростью они будут приближаться. Если машины движутся с большой скоростью, то через несколько секунд они окажутся на перекрестке и у водителя просто не хватит времени на маневр.
Главная дорога поворачивает направо: кто кому уступает
Если основной путь поворачивает вправо, необходимо определить, кто кому уступает, следующим образом:
Рекомендуем прочитать о классификации аварий. Вы узнаете о видах и причинах аварий, классификации аварий по типу предотвратимости. Щелкните здесь для получения дополнительной информации о дорожных билетах.
При ДТП на пересечении неравных направлений или на главном чаще больше страдает автомобиль виновника, а не пострадавшего. Поэтому именно водитель, который ездит по второстепенной дороге, должен проявлять особую осторожность. От этого может зависеть не только сохранность вашего автомобиля, но и сама жизнь.