Бесплатная многоканальная горячая линия
Юридические консультации по вопросам лишения прав, ДТП, страхового возмещения, заноса в полосу движения и других автомобильных вопросов. Ежедневно с 9.00 до 21.00
Москва и область: +7 (499) 653-73-40
Санкт-Петербург +7 (812) 425-30-53
Даже опытные водители, двигаясь в пробке, могут попасть в аварию, связанную с маневрированием между полосами движения. Правила реконструкции прописаны в ПДД, но некоторые тонкости относительно столь важного элемента дорожного движения остаются спорными. Порой сложно понять, кто прав, а кто виноват, ведь все участники двигались по правилам, но все же возникла аварийная ситуация.
Ситуация на пути может быть крайне противоречивой, особенно это касается самого процесса движения в потоке, где каждый преследует свои интересы и хочет поскорее достичь цели. Каковы правила движения по полосам, что следует учитывать в первую очередь? Ответ на эти и многие другие важные вопросы мы дадим в нашей статье.
Какие правила?
Правила полосы движения четко определяют, как водители должны действовать в любых ситуациях. В статье 8 ПДД четко прописаны следующие моменты в отношении маневров:
Пункты, относящиеся к этим делам, четко указаны в ПДД. Но что делать, если речь идет о реконструкции в плотном транспортном потоке, где 2 ряда автомобилей движутся по одной полосе или, при одновременной реконструкции автомобилей, это одновременный поворот? Контроль ситуации на дороге здесь ложится на самих водителей, которые вынуждены в первую очередь руководствоваться принципом «помеха справа». Короче говоря, прав тот, кто прав.
Кто кому уступает?
Теперь самый главный ответ на самый простой вопрос, который должен знать каждый, кто садится за руль и когда-то получил права вождения.
При перестроении человек, перестраивающийся в другую полосу, всегда уступает дорогу тому, кто движется прямо по дороге, не маневрируя. И отсутствие включенного указателя поворота дает преимущество сменщику полосы движения; К сожалению, именно об этом факте многие водители забывают в дороге.
Имейте в виду, что уступать должен тот, кто не маневрирует, а не только тот, кто движется, не меняя направления. У вас, как у сменщика, не всегда может быть обязанность уступать, если что-то нарушает другой водитель, пути движения, которые вы пересекаете при совершении маневра.
Вот так выглядит простейшая реконструкция:
В данной дорожной ситуации водитель желтого автомобиля обязан уступить дорогу, в соответствии с пунктом 8.4 ПДД, который буквально прописывает следующее:
8.4. При перестроении водитель должен уступать транспортным средствам, едущим по той же дороге, не меняя направления.
Подробности этого требования указаны в Правилах. Он содержится в определении 2 терминов: «уступить дорогу» и «преимущество» и означает, что при перестроении вы не должны принуждать другого участника дорожного движения своим маневром:
- изменение скорости,
- изменить траекторию
А для нарушений ПДД должно быть выполнено хотя бы одно из этих вышеперечисленных условий. Но только в том случае, если намеченные траектории их движений пересекаются, причем пересекаются не только в пространстве, но и во времени.
Например, если вы не включили левый поворотник и не собирались перестраиваться в левую полосу, а съехали в левую полосу из-за того, что объехали камень на своей полосе, вы не пересекли разметку и синей машины взбесился и сделал крутой левый поворот, так что вы, по сути, заставили его изменить курс и, возможно, скорость. Но так как их предполагаемые пути не пересекались, формально он не нарушал ПДД.
Вам также будет интересно:
При одновременном перестроении
Но если обе машины собирались перестроиться с разных, противоположных, полос дороги одновременно, то здесь уже действует «правило правой руки», т.е.
Это прописывает тот же пункт 8.4 в его втором абзаце:
При одновременной перестройке транспортных средств на дороге водитель должен уступать транспортному средству справа.
Как видно из диаграммы выше, хотя синяя машина немного опережает желтую, она не должна мешать желтой машине при перестроении.
В один и тот же ряд
Но есть чуть более сложная ситуация, которая бывает у многих автомобилистов. Однако, если внимательно присмотреться, все довольно просто. Речь идет о случаях, когда оба автомобиля перестраиваются в одну полосу из другой, тоже такой же. При этом они следуют друг за другом.
Конечно, эту ситуацию можно обсуждать в контексте правил реконструкции только в том случае, если траектории обоих автомобилей пересекаются; это означает, что синяя машина едет быстрее желтой.
Кто должен уступить дорогу при перестроении в этом случае? Ответ прост. Обязанность не мешать этим двум участникам дорожного движения присутствует одновременно. Но только к машине, которая находится в целевой полосе. Это означает, что как только одна из машин первой выезжает на целевую полосу, вторая должна уступить дорогу.
Но это в соответствии со строгой буквой правил дорожного движения. На практике чаще всего такие случаи считаются динамическими, и даже при наличии записи в ЗАГСе одного из участников ДТП, если оно произошло, выяснить правду бывает сложно.
«Помеха справа»
Например, в ситуации, когда 2 очереди автомобилей движутся по одной и той же полосе и нуждаются в перестроении одновременно, тот, что слева, должен разрешить перестроиться тому, что справа. Проблема здесь, конечно, еще и в том, что движение осуществляется только по одной полосе, и места для маневра не так уж и много, а поток иногда бывает настолько плотным, что его трудно заметить слева переулок, что кто-то справа хочет перестроиться. Впрочем, закон одинаков для всех, и даже если вас «врезает» машина, едущая по правому ряду, и, к сожалению, виноваты, скорее всего, вы.
Таким образом, двигаясь в левом ряду, вы автоматически берете на себя ответственность за возможные безрассудные действия того, кто справа. Хотя этот принцип несовершенен, в 80% случаев виновным признается водитель левого ряда. На случай непредвиденных ситуаций и неадекватного поведения участников дорожного движения, когда против вас работает принцип «правого вмешательства», лучше иметь видеорегистратор, чтобы в случае ДТП иметь подтверждение собственной невиновности.
Если речь идет о ситуации, когда на трехполосной дороге быстрый поток транспорта, вы находитесь в крайней правой полосе и вам нужно перестроиться в крайнюю левую полосу, косить прямо вперед нельзя. С точки зрения правил вам ничего не мешает это сделать, однако это ставит под угрозу безопасность движения. Перестраиваться стоит поэтапно, сначала в сторону средней, а затем в сторону левой полосы. Также рекомендуется оставлять включенным сигнал поворота до тех пор, пока вы не окажетесь в нужной полосе. Если вы все сделаете аккуратно, то вам ничего не угрожает; в противном случае вы рискуете не только целостностью автомобиля, но и своей жизнью.
Правила перестроения на дороге
Принципы движения транспортного средства отражены в главе 8 Постановления о ПДД РФ:
Выделяют этапы, которые условно можно назвать планом действий водителя при смене полосы движения:
Важно понимать, что перемещение транспортного средства с одной полосы на другую требует объективности, расчета и максимального внимания со стороны водителя для выполнения маневра.
Где принцип не работает?
В случаях, когда вы собираетесь начать движение, из крайней правой полосы и вам необходимо перестроиться в среднюю. Нужно сначала, включив поворотник, пропустить те автомобили, которые движутся по вашей полосе с нужной им скоростью, и только потом начинать движение самому. Здесь вы делаете выезд из придорожной зоны, и вы должны следовать правилам, чтобы выбраться.
Во всех случаях, когда речь идет о придорожной зоне и территории, прилегающей к дороге, принцип «помехи справа» не работает. Выезжая со двора, стоянки, заправки и т.п., вы не являетесь полноправным участником дорожного движения и должны ждать, пока спадет течение или пока вас очистят.
На перекрёстке
Движение на перекрестках очень тонкое. Не все водители знают о них и придерживаются строгих правил. Это касается и реструктуризации.
Вы знали Пожарная машина (гавайский орел) развила невероятную скорость
—
655 км/ч
В ПДД перестроение на въезде на перекресток не запрещено. Для вашей же безопасности лучше подумать заранее. И большинство водителей именно так и поступают. Но если вы не успели это сделать до въезда на перекресток, реконструкция в этом случае не будет являться нарушением.
При перестроении на перекрестке помните следующее:
Между полос
Если вы хотите перестроиться в правую полосу из середины, а кто-то справа движется влево, то нужно пропустить перестроение справа, а уж потом перестраиваться самому. Здесь работает «помеха справа».
Важным при определении виновника аварии является положение относительно дорожной разметки. Суть здесь в том, что как бы далеко вы ни были правее, прежде чем перестроиться, вы должны подать сигнал и дождаться, когда вас пропустят. В этих случаях правило «помехи справа» не работает, потому что вы можете ехать прямо по своей полосе, а сменщик должен ждать, пока его пропустят.
Если вы вдруг окажетесь в ситуации, когда по одной и той же полосе одновременно движется несколько рядов транспортных средств, убедитесь, что вы не выезжаете на соседнюю полосу. На самом деле в случае столкновения это может быть расценено как попытка перестроиться и обстоятельства сработают против вас.
На кольце
Этот участок дороги пугает многих неопытных водителей. Некоторых из них интересует вопрос: можно ли перестроиться на ринге? Вы можете перестроиться на этом участке дороги, но на дорожном полотне не должно быть сплошной линии. При выполнении маневра необходимо пропустить все автомобили, движение которых осуществляется по той полосе, до которой необходимо «доехать».
Маневрирование
В целом существует несколько основных правил маневрирования на дороге, которые необходимо соблюдать:
(1 оценка, в среднем: 4,00 из 5)
Перестроение в кольце
Круговые перекрестки довольно распространены в городских районах. Целью его создания было облегчение пересечения проезда, устранение задержек движения. Но эти правила работают только при средней интенсивности движения, когда количество транспортных средств на дороге значительно увеличивается, начинаются пробки, резко возрастает количество аварий.
Самое главное помнить, что правила перестроения на КАД абсолютно идентичны принципам перестроения на прямой дороге. Единственное предостережение — уход с ринга. Этот маневр необходимо осуществлять с крайней правой полосы, но ни в коем случае не с левой.
В тоннеле
Запрещается перестраивать автомобиль на другую полосу движения в тоннеле. На таких участках проезжей части полосу отделяет сплошная линия.
Важно! Нарушив это правило, можно не только заплатить крупный штраф, но и стать виновником ДТП с тяжелыми последствиями. Как правило, скорость автомобилей в туннелях высокая, и нет лишнего пространства для маневра.
Основная причина запрета – перепад температур. Опасно зимой и летом. В период холодов на входе в тоннель сцепление колес с дорожным покрытием ухудшается из-за повышения температуры в замкнутом пространстве. Тот же процесс происходит летом. А это может стать причиной столкновения с транспортным средством, движущимся в том же направлении. Чтобы избежать этого, заранее продумайте, по какой полосе ехать.