Подрезал, спровоцировал ДТП и уехал: можно ли наказать водителя?

Под дорожно-транспортным происшествием (дорожно-транспортным происшествием) понимается дорожно-транспортное происшествие, в результате которого причинен материальный ущерб, вред здоровью или гибель людей. В каждом случае дорожно-транспортного происшествия важно правильно определить, кто виноват в ДТП, так как от этого во многом зависит порядок возмещения причиненного материального и морального ущерба.

Подрезал, устроил ДТП и уехал: можно ли наказать водителя?

Поскольку в большинстве случаев причиной аварии является стечение многих факторов, на практике не всегда удается сразу правильно определить истинного виновника. Бывают случаи, когда авторов аварии нет или, наоборот, их несколько. В основном виновным признается лицо, допустившее нарушение Правил, и в отношении него составляется протокол об административном правонарушении сотрудников ГИБДД.

Следует помнить, что только суд имеет право установить вину и вынести приговор виновным. В протоколе ДТП вина не устанавливается, а лишь устанавливается и описывается его схема, причины, условия и последствия с точки зрения ГИБДД. На основании этого документа с учетом показаний свидетелей и объективных материалов суд выносит свое решение и устанавливает истинного виновника. Акт о нарушении, составленный инспектором ГИБДД, может быть обжалован в установленном порядке, если водитель не согласен с его выводами.

Посмотреть штрафы ГИБДД по справке и номеру постановления Штрафы ГИБДД 2020 Таблица штрафов ГИБДД за нарушение ПДД

Порядок установления виновника ДТП

Обычная последовательность действий правоохранительных органов по расследованию ДТП такова:

  1. По получении материалов в отделении ГИБДД специальная аналитическая группа проводит следственные действия и устанавливает нарушителя. При этом: в отношении нарушителя выносится постановление с наложением штрафа на основании соответствующей статьи КоАП. Если есть летальные исходы, то дело направляется в суд для привлечения нарушителя к более строгой ответственности. Об этом подробнее здесь;
  2. Если в результате расследования выяснится, что нарушений правил участниками происшествия не было или имеются иные факторы, перечисленные в ст. 24.5 КоАП, то дело прекращается без привлечения к ответственности лиц с выдачей всем участникам справки об отсутствии виновных в ДТП. Всем участникам происшествия выдаются справки о ДТП без установления вины, в них указывается только нарушитель.
  3. Если участник ДТП не согласен с полученным решением, то он вправе обжаловать его в судах для установления вины в ДТП или установления виновного лица. Для этого к исковому заявлению необходимо приложить решение ГИБДД, пакет документов, подтверждающих размер причиненного ущерба и доказывающих невиновность истца или вину его оппонента, фотографии и другие доказательные материалы.
  4. Потом идет спрос. В этом случае суд обратится в ГИБДД по делу о ДТП. При необходимости в интересах дела суд назначает судебно-медицинскую или трасологическую экспертизу, допрашивает очевидцев происшествия, исследует представленные фото- и видеоматериалы. По результатам судебного разбирательства суд вынесет окончательное решение, и решение суда может не совпадать с решением аналитической группы ГИБДД.
  5. Решение суда является веским основанием для обращения в страховую компанию за денежной компенсацией причиненного ущерба. Если судом установлена ​​взаимная вина сторон в ДТП, то каждая из них имеет право на получение частичной компенсации понесенного ущерба.

Определяется ли сотрудниками ГИБДД виновность участников ДТП?

Нет, сотрудники ГИБДД не устанавливают виновника ДТП, выясняют, кем и как были нарушены ПДД, а также принимают решение о привлечении нарушителей к административной ответственности. А вот за нарушение ПДД не всегда предусмотрена ответственность, закрепленная в Кодексе об административных правонарушениях. Даже в таких и других случаях возникает вопрос, кто все-таки виноват в ДТП и кто должен компенсировать ущерб пострадавшему.

Если после ДТП сотрудники ГИБДД считают необходимым проведение дополнительных процессуальных действий, то эти сотрудники принимают решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

Важно!

Сотрудники не устанавливают виновника аварии, они выясняют, кто и как нарушил ПДД.

Рассмотрение «аналитической группой ГИБДД» административного дела по факту ДТП заканчивается вынесением постановления о привлечении к административной ответственности одного из участников, возможно обоих (или нескольких), либо постановления о прекращении производства по делу. В первом случае виновником предполагается лицо, которое, нарушив правила дорожного движения, столкнулось с другим участником.

Если дело подлежит передаче в суд или по подведомственности, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение.

Установление виновности в суде

Если кто-то из участников ДТП не согласен с определением вины, либо виновник не установлен в ГИБДД, то он должен обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства. Предварительно необходимо собрать необходимый пакет документов и подать документы в канцелярию суда. Количество документов может варьироваться в зависимости от обстоятельств ДТП, но примерный список выглядит так:

  1. Заявление о требовании.
  2. Квитанция об уплате государственной пошлины.
  3. Приложить к иску оценку размера убытков, по мнению истца
  4. Необходимо получить документы из ГИБДД к судебному заседанию, обосновывающие требования истца.
  5. Если у истца есть представитель в суде, необходимы подтверждающие документы.

Важно привлечь страховую компанию в качестве одного из ответчиков. В противном случае, даже если истец выиграет суд, получить деньги от виновного по исполнительному листу, если это физическое лицо, может быть сложно, например, из-за отсутствия у него работы.

После подачи всех необходимых документов в судебную канцелярию назначается дата предварительного судебного заседания.

Что делать, если виновность в ДТП не установлена?

Если суд не установил вину в ДТП, то в соответствии с п. 22 ст. 12 Федерального закона об ОСАГО:

на страховщиков, застраховавших гражданско-правовую ответственность, возлагается установленная настоящим Федеральным законом обязанность по возмещению убытков, а страховые организации производят страховые выплаты в равных долях от суммы понесенных каждой из них убытков. Страховые компании участников ДТП обязаны выплатить страховку каждому из участников в размере 50% от суммы причиненного ущерба.

Это означает, что при повреждении автомобиля первого водителя на сумму 100 000 рублей страховая компания обязана возместить ему 50 000 рублей. Соответственно, если второй водитель получил ущерб, например, на сумму 50 000 рублей, то страховая выплата составит 25 000 рублей.

Видео: Суд признал водителя ВАЗ-2107 виновным в ДТП.

Как составить иск об установлении виновника аварии

Исковое заявление составляется в суде о признании вины водителя в соответствии с нормами ГПК РФ. В самом документе необходимо сослаться на следующие статьи настоящего Кодекса:

  • статья 15 — о праве на получение средств для возмещения понесенных расходов и покрытия упущенной выгоды;
  • статья 1064 — о праве на получение компенсации с виновной стороны;
  • статья 1079. О необходимости возложения обязанности возмещения расходов на лицо, имеющее повышенный источник опасности.
  • Вот пример признания вины.

    Но подачи иска недостаточно. Для получения желаемого результата необходимо выполнить следующую последовательность действий:

    1. Если вы исчерпали все возможности мирового соглашения, но не получили желаемого результата, перед подачей претензии необходимо направить предварительную претензию второму участнику происшествия. В этом документе устанавливаются существо дела, требования заявителя и предупреждение о последующем решении вопроса в суде. В этом случае ответчику также могут быть возмещены судебные издержки.
    2. Проведите самостоятельный технический опыт и обязательно пригласите своего соперника. Если у вас возникнут вопросы к эксперту в ходе встречи, обязательно изложите их в письменном виде и приложите к техническому отчету.

      Подрезал, устроил ДТП и уехал: можно ли наказать водителя?

    3. Если в указанный срок второй участник дела не согласен на мировое соглашение, можно подать документы в суд. Кроме самого иска (представляется в количестве экземпляров, сколько ответчиков и плюс один для канцелярии), к нему прилагаются: квитанция об уплате госпошлины (ее размер определяется исходя из суммы иска);
    4. решение ГИБДД с указанием нарушителя правил дорожного движения;
    5. документы, подтверждающие обоснованность ваших требований;
    6. обращение-расчет оспариваемой суммы в суде;
    7. доверенность, если ваши интересы в суде будет представлять третье лицо.

    Это не окончательный вариант документов; при необходимости его можно дополнить другими тестами. Например, чеки, квитанции и другие подобные документы, подтверждающие сумму понесенных расходов. Также важно, чтобы все формы документов были фотокопированы до подачи в суд. Необходимо представить пакет документов мировому судье или в районный суд по месту жительства ответчика.

    Если вы сомневаетесь в своих юридических знаниях, лучше воспользуйтесь услугами автоюриста. Если вы выиграете дело, то стоимость ваших услуг возместит проигравшая сторона.

    Как доказать свою невиновность или помочь в установление виновника ДТП

    Чтобы свести к минимуму последствия инцидента для вас и доказать свою невиновность, необходимо выполнить следующие действия:

    1. Ни в коем случае нельзя покидать место происшествия до приезда сотрудников ГИБДД, так как это считается попыткой уйти от ответственности и признанием вины. При этом теряется возможность собрать вещественные и объективные доказательства в свою пользу, подтверждающие невиновность водителя. Закон разрешает покидать место ДТП только для оказания экстренной помощи пострадавшим, и то при условии, что вы вернетесь на место ДТП как можно скорее. Лучший выход – доставить пострадавших на попутных машинах, не участвовавших в происшествии.
    2. До приезда полиции следует записать контактные данные 3-4 очевидцев происшествия, запросив их согласие на дачу показаний в случае необходимости. Эти данные необходимо указать далее в протоколе в разделе «Пояснение». В целом редко кто из свидетелей будет ждать прибытия полиции и дачи показаний на месте происшествия.
    3. По приезду инспектора ГИБДД дать показания о происшествии, изложить свою точку зрения, ознакомиться со схемой ДТП и содержанием протокола. При наличии возражений они должны быть обоснованно изложены в разделе протокола участника авиационного происшествия, посвященном особому мнению. Отметить наличие видео- и фотоматериалов и указать данные о свидетелях происшествия.
    4. До приезда полиции сделайте фото или видео места происшествия с разных позиций, чтобы кадрирование могло определить:
  • дата, место и время проведения мероприятия;
  • автомобили, попавшие в аварию, с хорошо видимыми регистрационными номерами;
  • тормозной путь;
  • виды и размеры повреждений машины;
  • обломки автомобилей, оставленные на дороге;
  • дорожные и погодные условия.
  • Важно сохранять дубликаты фотографий на случай утери или умышленного сокрытия присланных материалов.

    Провокаторов ДТП приравняют к его участникам

    Подрезал машину — лишился прав. Водитель, совершивший ДТП, но не получивший телесных повреждений и скрывшийся с места ДТП, может быть привлечен к ответственности за оставление места ДТП. Об этом говорится в проекте постановления Пленума Верховного суда. Теперь нижестоящие суды должны учитывать этот документ. О новых методах борьбы с провокаторами на дорогах – корреспондент «Вестей ФМ» Сергей Гололобов.

    «Устроил ДТП и уехал»: подобных роликов в соцсетях десятки. Провокаторы аварии скрываются с места аварии и остаются безнаказанными. Проблема настолько актуальна, что потребовала вмешательства Верховного суда, говорит адвокат Станислав Лагойко.

    ЛАГОЙКО: Когда автор этой аварии ссылается на препятствие, созданное для его движения, судья был в праве принять эту информацию к сведению. Или не учитывать — если ему было проще осудить человека перед ним, то, конечно, он просто проигнорировал эту информацию и принял самостоятельное решение. А теперь Верховный суд своим решением просто упростил действия судов при рассмотрении этих материалов. Теперь им не только дали обязанность, но они хотя бы решили, как действовать в таких ситуациях.

    Несчастные случаи могут быть вызваны многими способами. В первую очередь: агрессивная езда, постоянные перестроения и торможения. Водителем ДТП может быть и пешеход, выезжающий на проезжую часть. Он, как велосипедист, самокат и самокат, так же является участником движения, и ответственность с него не снимается. И, конечно же, на перекрестках много провокаций, моделирует ситуации Лев Воропаев, автомобильный юрист.

    ВОРОПАЕВ: На мой взгляд, самая распространенная ситуация — это отсутствие преимущества на перекрестке при выезде с прилегающей территории. То есть водители думают, что не создадут никакой опасности, а на самом деле не рассчитывают расстояние до движущегося транспортного средства, в результате чего происходит ДТП. То есть водитель, имеющий преимущество, пытается уйти от аварии, в результате чего происходит отклонение от дороги и происходит ДТП. Но на самом деле провокатор уезжает с места ДТП.

    Важное замечание Верховного суда: провокатор может быть привлечен к ответственности только в том случае, если он сам знал о факте ДТП, но ушел умышленно. Понятно, что это отличная отмазка: не видел, не знал, никого не трогал. Но суд может не принять все эти доводы, предупреждает Лев Воропаев.

    ВОРОПАЕВ: Естественно, есть лазейка. Но, как показывает судебная практика, воспользоваться им не так-то просто. Суды критикуют доводы водителей о том, что они не видели, не понимали, что попали в аварию. Так что я не думаю, что это серьезная возможность побега.

    Решение Верховного суда, безусловно, правильное, убеждены все эксперты. Но как заставить ГИБДД искать провокаторов? Инспекторам проще регистрировать непосредственных участников аварии, и у них нет ни желания, ни сил искать провокаторов. Поэтому вы должны понимать, что полиция вас не защитит. И бремя доказывания своей невиновности ложится на самого водителя, поясняет Станислав Лагойко.

    ЛАГОЙКО: Вы обязаны представить доказательства. То есть мало того, что вы говорите безосновательно, вы утверждаете, что перед тем, как вы въехали на транзитную остановку, перед вами внезапно сменилась полоса движения, и вы должны предоставить видеозапись, либо с регистратора, либо с камер наблюдения с улицы, приведите свидетеля — когда-нибудь дайте номер этой машины, если вам удалось ее починить. То есть любые доказательства, которые впоследствии позволяют определить действия лица, создавшего это вмешательство.

    Еще одна сложность в доказывании вины провокатора связана со слишком коротким сроком административных процедур: на рассмотрение дела отводится всего 3 месяца. Вы можете не успеть, — признается Лев Воропаев. И приводит пример из собственной юридической практики .

    ВОРОПАЕВ: Водитель устроил аварию и уехал. Сотрудники ГИБДД отказались привлекать его к уголовной ответственности как человека, скрывшегося с места ДТП. Мы подали жалобу в суд, он отменил это решение, но, к сожалению, когда дело вернулось в ГИБДД, срок давности привлечения к ответственности истек. Поэтому привлечь человека за оставление места ДТП не удалось.

    В своем разъяснении Верховный суд фактически приравнивает виновника аварии к ее участникам. Это означает, что в первую очередь финансовые вопросы придется решать не двум сторонам, как раньше, а трем, включая провокатора. Кроме того, оставление места ДТП является тяжким правонарушением, которое подразумевает лишение прав от года до полутора лет и даже административный арест до 15 суток.

    Как можно обжаловать виновность в ДТП

    Для этого вы должны:

    1. Внимательно ознакомьтесь с делом, по которому несет ответственность водитель. К основным материалам дела относятся протокол происшествия, протоколы осмотра автомобилей участников и места происшествия, схема происшествия, протоколы автотехнического осмотра и медицинского освидетельствования, протоколы свидетельство о несчастном случае. Важно найти какое-либо нарушение или процессуальную ошибку при составлении административного протокола, которые могут стать причиной его отмены в судебном порядке.
    2. Проанализировать указанные материалы дела на соответствие его оформления и содержания установленным требованиям нормативных документов. Наличие таких нарушений может служить основанием для признания этих документов недействительными.
    3. Запросить необходимую независимую экспертизу. При этом важно внимательно отнестись к выбору организации, проводящей независимую экспертизу, так как эффективность и выводы расследования во многом зависят от профессионализма, квалификации и независимости эксперта. Значительную помощь в этом вопросе могут оказать юридические фирмы, специализирующиеся на предоставлении правовой защиты участникам ДТП.

    Любое сомнение в обоснованности обвинения как материального виновника аварии должно послужить поводом для оспаривания постановления административного протокола. Только так можно избавиться от необоснованных требований потерпевших и их страховых компаний о возмещении им материального ущерба.

    Невозможно установить виновника ДТП

    На практике бывают ситуации, когда невозможно установить виновника ДТП, например, при противоречивых показаниях участников, отсутствии свидетелей. Зачастую процедура обжалования вины в ДТП с помощью нашего автоюриста помогает доказать вашу невиновность.

    Если виновник ДТП скрылся с места происшествия, но найти его не удалось, необходимо оформить ДТП и потребовать выплаты в страховой компании.

    Также при невозможности установить вину конкретного участника или степень вины участников, лицо, имеющее страховку, не теряет права на ее получение (об этом четко указывал Верховный Суд РФ в одном из его решения).

    Можно ли получить страховку ОСАГО и КАСКО?

    В сфере автострахования существуют две основные системы:

  • ОСАГО обязательно для всех владельцев транспортных средств застраховать свою гражданско-правовую ответственность за возможный материальный ущерб другим участникам дорожного движения. При несчастном случае ущерб, причиненный пострадавшим, возмещает страховая компания, с которой лицо, виновное в несчастном случае, заключило договор страхования.
  • КАСКО — добровольное страхование Вашего автомобиля, как ценного имущества, от повреждений, угона и порчи. При ДТП за причиненное повреждение автомобиля денежное возмещение его владельцу выплачивает страховая компания, с которой у владельца автомобиля заключен договор страхования, в том числе и лицо, виновное в ДТП (в установленных страховых случаях для договора).
  • Особенностью ОСАГО является то, что в случаях, когда не удалось установить вину конкретных лиц в ДТП, невозможно получить компенсацию потерпевшему за причиненный ущерб в ДТП от страховых компаний, т.к нет главного условия выплаты — лицо гражданско-правовое, виновник ДТП.

    Однако в этом случае не следует «опускать руки» и отказываться от гражданского права на получение причитающейся компенсации. Необходимо обратиться в суд с иском и ходатайством о проведении дополнительной судебно-медицинской экспертизы для установления виновника происшествия. Суд может назначить техническую экспертизу в зависимости от обстоятельств дела, которая может включать:

  • дорожная экспертиза, определяющая состояние дорожной инфраструктуры, вызвавшей ДТП;
  • исследование следов, определение причины и виновника аварии по оставшимся следам на автомобилях и дороге;
  • автомобильная маркетинговая экспертиза для определения истинного размера ущерба, причиненного в результате повреждения автомобиля.
  • Пострадавшие могут получить страховку или отремонтировать поврежденный автомобиль бесплатно, если у них есть полис КАСКО, вне зависимости от того, был ли установлен виновник аварии. Однако здесь важно, чтобы причина несчастного случая была включена в страховые случаи, которые подробно прописаны в каждом договоре.

    Судебное разбирательство

    Основанием для возбуждения судебного разбирательства может быть решение органов ГИБДД о невозможности установления виновных в ДТП либо обращение одной из сторон ДТП с требованием проведения судебного разбирательства и установления степени вины виновных. После изучения обстоятельств дела суд может согласиться с назначением следующих экспертов:

  • Флакон, который изучает состояние дороги и дорожных знаков в момент аварии;
  • Трасологический, изучающий следы, оставленные на дороге и транспортных средствах в результате ДТП.
  • По результатам экспертизы суд выносит собственное решение, которым может отменить решение сотрудников ГИБДД или подтвердить его. Все страховые выплаты уже произведены на основании решения суда. Если будет доказано, что виновников убытка нет, страховщик вправе не возмещать убытки по ОСАГО. Если вина обоих водителей будет доказана в равной степени, то и выплаты будут равными.

    Подрезал, устроил ДТП и уехал: можно ли наказать водителя?

    По своему усмотрению до суда участник дорожно-транспортного происшествия может заказать независимые дорожно-трассовые испытания, которые установят степень вины конкретного водителя. Затем вы можете подать заявление в суд, имея на руках выводы обеих экспертиз и предоставив их в качестве доказательств. Имеет смысл заранее обратиться к экспертам, если вы не уверены в своей правоте. В противном случае, если водитель проиграет дело, ему придется оплатить все судебные издержки, включая услуги судмедэкспертов. Помимо дорожного розыска и осмотра, пострадавшая сторона может вызвать автодилера, который оценит степень нанесенного автомобилю ущерба и определит стоимость ремонта.Результаты этого экзамена необходимы для подачи в страховую компанию.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Правосудие в Российской Федерации - юридические проблемы и их решения
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: