Популярность скутеров и мопедов в последнее время неуклонно растет. Они популярны, потому что очень удобны, не требуют значительных затрат на обслуживание или заправку и довольно просты в использовании. Кроме того, на самокате довольно легко управлять как по асфальтированной городской дороге, так и по проселочным дорогам и лесным тропинкам. Поэтому применительно к востребованности этого транспортного средства многие задаются вопросом, нужны ли права на самокат и что о нем говорят действующие правила дорожного движения.
Нужно ли водительское удостоверение для управления мопедом
Эта проблема весьма актуальна, поскольку ранее на управление скутером или мопедом не требовалось разрешительных документов. Однако после принятия некоторых законодательных актов, начиная с 2013 года, запрещено управлять мопедом или мотороллером без БУ соответствующей категории.
В современных лицензиях теперь есть отдельная категория «M», в которую входят следующие автомобили:
Как правило, владельцы механических транспортных средств со следующими характеристиками обязаны иметь активную категорию «M» в своих водительских правах:
Соответственно, в категорию «М» входят все типы мопедов и скутеров, а также велосипеды с электродвигателями, если их скоростные и силовые показатели сопоставимы с характеристиками самоката.
Следовательно, управление мопедом или скутером подразумевает наличие у водителя прав с открытой категорией «М».
При этом действующее законодательство предусматривает возможность управления самокатом даже без открытой категории для мопедов. Это возможно, если у водителя скутера уже есть действующие водительские права, в которых открыта категория с более высоким классом: «А», «В» и т.д.
Порядок получения ВУ
Получить лицензию на мопед можно с 16 лет, как и на любую другую категорию. Процедура их получения включает два основных этапа:
Сам процесс обучения в автошколе, в свою очередь, делится на три других этапа:
После этого вам необходимо будет пройти медицинскую комиссию и обязательное получение соответствующей справки, которая подтвердит, что гражданин полностью здоров и может быть допущен к управлению самокатом.
Уважаемый читатель!
Не получили ответа на свой вопрос? Наши опытные юристы работают для вас. Это совершенно бесплатно!
После прохождения обучения в автошколе и получения медицинской справки поступающий может сдать экзамен в ГИБДД, который включает два основных этапа:
Если все прошло успешно, гражданин оплачивает обязательную госпошлину и получает сертификат открытой категории «М».
Если у водителя мопеда уже есть ранее полученная ЦТ с другой открытой категорией, ему не нужно будет представлять теорию и практику. Он может водить мопед любой из высших открытых категорий.
Возможные наказания водителя скутера
В соответствии с российским законодательством лицо, управляющее мопедом, может быть наказано в любом из следующих случаев:
Поскольку права могут получить гражданин, достигший 16-летнего возраста, в случае управления мопедом лицом, не достигшим 14-летнего возраста, штраф будет применяться к его родителям.
В ситуации, когда на скутере управлял человек без прав, размер штрафа составит 5-15 тысяч рублей.
Если мопедом управляет человек без лицензии, то инспектор ГИБДД в случае такого проступка имеет полное право забрать мопед и разместить его в штрафной. Возврат мопеда возможен только после того, как нарушитель оплатит расходы на содержание транспортного средства на стоянке. Если до момента прибытия эвакуатора на место нарушения правонарушитель сможет предоставить в ГАИ свои водительские права, эвакуация самоката не предусмотрена.
В случае отсутствия прав на скутер из-за кражи водитель все равно получит финансовый штраф, поскольку он обязан подать заявление об утере / краже прав и получить временные водительские права, позволяющие ему езжу на машине два месяца. В течение этого периода водитель получит дубликат утерянных прав, которые будут иметь постоянный срок действия.
За вождение скутера с истекшим сроком действия лицензии водитель получит штраф, аналогичный штрафу за вождение без прав.
В целом можно отметить, что принятие закона, требующего вождения скутера или мопеда с лицензией соответствующей категории, направлено на повышение уровня дисциплины автомобилистов и позволяет четко указать, что водитель мопеда несет полную ответственность за его действия на дороге вместе с любым другим участвующим движением.