Номерной знак транспортного средства – это не просто деталь, а символ, позволяющий его идентифицировать. Иногда это приводит к тому, что некоторые драйверы манипулируют им, изменяя или скрывая его. Причиной установки нестандартных номеров также является желание выделиться. Но за эту оригинальность могут оштрафовать на немалую сумму или наказать еще строже.
- ГОСТ по установке номерного знака
- Неправильная установка госномера
- Должен ли быть флаг на номерах автомобиля?
- Места для крепления, в т.ч заднего номера
- Антивандальные рамки и правила их установки
- Относятся ли номерные знаки без флага к какой-то привилегированной серии номеров?
- Штраф за неправильные госномера
- За какие махинации с номерами можно получить штраф
- Номерные знаки. Европа и Россия
- Россия
- Австрия
- Бельгия
- Великобритания
- Германия
- Дания
- Латвия
- Польша
- Финляндия
- Хорватия
- Украина
- Армения
ГОСТ по установке номерного знака
Внешний вид и особенности установки автомобильного номера регламентируются ГОСТ Р 50577-93. Плакат должен соответствовать нескольким требованиям:
Рекомендуем прочитать о лишении прав по номерам. Вы узнаете о штрафах за нечитаемый грязный, измененный, поддельный номер автомобиля, как себя вести, если вас поймали с нечитаемыми номерами. И вот еще о штрафе за подсветку.
Неправильная установка госномера
Иногда водители уверены, что номерной знак их автомобиля проставлен правильно, но на самом деле это не так. Частыми отклонениями от нормы, за которые налагаются санкции, являются:
Нарушения, связанные с появлением номера, кроме ГОСТ, подробно описаны в «Техническом регламенте». Документ определяет особенности безопасного использования транспортного средства и содержит перечень условий, при которых это невозможно.
Должен ли быть флаг на номерах автомобиля?
Не совсем. Многие считают, что номерные знаки без российского флага незаконны. Именно поэтому многие автовладельцы, когда видят, что триколор стерся на их автомобильных номерах, идут в фирму, которая делает дубликаты автомобильных номеров, и тратят деньги на новые номера. Между тем, отсутствие флажка в номере не является правонарушением и вас не могут оштрафовать за использование табличек, не соответствующих ГОСТу. Дело в том, что сегодня номерные знаки для автомобилей изготавливаются по ГОСТ 50577-93
Если вы посмотрите описание номеров статуса автомобиля, разрешенных к использованию на мототехнике в России, вы не найдете в ГОСТе обязательного наличия обозначения российского флага. То есть наличие триколора у автономеров необязательно.
Как видите, номерной знак автомобиля должен иметь определенные строгие размеры (ширину, высоту и длину). Кроме того, таблички должны содержать разрешенные цифры, буквы и обозначение региона регистрации транспортного средства. Кроме того, обязательно наличие латинской надписи «RUS» на номерном знаке. Буквы должны быть подняты.
Кстати, флаг можно использовать дополнительно. Как правило, автовладельцы получают номера с триколором в ГИБДД при регистрации или перерегистрации автомобиля в случае замены номеров на другие.
Итак, как видите, закон позволяет использовать номерные знаки на автомобилях без флажка.
Места для крепления, в т.ч заднего номера
Номерной знак размещается на ровной и ровной поверхности в определенном месте:
Плоскость, в которой закреплены таблички с опознавательными знаками, вертикальна. Обычно номер устанавливается по центру, иногда с небольшим смещением влево. Эта особенность разрешенного крепления связана с тем, что оно не должно скрывать из виду другие соседние элементы автомобиля. Да и сам знак нельзя увидеть частично из-за них, только целиком.
Иногда транспортное средство не имеет специально отведенного места для номерного знака. Но знаки все равно нужно исправлять по ГОСТу.
Антивандальные рамки и правила их установки
Злоумышленники часто снимают номерные знаки с автомобилей в корыстных или иных целях.
Чтобы этого не произошло, домовладельцы устанавливают устройства, способные защитить от кражи. Антивандальные рамки делают удаление номера практически невозможным.
Но они также могут привести к тому, что водитель будет оштрафован или лишен прав. Ограждение нужно подобрать и установить так, чтобы знак соответствовал ГОСТу.
Если у автомобилиста нет цели, кроме того, чтобы спастись от воров, сделать свои элементы неразличимыми, основная сложность заключается в фиксации рамы. По ГОСТу ради этого в плите нельзя сверлить дополнительные отверстия под болты. То есть использование такой защиты допускается только при креплении с помощью скрытых или переходных крепежных элементов. Для них обычно делают отверстия в бампере автомобиля, что ГОСТ никак не оговаривает, а значит, разрешено.
Что касается внешнего вида, то главное, чтобы рама:
О том, как правильно установить защитную рамку номерного знака, смотрите в этом видео:
Относятся ли номерные знаки без флага к какой-то привилегированной серии номеров?
Одно время в нашей стране было модно покупать блатные таблички, которые якобы давали преимущество на дороге. Ведь ни для кого не секрет, что в России уже давно существуют всевозможные спецсерии для различных государственных служб, включая министерства, правоохранительные органы и т.д.
Да, конечно, эти сериалы есть. Но в настоящее время невозможно купить эти номерные знаки. Все эти серии давно зарезервированы за определенными ведомствами. А ведь в 90-е такие пластины реально можно было купить и реально давали преимущество на дороге. Машины с такими номерами сотрудники ГИБДД просто не останавливали, предпочитая не вмешиваться. Но в последние годы все изменилось. Теперь сотрудники ГИБДД могут остановить практически любую машину для проверки документов. Также сотрудники ГИБДД теперь знают, что владелец обычного автомобиля не сможет купить особую серию. Это просто нереально. Если, конечно, речь не идет о двухместном автомобиле. Но это уже другая история.
Итак, откуда взялся слух среди многих автомобилистов, которые сегодня считают, что номера без флажка выглядят как особая серия, и, соответственно, сотрудники ГИБДД вряд ли обратят внимание на автомобили с такими необычными номерами и не стандартными?
Дело в том, что если вы обратите внимание, на дорогах часто встречаются автомобили различных спецслужб, на госномерах которых нет триколора. Например, обратите внимание на номерные знаки полицейских машин, ГИБДД. У них нет триколора. Почему? См все тот же ГОСТ, в котором указано, что флаг нельзя наносить на номерные знаки транспортных средств.
Правда, чтобы различать автомобили разных служб, ГОСТом предусмотрен разный фон номерных знаков. Поэтому для большинства автомобилей номерные знаки должны иметь белый фон. Номерные знаки полицейских автомобилей имеют синий фон. Номерные знаки военной техники, как известно, на черном фоне. На красных фоновых табличках есть машины из разных посольств. Помните, что есть также номера с желтым фоном, которые выдаются для общественного транспорта и такси. Но ни белые, ни желтые номера не дают никаких преимуществ (если только автомобили с желтыми номерами не имеют возможности двигаться по полосам общего пользования).
Именно поэтому производители номерных знаков решили придумать миф о том, что номера без флага — это как сине-черно-красные номера, на которых тоже нет российского триколора.
И что самое удивительное, в России уже немало водителей, которые, поверив в «волшебную силу» номеров без флажка, принесли компаниям, занимающимся производством автомобильных номеров, немалые деньги.
Штраф за неправильные госномера
Штраф за номерной знак, не соответствующий требованиям закона, налагается по статье 12.2 КоАП. Но в нем есть несколько разделов. Да и водитель не всегда правильно оценивает степень своей вины за правонарушение в этой сфере, поэтому намеренно игнорирует требования знака. Наказание для него такое:
Самая жесткая мера избрана для тех, кто ехал на машине с чужим или несуществующим номером. Регулируется пунктом 4 статьи 12.2 Кодекса:
Управление транспортным средством с заведомо ложной государственной регистрацией влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года.
За какие махинации с номерами можно получить штраф
Водители используют множество уловок, чтобы скрыть сигнал или исказить некоторые его элементы. Они не так безобидны, как кажутся. И подпадают они не под пункт 1 статьи 12.2, а под ее часть 2. Что используют автомобилисты, чтобы скрыть таблички видеосистем:
Откидная рамка номерного знака автомобиля
Глухая рама в машине
Рекомендуем прочитать о штрафе за спецсигналы. Вы узнаете о том, что классифицируется как специальные знаки, штраф за их самовольную установку и использование на автомобиле, за непропуск автомобиля со специальными знаками. Щелкните здесь для получения дополнительной информации о дорожных билетах.
Правильный номерной знак – один из признаков дисциплинированного водителя. Законопослушному водителю не нужно ей манипулировать. И если он замечен в этом, ему стоит ожидать большего внимания со стороны ГИБДД, чем остальным.
Номерные знаки. Европа и Россия
Сегодня мы завершаем нашу серию обзоров номерных знаков со всего мира, которая началась с рассказов о номерных знаках Америки, Азии и Африки.
Единый стандарт для европейских номеров 520 x 120 мм был введен в 1957 году и до сих пор используется в большинстве государств. С образованием Европейского Союза в 1998 году левое поле со звездочками на синем фоне и аббревиатура страны, в которой зарегистрировано транспортное средство, постепенно стали общими для номерных знаков. Большинство табличек имеют очень похожие шрифты: их можно прочитать на расстоянии, а заменить на них один символ на другой технически сложно. Количество букв и цифр, их порядок определяется в каждой стране по-своему, но обычно в номере присутствует символ, указывающий на территориальную принадлежность автомобиля к той или иной губернии, уезду, воеводству, области или области.
В большинстве стран сама процедура регистрации одинакова: нужно предоставить документы, подтверждающие личность владельца и его место жительства, правовое основание перехода права собственности, документы с техническими характеристиками транспортного средства и техосмотр, страховка и подтверждение оплаты прав. Современные технологии позволяют регистрировать автомобили через интернет, но все же иногда приходится приходить лично, чтобы показать машину или получить номера. Стоимость регистрации везде разная: в Германии это копейки, всего €25, а в Италии деньги собираются за каждую акцию собственника и в результате накапливается более €100 за машину. И, кстати, в Европе довольно много стран, где официально можно получить именные номера.
Россия
Автомобильные номерные знаки появились в нашей стране очень давно, еще до создания автомобилей. Точнее, сначала это были специальные значки для таксистов, затем таблички для их транспортных средств на колесах или коньках. Таким образом городские власти решили вопрос о взимании платы за вывоз. Впрочем, от этого мы и сейчас не ушли далеко — в сегодняшней России без номеров по закону абсолютно новый автомобиль можно эксплуатировать только и только в течение 10 дней.
В 19 веке (в 1893 году) велосипедистам стали выдавать нагрудники. Знаки были неуклюжими и больше раздражали участников движения. Кроме того, номера стоили прилично, и в начале сезона получить новые номера было не так уж и просто. Впоследствии такие же проблемы коснулись и владельцев «движков».
В советское время, особенно до и сразу после войны, стандарты номеров менялись так часто, что автовладельцы не желали их придерживаться. Кроме того, было очень мало личных автомобилей. Уже тогда почти во всех «номенклатурах» были «свои» серии, что и породило «воровские» номера. В 1930-е годы легковые автомобили, обслуживающие государственные органы, имели номера МА 11-11. После 1946 года в дополнение к комбинациям EO или MS у властей были черные номера с белыми символами (все остальные номера были желтыми). В 1959 году был введен новый ГОСТ, соответствующий международным стандартам. В советских номерах появились три буквы, иногда образующие забавные, а иногда и почти неприличные сочетания.
Регистрационные знаки новой российской действительности появились в 1994 году с введением нового ГОСТа. ААА «Анна» и ООО «Ольга» вошли в воровской ажиотаж, и на автомобилях людей, приближенных к власти или имевших необходимые деньги и связи, стали появляться красивые комбинации цифр.
Разговоры о введении в России «красивой» системы покупки номеров ведутся давно. Депутат от «Справедливой России» Михаил Сердюк предлагал в 2013 году применить к действующему тарифу коэффициент в 100 раз для получения нужной комбинации. В проекте Федерального закона «О регистрации транспортных средств в Российской Федерации» от 2010 года содержался пункт о проведении аукционов по отдельным номерам, сериям или комбинациям. Видимо, лобби рвущихся к пополнению бюджета слабее желания МВД оставить все как есть. Поэтому для россиян количество «блатных» в первую очередь служит сигналом всем, в том числе и ГАИ: «со мной лучше не связываться».
С внесением изменений в работу регистрационных органов ГИБДД появилась возможность продавать автомобиль вместе с номерами, либо снимать их и сохранять до полугода до появления нового перевозчика. На рынке были затонувшие корабли, но с очень привлекательными номерными знаками и стоимостью в миллион долларов. А вот те номера, в которых буквы важнее цифр, спецсерии различных государственных и ведомственных структур в свободный доступ не попадают. Обычные МРЭО такие таблички не выдают и утилизировать не могут. Если вдруг попадется машина с особыми серийными номерами, инспекторы производят снятие с учета, но номера разбирают и «возвращают» в соответствующий отдел.
Продажа красивых комнат стала отдельным и очень прибыльным бизнесом. Такие «бизнесмены» обязательно имеют связи в ГИБДД. На получение спецсерии соглашаются индивидуально, и обычно просят у клиента залог в несколько десятков тысяч рублей для поиска «крутого» номера. Номерные знаки проще, чем искать самостоятельно. Самый простой вариант – купить новую зарегистрированную машину у владельца, если человеку не нужно хвастаться, а лишние деньги не помешают. Правда, чтобы все было легально, придется пройти процедуру «перевеса»: продать (зарегистрировать), а затем снова купить (зарегистрировать с другими номерами) свой автомобиль. Другой вариант: «поймать.
Некоторые специальные серии русских номеров
Самые «крутые» серии закреплены за следующими структурами (пример для Московской области): АМР, ААА, ООО, ООА, СОО — администрация президента или руководителей субъектов ЕКХ — ФСО ААА, ХКХ — ФСБ ОКО, РРР — прокуратура ОКС — ОАО Конституционный Суд, ОАА — правоохранительные органы, ФСБ, таможня, УН ГУИН — Госнаркоконтроль ООМ, ОРР, ОМР — ГУВД ОТТ, ОСА — УГИБДД ОРР, ОРР — РУВД и УВД КТС — ФНС, Суды , Таможня, Спецсвязь, ГТК, ГУИН и ГОХРАН
Отдельно ценятся номера с сочетанием «говорящих» букв от ВОР, МММ, ННН (наши новые начальники), ССР, ХАМ и предыдущих серий силовых структур МОЛ, МОС, МКМ и МКС.
Поисковый запрос «купить красивые номера» возвращает несколько страниц с веб-сайтами компаний, предлагающими различные варианты. Цены начинаются от 10 тысяч рублей и доходят до 7 миллионов. Для обозначения красивых сочетаний даже появились специальные названия: «зеркало» (Х0Х), «четное число» (Х00), с «десяткой» (00Х), «тройка» (ХХХ). Числам часто приписывают сверхъестественные значения, взятые из нумерологии Пифагора или китайской Книги Перемен.
У официальной продажи номерных знаков есть и недоброжелатели со своими вполне логичными аргументами. Если сейчас красивые сочетания указывают на наличие каких-то связей и тяжелое состояние автовладельца, то после того, как они будут введены в свободный оборот, они будут означать наличие у его владельца лишних денег. Это сигнал как для мошенников, так и для сотрудников ГИБДД. А что касается спецсерий, то они могут быть еще более востребованы, как знак принадлежности к власти, а значит, коррупция не уменьшится, как и ограничений на тех людей не уменьшится.
Однако власти некоторых регионов совместно с МВД уже несколько лет ведут показательную борьбу с численностью «воров» на техническом и моральном уровне. Технически до последнего момента скрыта информация о том, какие ведомства и когда будут выдавать красивые номера, а выбор госномера производится случайной компьютерной программой. Несколько лет назад в Петропавловске-Камчатском, Иркутске и Ростове-на-Дону прошел урок толерантности, на мусоровозах и ассенизаторах висели номера 777, 007, 555. В 2011 году в Ростове закрыли серию АРК. Но как ни стараются власти, а МВД говорит, что согласно ПДД ни один номерной знак не имеет приоритета, людей привлекает красота и они готовы платить за нее. Однако такое желание есть и у жителей других стран.
Австрия
Австрийские автомобильные номера отличаются наличием гербов провинций, которых сейчас в стране 127, и каждой из которых присвоен буквенный код. Таблички содержат от трех до шести символов: буквы или цифры. С 2003 года номера распределяются подразделениями страховых компаний, и с тех пор в обычных районах номера состоят из трех цифр и двух букв, а в столицах провинций — из четырех цифр и двух букв. Любой желающий может купить персональный номер за 245 евро, если эта комбинация еще не занята. Помимо обязательных атрибутов Евросоюза, он будет иметь буквенный код и герб австрийской провинции, а также от одной до пяти букв и цифру. Комбинации могут быть практически любыми, кроме определенных запретов. Австрийские власти в последнее время стали запрещать любые комбинации, связанные с нацизмом, а их много: СС, 88, Нацист, HH (Хайль Гитлер), HJ (Гитлерюгенд), HY (Гитлерюгенд), 1919, 74 и другие. К ним можно добавить и символы праворадикальной идеологии исламистов. Личные номерные знаки действительны в течение 15 лет, по истечении этого срока ранее выданные номера с признанными запрещенными комбинациями будут изыматься.
Бельгия
Персональные номера были официально введены 31 марта 2014 года, и с этого дня на номер можно написать практически все, что угодно в пределах 8 символов, заплатив за это €2000. Столько же необходимо заплатить за сохранение номеров из 4 или 5 знаков — серий, вышедших из обращения. О содержании личных номеров в бельгийском обществе идет очень серьезная дискуссия, так как в последнее время стали появляться вывески с названиями политических партий, нацистскими аббревиатурами и тому подобными провокационными надписями. Одни граждане хотят создать запрещенный список, аналогичный австрийскому, а другие считают, что за эти деньги содержание трансляции может быть любым.
Великобритания
Автомобильные номера начали выдаваться в Великобритании с 1 января 1904 года и должны присутствовать на всех транспортных средствах, движущихся по дорогам общего пользования, за исключением автомобиля правящего монарха, используемого в служебных целях. Система претерпела реформы в 1932, 1960, 1983 и 2001 годах, каждый раз увеличивая количество возможных комбинаций после исчерпания предыдущих. Но все когда-либо выданные номера действительны и по сей день. Например, в Ирландии сохранилась первая и простейшая система с цифрами от 1 до 9999 и буквами I или Z, которые были присвоены острову в качестве кода в 1904 г. В других провинциях и графствах кодовые буквы и их положение относительно чисел менялось в разное время. Сохранялся общий запрет на использование комбинаций АРС, БУМ, БОГ, ЕВРЕЙ, СЕКС, СОД и некоторых других.
Для удаленных от Великобритании территорий, таких как остров Мэн, Фолклендские острова, Бермудские острова, Гибралтар и другие, предусмотрены свои номерные знаки.
В Англии номерные знаки выдаются с 1974 года Агентством по лицензированию водителей и транспортных средств, которое является государственным учреждением Министерства транспорта. Раньше номера выдавали местные власти, они же решали, когда вводить новую серию после завершения комбинаций предыдущей. В начале 1980-х годов DVLA заметила спрос на вторичном рынке на пластины с минимальным количеством повторяющихся цифр или символов и начала оставлять эти пластины для последующей продажи на аукционах. С 1989 года Агентство заработало на пластинах более 2,3 миллиарда фунтов стерлингов, и теперь на выбор предлагается 45 миллионов пластин. По сути, при любой регистрации автомобиля нужно покупать номер на аукционе, где самые простые комбинации стоят £250 (≈ 18,000). 300 рублей), из которых 80 фунтов стерлингов (≈ 5800 рублей) — это плата за оказание услуг и внесение в базу данных. Но ДВЛА продает только новые номера. Если вам нужен тот, который уже находится в обращении, вам следует обратиться в Институт регистрационных агентов и дилеров (MIRAD) или в Ассоциацию дилеров признанных номеров (CNDA).
Большинство британцев хотят, чтобы на их автомобилях были инициалы, важные имена и даты, годы выпуска и номера моделей, с меньшим количеством символов за большие деньги. Есть и фанаты гонок, для которых номер F1 — это мечта, за которую на аукционе в 2008 году было разыграно 440 000 фунтов стерлингов (≈ 32,2 млн рублей) выиграл Формулу-1. Британский ценовой рекорд был установлен в 2014 году: дилер классических автомобилей Джон Коллинз отдал за номер 25 O 518 480 фунтов стерлингов (≈ 37 миллионов рублей). Если бы этот номер появился в продаже сейчас, он стоил бы более 700 тысяч фунтов стерлингов! Поэтому многие владельцы покупают личные номера не только для того, чтобы потешить свое эго.
Германия
Немецкие персональные номера представляют собой нечто особенное только для их обладателей, так как это совершенно обычные блюда, собрать из них нужную комбинацию может только человек с очень богатой фантазией. Повторяющиеся комбинации символов пользуются спросом у эмигрантов, но редко бывают бесплатными. За возможность выбора номера берут всего €10-20. На подбор сразу дается 10 попыток.
Дания
В королевстве действует одна из самых простых систем регистрации автомобилей: номерные знаки содержат только цифры в порядке возрастания и выдаются автосалонами, ТО и официальными регистрационными центрами СКАТ. При регистрации требуется минимальный набор документов: подтверждение личности владельца и право собственности на автомобиль, а также страховка. Обычные выпуски стоят 1 180 крон (≈ 9 800 рублей), а любая желаемая и бесплатная комбинация символов стоит 9 180 крон (≈ 76 400 рублей), плюс за посещение СКАТ придется заплатить 200 крон (≈ 1 660 рублей). Расход кажется приличным, но по сравнению с налогом на регистрацию нового автомобиля физическими лицами это просто копейки. По состоянию на 1 января 2020 г. При регистрации автомобиля датчане должны оплатить 105% стоимости машины, если она меньше 106 600 крон (≈ 886 800 рублей), и 150% части, если она превышает эту сумму. Поэтому в Дании машин с желтыми коммерческими номерами столько же, сколько и юридических лиц, а только старых и потрепанных экземпляров. Налог не взимается только с автомобилей, работающих на водородном топливе, а на электромобили по-прежнему действует скидка в размере 10 000 крон и 60% от базовой суммы налога. В 2020 году она составит 35%, в 2019 году – 10%, с 2020 года она применяться не будет а также юридические лица, и только старые и потрепанные экземпляры. Налог не взимается только с автомобилей, работающих на водородном топливе, а на электромобили по-прежнему действует скидка в размере 10 000 крон и 60% от базовой суммы налога. В 2020 году она составит 35%, в 2019 году – 10%, с 2020 года она применяться не будет а также юридические лица, и только старые и потрепанные экземпляры. Налог не взимается только с автомобилей, работающих на водородном топливе, а на электромобили по-прежнему действует скидка в размере 10 000 крон и 60% от базовой суммы налога. В 2020 году она составит 35%, в 2019 году – 10%, с 2020 года она применяться не будет.
Латвия
В стране существует два уровня личных номерных знаков. Первый позволяет выбрать желаемую комбинацию стандартных номеров, находящихся в обращении или подготовленных к выпуску. В этом случае табличка будет содержать две буквы и цифры от одного до четырех. Эта услуга бронирования и сбора номеров в другом регистрационном подразделении CSDD стоит 14,08 евро. Но гораздо популярнее планшеты, содержащие от двух до восьми символов. Ограничения распространяются на использование более трех одинаковых букв или только двух цифр. Стоит такое самовыражение совсем недорого – всего 150.
Польша
Персональные регистрационные номера в Польше имеют стандартное наполнение и имеют достаточно серьезные ограничения по формату. Нужные символы следует расставлять следующим образом: первая буква – обозначение воеводства, за ней следует любая цифра, затем пробел и 3-5 символов, причем цифры могут быть только в конце и не более двух. За такую табличку придется заплатить 1000 злотых (≈ 14 000 рублей), если только ее содержание не будет считаться оскорбительным и владелец впервые регистрирует автомобиль. Обычные вывески стоят 80 злотых (≈ 1100 рублей), а при регистрации нужно еще заплатить 85 злотых (≈ 1200 рублей) за комплект наклеек и ПТС. Номерные знаки прикреплены к автомобилю; при продаже автомобиля ваш номер остается с ним.
Финляндия
Специальные регистрационные знаки для легковых автомобилей могут состоять из двух-трех букв и вплоть до трехзначного числа, а при полном наборе знаков они мало чем будут отличаться от стандартного финского формата: ААА-111. Для получения личного номера необходимо обратиться в подразделение Trafi Transport Security Agency, подождать три месяца и, в случае положительного решения, заплатить €850 за дизайн и изготовление табличек.
Хорватия
Нынешний формат автономных хорватов перешел в страну из Югославии, только красную звезду поменяли на пятивековый герб в виде щита. Вступление в Евросоюз сделало обязательным наличие синего поля с аббревиатурой страны HR, которое стало появляться на номерных знаках с июня 2020 г. Примерно в этот период комбинации из трех цифр и одной буквы вообще исчезли. Остальные варианты из четырех цифр и одной или двух букв дополняются специальными сериями для полиции, армии, дипломатов, иностранцев и спецгрупп.
В Хорватии можно установить личные номера: помимо обязательных атрибутов (кода региона и герба), они могут состоять из четырех-семи символов, так что табличку с одной цифрой получить не получится. Но этой возможностью хорваты пользуются редко из-за высокой цены услуги: проверка наличия нужной комбинации стоит 378 хорватских кун (≈ 3 120 рублей), а сами номера — 6720 (≈ 55 500 рублей), и при этом они действительны только 5 лет.
Украина
Историю номерных знаков в Украине можно назвать очень богатой. Только за постсоветский период номерные знаки менялись четыре раза, и сейчас в ходу уже пятая модификация — АА 1111 АА, где первые буквы привязывают серию цифр к месту регистрации, а остальные буквы и цифры выпускается в порядке возрастания, кроме зарезервированных серий. Они были закреплены за государственными органами, от президента (АА 0001** — АА 1000**) до личных автомобилей представителей МВД (ММ 00****, ТТ 00****). Простому смертному невозможно получить такие номера, как в середине 2000-х — таблички с кодом несуществующего региона 28. Поэтому они у непростых людей, состояние которых декларирует автономер. Например, корреспондент «Сегодня» ua писал, что начальник ГИБДД МВД выделил 50 номеров из специальной серии руководителям центральных СМИ Киева. Также «крутые» цифры могут прикрыть что угодно, например, угнанную машину у сына депутата Рады.
Теперь у нас есть и джипы… «Айдар», «Донбасс», «АТО», «ДУК». Короче, ребята напуганы: непонятно, где ты будешь завтра, вот и «не замечают». Местная самооборона пыталась им что-то преподнести: пришли «спортивные парни», объяснили, куда самообороне лучше не совать нос, и на этом все успокоились. Здравствуй, 90-е…
Цитата с форума https://police-ua.com
Но есть и вполне легальный способ подсветить свой автомобиль. С 1 января 2007 года стало возможным заказать индивидуальный номер практически любого содержания, кроме дискриминационного и аналогичного обычному состоянию. На табличках может быть от трех до восьми символов: буквы украинского, русского, латинского алфавита, цифры, пробелы и даже изображения. Если вы хотите номер с повторяющимися цифрами или буквами, вам нужно проверить в реестре, свободна ли нужная комбинация. Хотя «красивые» номера продаются вполне легально, сотрудники ГИБДД могут «сохранить» комбинацию здесь востребованной и разрешить использовать ее нужным людям или за определенные деньги.
Украинские власти пытаются с этим бороться, и буквально в феврале 2017 года главный сервисный центр МВД предложил продавать популярные комбинации по цене от 7 500 до 20 000 гривен (≈ 15 770–42 000 рублей). Самыми дорогими будут номера с 0001 по 0005, с 007 по 0009, 5555 и 7777, а самыми дешевыми были номера 0006 и 6666.
Персональные номера, как и обычные государственные, производят частные компании, получившие на это лицензию. В 2012 году между ними был проведен тендер, в результате которого цена на номера увеличилась в 3,5 раза: с 80 до 270 гривен (≈ 568 рублей), а сама регистрация теперь будет стоить 947,51 гривны (≈ 1992 рубля) для пассажира автомобили иностранного производства. Стоимость именных номеров зависит от количества символов (чем больше, тем дороже обходится изготовление) и амбиций производителя. За три письма могут заказать 1800 гривен и 6000 гривен (≈ 3800–12 600 рублей), стоимость одного рисунка начинается от 1200 гривен (≈ 2500 рублей). Проверка комбинаций оплачивается отдельно, как и внесение изменений в регистрацию транспортного средства.
Армения
В этой стране нет именных номерных знаков, но официально за желаемую комбинацию можно доплатить, если она свободна в регионе регистрации. И армяне этим активно пользуются: красота номера стала национальным видом спорта, а на дорогах много автомобилей, цена которых в разы меньше стоимости номерного знака. В республике существует два основных формата: 11 АА 111 для физических лиц и 111 АА 11 для юридических лиц. Изначально на табличках использовались только буквы армянского алфавита, аналогичные латинице, но с 2008 года символы стали пополняться латинскими буквами, не имеющими армянских аналогов. При этом в первые годы за новые буквы приходилось доплачивать, покупая номерные знаки на специальных аукционах.
С 2012 года аукционы были отменены, а полиция просто стала продавать номера, принимая оплату на свой счет вне бюджета. С 11 сентября 2015 года на сайте полиции Армении действует сервис «Поиск бесплатных номеров», с помощью которого автовладельцы могут бесплатно выбрать номерной знак для своей машины. И если на помещение есть хоть какой-то спрос, то цена начинает расти. Минимальная доплата за желаемую комбинацию составляет 14 000 драм (≈ 1 600 руб.), а за «золото», как называют в Армении самые красивые числа, нужно доплатить 5 млн драм (≈ 583 000 руб.).