Валентина Митрофанова, специалист по трудовому праву, основатель и руководитель Официального профессионального института персонала, рассказала в интервью журналу «Расчет» о том, что изменится в правилах проведения контрольных мероприятий и как подготовиться к визиту аудиторов учетные записи.
Меняется сам принцип контрольных мероприятий. Если раньше инспектор приходил к работодателю, смотрел документы, мог поговорить с сотрудниками и найти нарушение и в результате вынести решение о привлечении к ответственности, то теперь проверки могли стать совсем другими. Раньше основной задачей проверок было наказание за нарушение требований законодательства, метод кнута. Теперь задача диспетчеров — провести профилактическую работу, то есть не допустить нарушений.
Подпишитесь на журнал «Calcolo» или «Calcolo. Premium» на вторую половину 2021 года!
Если в этом году организацию внесут в список плановых проверок, будет ли она проверяться по-новому?
Все зависит от того, когда именно начинается проверка. Если аудиторы прибудут до 1 июля этого года, аудиторское мероприятие будет проходить по старым правилам. Но если организация вошла в план после 1 июля, выездная проверка может быть заменена профилактической мерой.
- Виды проверок
- РАЗЪЯСНЕН ВОПРОС ПО ПРОВЕРКАМ ЮРЛИЦ И ИП В 2021 ГОДУ
- 1 группа
- 2 группа
- Карательные и профилактические меры
- Регуляторная гильотина и новые подходы к проверкам бизнеса: что изменится после реформы?
- Рассказывает:
- Первый пункт плана: принять Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ).
- На заметку
- На заметку
- На заметку
- На заметку
- Второй пункт плана: принять Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 247-ФЗ).
- Третий пункт плана: принять федеральные законы, устанавливающие обязательные требования в отдельных сферах.
- Четвертый пункт плана: принять подзаконные акты, устанавливающие обязательные требования в отдельных сферах.
- Пятый пункт плана: признать утратившими силу с 1 января 2021 года ранее принятые нормативные акты и действовавшие до настоящего времени акты СССР и РСФСР.
- Статьи по теме
- Постановление Пленума ВС РФ о применении антимонопольного законодательства: на какие позиции обратить внимание?
- Компания собирает данные пользователей через сайт: как это оформить?
- Закон о регуляторной гильотине. Какие обязательные требования можно будет не соблюдать?
- Выявление нарушений
- Ростехнадзор разъясняет: Плановые проверки (периодичность, срок уведомления и др.)
Виды проверок
Можете ли вы перечислить новые типы обзоров?
Все меры борьбы разделены на две большие группы: меры контроля и превентивные меры. Внутри каждой группы собираются разные типы обзоров.
Например, теперь к превентивным мерам контроля относится новый вид проверки: мониторинг безопасности. Я хотел бы более подробно остановиться на этих типах обзоров, поскольку, на мой взгляд, большинство, если не все, компании сталкиваются с этим.
Мониторинг безопасности
— фактически это контроль бесконтактного типа, аудиторы, не обращаясь к работодателю, смогут проводить проверки на соблюдение законодательства, используя только государственные базы данных и межфункциональное взаимодействие. С таким контролем никто из нас раньше не сталкивался.
Как могла быть такая проверка?
В этом году уже было несколько прецедентов, когда компаниям приходилось сталкиваться с подобной ситуацией.
Не так давно мне позвонил клиент и сказал, что им пришло уведомление из военкомата, в котором организации сообщили, что срок уведомления о приеме на работу военнослужащего отсутствует.
Я стал задавать уточняющие вопросы, и выяснилось, что компания действительно нарушила требования закона и отправила соответствующее уведомление.
Вопрос в том, как военный комиссариат узнал о приеме на работу такого сотрудника.
Все очень просто: регуляторы начали использовать единую базу данных, теперь вся эта информация аккумулируется на единой цифровой платформе, что позволяет быстро проверять поступающую информацию
Вернемся к ситуации с военкоматом: компания наняла специалиста и подала информацию в ПФР. Фонд сообщил данные в базе, а через некоторое время регистрационные системы Военкомата сообщили о нарушении. В результате организация получила отчет о нарушении и просьбу аудиторов дать разъяснения, почему кадровая служба компании не отправила информацию о новом сотруднике в военкомат.
Таким образом, мы видим взаимосвязь всех регулирующих органов друг с другом.
В военкомате сотрудники не проверяли данные физически, скорее всего, информация контролируется алгоритмами.
Да, это правда, люди не находят различий, их важно понимать.
Сверка происходит с помощью искусственного интеллекта, который проверяет информацию. Обнаружив нарушение, он сообщает об этом инспектору.
Конечно, как практик могу сказать, что одна из главных проблем — это то, что люди привыкли недооценивать серьезность нарушений. Логика такая: если к нам придет инспектор и обнаружит нарушения, то мы с ним согласимся. Это, можно сказать, традиция формировалась годами. Многие компании совершенно не готовы к объективному контролю, который будет осуществлять искусственный интеллект. Как можно согласиться с письмом об уже выявленном нарушении?
К тому же само письмо, скорее всего, отправлено не человеком, конечно, подписано инспектором, но происходит это автоматически.
Кроме того, можно предположить, что если какой-либо инспектор не разрешит отправку письма, его руководитель узнает об этом, поэтому, если будет обнаружено нарушение, компания получит его уведомление.
Цифровые инструменты позволяют сделать работу контроля абсолютно прозрачной, полностью исключен человеческий фактор.
Продолжим пример с военкоматом. Получила ли компания уведомление, могут ли аудиторы наложить на него официальные санкции?
Военкомат, как и другой надзорный орган, имеет полное право инициировать внеплановую проверку.
Оно может быть возбуждено либо на основании жалобы, либо на основании «мотивированного решения надзорного органа», такая формулировка требуется по закону. То есть, по сути, любой аудитор может самостоятельно объяснить, почему необходимо проводить внеплановую проверку.
В нашем примере ситуация может развиваться следующим образом: военкомат просит объяснений. Нарушение уже зарегистрировано. Не исключено, что произошла техническая ошибка, например, в ПФР были отправлены неверные данные.
Впоследствии, если сотрудник все же будет принят на работу, военкомат может начать внеплановую проверку, результатом которой будет наказание.
Сколько примеров нарушений забывания вы можете привести?
Так много. У нас есть требования к публичному размещению информации, наиболее частым нарушением является отсутствие опубликованных данных о проведении специальной оценки условий труда и плана профилактических мероприятий, которые определенные категории работодателей должны публиковать на сайте.
Гораздо большее количество компаний должны публиковать политику в отношении персональных данных на своих веб-сайтах. Если эта информация недоступна, Роскомнадзор может оштрафовать компанию.
И мы понимаем, что когда речь идет о наличии той или иной информации на сайте, ее отсутствие выявляет не человек, а алгоритм.
Хочу отметить, что Пенсионный фонд РФ применяет административные санкции практически автоматически: что мешает Роскомнадзору отправлять уведомления о нарушениях и запросы на устранение нарушения?
Ничего такого. Факт нарушения доказан.
РАЗЪЯСНЕН ВОПРОС ПО ПРОВЕРКАМ ЮРЛИЦ И ИП В 2021 ГОДУ
Правительством Российской Федерации определены особенности государственного и муниципального контроля в 2020 году.
6 апреля 2021 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2020 г. N 438 «Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2021 г и о внесении изменений в пункт 7 Правил подготовка годовых планов государственного контроля (надзора) и органов муниципального контроля, осуществляющих плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ». Документ вступает в силу с 14 апреля 2021 года.
Постановление Правительства № 438
Субъекты, в отношении которых проводятся проверки, были разделены на разные группы:
1 группа
— малые и средние предприятия (МСП) и некоммерческие организации (ОНК), среднесписочная численность сотрудников которых на 2021 год не превышает 200 человек (за исключением политических партий и ОНК, зарегистрированных в реестре ОНК, выполняют функции иностранных агент);
По этой группе в 2021 году будет проведено всего несколько внеплановых проверок:
2 группа
— всем другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в отношении них будут проводиться только внеплановые проверки, указанные выше, и плановые проверки, если деятельность отнесена к категории очень высокой или высокой степени риска или отнесена к 1 (категории) опасности, I классу опасности опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений I класса, а также для которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора).
Органы государственного контроля в течение 10 рабочих дней со дня вступления в силу настоящего постановления должны представить перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей второй группы, по которым будут проводиться плановые проверки.
Постановление распространяется на виды проверок, в отношении которых применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в том числе виды проверок контроль, указанный в частях 3.1 и 4 статьи 1. Исключениями являются налоговый и валютный контроль.
Следует отметить, что управление будет осуществляться только удаленно, включая аудио- или видеосвязь.
Также будут завершены проверки, приостановленные с 18 марта по 5 апреля 2021 года (за исключением вышеперечисленных). Если стипендия не была присуждена и не включена в приведенный выше список, они не подлежат назначению.
Карательные и профилактические меры
Как мы можем в этом контексте сказать, что это превентивный надзор, если аудиторы, используя цифровые инструменты, выявляют уже совершенные нарушения, а это означает, что к компаниям могут быть применены санкции? Это не предупредительная функция, а карательная.
В случае получения штрафа из Пенсионного фонда РФ речь идет, конечно, о карательной функции, это мера контроля.
Но мониторинг безопасности относят к превентивным мерам, возможно, ведомства не будут наказывать предприятия, есть вероятность, что компании сначала предложат исправить дефект, а санкции будут применяться только к стойким нарушителям.
Сколько видов мер контроля предусмотрено новым законодательством?
Помимо мониторинга безопасности, существуют также превентивные меры, такие как, например, информация, предупреждения, превентивные посещения, мониторинг закупок, рейдовые проверки, полевые проверки и многое другое.
Список типов элементов управления, как я уже говорил, существенно расширился, у каждого есть свои особенности и характеристики.
Нам еще предстоит детально разобраться в каждом из этих типов контроля, оценить их сильные и слабые стороны. На данный момент появилось больше вопросов по новым видам аудитов.
Вот пример: инспекционный визит, в этом году компании, прошедшие плановую инспекцию, могут столкнуться именно с этим типом контрольных мер: инспектор может принять решение заменить плановую инспекцию инспекционным визитом.
Что это за обзор? Во-первых, инспекционный визит короче: если плановая проверка длится 20 дней, визит аудитора длится один день.
В то же время предприятие должно быть проинформировано о планируемой проверке за три дня, а во время инспекционного визита работодатель не информируется. При этом сам перечень того, что имеет право делать инспектор при прибытии на территорию предприятия, намного шире: это осмотр и расследование сотрудников, а также получение письменных объяснений и запрос документов и инструментальное обследование.
То есть, по сути, аудитор может прийти и начать изучать любую часть деятельности компании. В этом случае аудитор должен встретиться в течение одного дня. Что и сколько можно узнать за восемь часов? Думаю, намного меньше 20 дней.
Насколько точны, на ваш взгляд, изложены в законодательстве новые виды проверок, учтены ли все детали?
Есть пробелы в законодательстве. В будущем они должны быть устранены посредством постановлений, которые будут созданы теми же ведомствами. Почему есть пробелы, которые видны уже сейчас? Дело в том, что закон единый для всех контрольных служб. И за Роструд, и за Ростехнадзор. С другой стороны, у каждого отдела свои тонкости работы, закон не может быть адаптирован под каждого инспектора, норма регулирует принцип проверок, снабжает инспекторов инструментами для их работы. И уже в соответствии с законом ведомства реализуют действия и инструменты своих мэров в административных регламентах.
Регуляторная гильотина и новые подходы к проверкам бизнеса: что изменится после реформы?
«Нормативная гильотина» — один из этапов масштабной реформы контрольно-надзорной деятельности. Он предполагает устранение избыточных бизнес-требований, новые подходы к аудиту и четкую систему обязательных требований. Каких изменений следует ожидать компании? Где я могу узнать, какие обязательные требования действуют, а какие нет? Будет ли компаниям после реформы легче работать?
Рассказывает:
Павел Андреев,
юрист, автор Telegram-канала «Здравствуйте, мы на этапе проверки!»
Регулирующая гильотина — это часть реформы регулирующего контроля. Его цель — снизить административную нагрузку на компанию и повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности за счет внедрения риск-ориентированных и превентивных подходов.
В целом план мероприятий по внедрению механизма «регуляторной гильотины» предусматривает 5 пунктов (утвержден Председателем Правительства РФ 29 мая 2019 г. № 4714п-П36).
Первый пункт плана: принять Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ).
Этот закон является основой всей системы контроля и надзора. Он вступит в силу 1 июля 2021 года.
Его основные принципы:
Закон № 248-ФЗ запрещает оценивать результаты деятельности контролирующих органов на основании количества принятых мер, выявленных нарушений и привлеченных к ответственности лиц, количества и размера наложенных штрафов (ч. 7 ст. 248-ФЗ). То есть прямо запрещает действующую систему «трость.
Данное положение существенно отличает его от действующего Федерального закона от 26 декабря 2008 г. 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон 294-ФЗ).
На заметку
Предполагается, что закон n. 294-ФЗ становится полностью недействительным только с 1 января 2025 года (закон № 1051647-7). Пока одновременное действие Законов No. 294-ФЗ и п. 248-ФЗ никак не регулировался.
Закон № 248-ФЗ предусматривает семь видов мер пресечения (статья 45):
Превентивные меры проводятся только с согласия подконтрольных лиц или по их собственной инициативе (ч. 3 ст. 45 Закона № 248-ФЗ).
Если в ходе реализации превентивных мер выясняется, что существует угроза ущерба или что ущерб уже нанесен, проверяющий орган может принять решение о применении мер контроля (часть 4 статьи 45 Закона № 248-ФЗ).
Помимо превентивных мер, Закон № 248-ФЗ предусматривает независимую оценку соблюдения обязательных требований (глава 11). В чем смысл? Аккредитованные независимые организации оценят, соблюдают ли предприниматели обязательные требования, и, если все в порядке, выдадут заключение о соответствии. В период действия данного заключения контролирующие органы не будут проводить плановые проверки.
Возможность проведения такой оценки и требования к ней должны быть закреплены в федеральном законе о конкретном виде надзора.
На заметку
В настоящее время действуют правила оценки соответствия охраняемых объектов установленным требованиям в области пожарной безопасности (часть 1 статьи 144 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2020 п. 1325).
Кроме того, закон п. 248-ФЗ систематизирован и расширен перечень видов мер контроля (статья 56). Помимо уже известных документальных и выездных проверок (сроки их проведения сокращены до 10 дней), выездных проверок, контрольных закупок и контроля соблюдения обязательных требований, с 1 июля 2021 г:
Действия, которые имеет право выполнять контролирующий орган, будут перечислены в регламенте, относящемся к типу контроля. Список является исчерпывающим: осмотр, допрос, допрос, получение письменных объяснений, запрос документов, отбор проб, инструментальное исследование, тестирование, исследование и экспериментирование (часть 1 статьи 65 Закона № 248-ФЗ). В случае совершения должностным лицом иных действий проверка в целом может быть признана недействительной (п. 9 ч. 2 ст. 91 Закона № 248-ФЗ).
Наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездная проверка будут проводиться без взаимодействия с проверяемой организацией. Допускается проведение инспекционного визита и дистанционного контроля на поле (ч. 3 ст. 56 закона № 248-ФЗ).
Перед началом проверки надзорный орган должен на основании оценки рисков причинения ущерба отнести предпринимателя к одной из 6 категорий (ч. 1 ст. 23, ч. 2-6 ст. 248-ФЗ):
Условия отнесения предпринимателя к той или иной категории риска определяют прогноз по конкретному виду контроля. Он должен содержать как минимум три категории риска и обязательно категорию низкого риска. Компании, которые не удалось оценить контрольному органу, также попадают в категорию компаний с низким уровнем риска.
Если организация относится к категории особо высокого, высокого или значительного риска, информация о ней публикуется на сайтах надзорных органов (п. 12 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. 806). Информация об объектах контроля, отнесенных к другим категориям риска, может быть получена только по запросу в контролирующий орган. Ответ необходимо дать в течение 15 рабочих дней (п.13 Регламента).
Контролируемое лицо вправе потребовать изменения категории риска на более низкую (часть 6 статьи 24 Закона № 248-ФЗ). Для этого вам необходимо будет продемонстрировать свою принадлежность к данной категории и приложить подтверждающие документы (п.19 Регламента).
Закон предусматривает право обжалования действий (бездействия) и решений должностных лиц надзорных органов.
На заметку
С 17 августа 2021 года по 30 июня 2021 года проводится эксперимент по предварительному обжалованию решений контролирующих органов и действий (бездействия) их должностных лиц (Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2020 г. 1108). С 1 января 2023 года вводится обязательная процедура предварительного обжалования.
Вы можете подать апелляцию:
Жалоба подается через портал госуслуг. Организации должны подписать жалобу усиленной квалифицированной электронной подписью. Срок рассмотрения жалобы — 20 рабочих дней.
Предприниматель может защитить себя от плановых проверок несколькими способами:
Они должны быть предусмотрены федеральным законом о соответствующем виде контроля.
Система внеочередных проверок существенно не изменилась. Закон предусматривает применение к нему риск-ориентированного подхода: контролирующий орган разрабатывает индикаторы риска нарушения обязательных положений и с их учетом принимает решение о чрезвычайном происшествии (пункт 9 статьи 23 Закона № 248-ФЗ).
На заметку
При наличии у контролирующих органов информации о признаках повреждений, отклонении контролируемого показателя риска от контролируемого или если контроль включен в план, они могут производить внеплановые тестовые закупки, контрольные закупки, выборочные проверки, проверки, рейды и проверки только в согласование с доверенностью.
В случае признания проведенного мероприятия несостоявшимся повторная внеплановая проверка может быть проведена только по согласованию с прокуратурой, независимо от вида мероприятия и основания его проведения (ч. 3 ст. 91 Закона № 248-ФЗ).
Второй пункт плана: принять Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 247-ФЗ).
Закон № 247-ФЗ регулирует вопросы, касающиеся требований к предпринимателям. Он вступил в силу 1 ноября 2020 года.
Контрольные органы оценивают соблюдение обязательных требований во время проверок, лицензирования, разрешений, аккредитации и административной ответственности. В соответствии с законом п. 247-ФЗ эти требования подлежат строгому учету и контролю.
Реестр обязательных требований
На федеральном уровне реестр обязательных требований запущен с 1 марта 2021 года. Этот реестр должен содержать информацию обо всех требованиях в зависимости от сектора экономической деятельности:
Ожидается, что к 1 июля 2021 года начнет работу общедоступный портал, на котором предприниматели смогут получить доступ к этому реестру и информации обо всех обязательных требованиях, оцениваемых в ходе аудита.
Пока реестры обязательных требований публикуются на официальных сайтах контролирующих органов.
На основании закона п. 247-ФЗ, государственные органы оценят реальное влияние и избыточность обязательных требований. Порядок проведения оценки утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. 2453.
По результатам оценки обязательных требований положения нормативных актов могут быть пересмотрены. Это возможно, если:
Предприниматели могут участвовать в публичном обсуждении проектов на портале Rules.gov.ru. По результатам общественного обсуждения уполномоченный орган обязан рассмотреть все поступившие предложения и опубликовать решения на одном сайте. Сформированный отчет отправляется в Минэкономразвития. На основании своего заключения Правительственная комиссия принимает решение о дальнейшей судьбе обязательных требований.
Новые и измененные обязательные требования вступают в силу два раза в год: 1 марта и 1 сентября, но не ранее чем через 90 дней после дня официального опубликования нормативного акта.
Это позволит предпринимателям оперативно следить за изменениями через веб-сайты надзорных органов или публичный портал, который, как ожидается, заработает с 1 июля 2021 года.
Примечание: это правило не распространяется на федеральные законы и международные договоры, которые могут устанавливать иные сроки вступления в силу, а также на нормативные акты, принятые для предотвращения чрезвычайных ситуаций (часть 1 статьи 3 Закона № 247-ФЗ).
В рамках регулятивной гильотины регулирующие органы уже отменили предыдущие приказы об обязательных требованиях и ввели новые. Информация о требованиях, действующих до начала функционирования публичного портала реестра обязательных требований, доступна на официальных сайтах регулирующих органов. К сожалению, в реестрах контролирующих органов есть ошибки. Поэтому обращайте внимание только на те обязательные требования, которые:
С 1 января 2021 года все просроченные обязательства по «нормативной гильотине» отменены, их оценка неприемлема, предприниматели не могут быть привлечены к ответственности за невыполнение (п. 5.1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ Федерация).
Третий пункт плана: принять федеральные законы, устанавливающие обязательные требования в отдельных сферах.
В настоящее время Госдума рассматривает законопроект No. 1051647-7, что должно привести другие федеральные законы в соответствие с Законом № 248-ФЗ, уточнить положения о лицензировании отдельных видов деятельности, а также некоторые положения закона № 248-ФЗ.
Пока проект прошел только первое чтение. Многие поправки вынесены на второе чтение, окончательный текст пока неизвестен.
Четвертый пункт плана: принять подзаконные акты, устанавливающие обязательные требования в отдельных сферах.
На протяжении 2021 года регулирующие органы занимались пересмотром обязательных требований для предпринимателей. Например, в области пожарного надзора утверждены новые правила пожарной безопасности (Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. No 1479), безопасности в лесах (Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 г. 7 октября 2020 г. № 1614), Положения о лицензировании деятельности по монтажу, обслуживанию и ремонту оборудования, обеспечивающего пожарную безопасность зданий и сооружений (Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 г. № 1128) и др.
Пятый пункт плана: признать утратившими силу с 1 января 2021 года ранее принятые нормативные акты и действовавшие до настоящего времени акты СССР и РСФСР.
По этому пункту правительство приняло около 35 документов о признании утратившими силу некоторых актов СССР, РСФСР, России, содержащих обязательные требования.
Достигнет ли этого реформа?
Уже сейчас многие предприниматели жалуются не только на переоформление всех обязательных требований, но и на отсутствие их существенного пересмотра.
Превентивные и риск-ориентированные подходы, добавляя основания для оспаривания проверок и освобождая от них ряд подрядчиков, не окажут существенного влияния на большую часть проверочной деятельности — внеплановые проверки.
Поэтому не исключено, что реформа приведет к изменению формы, но не сути стержневой системы.
Статьи по теме
Постановление Пленума ВС РФ о применении антимонопольного законодательства: на какие позиции обратить внимание?
09.03.2021
663
Конкуренция и реклама
Монопольный контроль не распространяется на заявки на закупку и банкротство от одного поставщика. Оценивая доминирующее положение продавца, суды вправе…
Подробнее
Компания собирает данные пользователей через сайт: как это оформить?
12.02.2021
1459
Административная ответственность
За последний год значительный сегмент рынка переместился в онлайн. В результате компании стали намного активнее работать с персональными данными своих…
Подробнее
Закон о регуляторной гильотине. Какие обязательные требования можно будет не соблюдать?
19.08.2020
2158
Административная ответственность
До 2021 года правительство РФ отменит многие акты с обязательными требованиями для бизнеса, которые вступили в силу до 2021 года….
Подробнее
Теги: KN
Выявление нарушений
Реформа контрольно-надзорной деятельности была направлена, в том числе, на создание более комфортных условий работы для компаний, но то, о чем мы сейчас говорим, создает совершенно иную картину.
Подпишитесь на журнал «Calcolo» или «Calcolo. Premium» на вторую половину 2021 года!
Сейчас, после появления огромного количества различных проверок, подготовиться к проверке практически невозможно.
Рецепт подготовки к аудиту очень простой: нужно соблюдать закон. В то же время после внедрения риск-ориентированного подхода в 2018 году количество проверок сокращается, это объективно.
Такой подход разделил работодателей на категории, их сейчас пять: от самой низкой категории риска до самой высокой. Таким образом, первая группа включает 80% всех юридических лиц, зарегистрированных в стране.
Что это значит? Это означает, что в таких компаниях не может быть плановых проверок.
Да, подавляющее большинство компаний в этом списке являются индивидуальными предпринимателями и микропредприятиями. Таким образом, государство выделило ключевые моменты, приняв решение о контроле компаний, нарушения которых могут привести к негативным последствиям для большого количества людей.
Похоже, что крупные компании уже внимательно следят за соблюдением правил, как трудовых, так и налоговых и не только, а мелкие компании, как вы сказали, практически не контролируются. Таким образом, получается, что средние компании находятся в зоне наибольшего риска.
Все грубейшие ошибки, которые могут случиться только в малом бизнесе, происходят исключительно в малом бизнесе: выплата зарплаты черным, невыполнение трудовых договоров и неоплата отпусков. То есть то, что раньше казалось делом прошлого, сегодня активно практикуют малые предприятия.
Не все, конечно. Чем крупнее компания, тем она публичнее, тем больше внимания уделяется соблюдению юридических обязательств и не допускаются очень серьезные нарушения, такие как принудительная отправка людей в отпуск без сохранения заработной платы.
Но поверьте, к сожалению, даже крупные работодатели терпят нарушения. Они есть у всех. Но если крупная компания задерживает выплату заработной платы или не оплачивает работу в выходные дни, последствия таких действий гораздо более критичны, поскольку сразу страдают 5000 человек. Таким образом, государство полагается на то, что крупные компании соблюдают закон, и в этом случае права будут защищены для гораздо большего числа людей.
Средние компании гораздо реже подвергаются проверкам, чем крупные. С другой стороны, есть отрасли, для которых создано множество законов, постановлений и требований.
И такие компании просто вынуждены находиться в правовом поле, у них просто нет возможности нарушать правила.
Речь идет о таких видах нарушений, которые являются необратимыми, то есть законодательство сформировано таким образом, что компании вынуждены нарушать требования нормативных актов. Что делать в этом случае?
Таких ситуаций много. Сегодня в России существует 462 нормативных правовых акта, о которых следует знать работодателю. Как человеку запомнить 462 закона? Как он может соответствовать всем требованиям, если есть противоречия между стандартами? Как проанализировать правила и найти наиболее безопасное решение как с точки зрения интересов сотрудников, так и с точки зрения соблюдения требований законодательства, соблюдения корпоративных интересов, ведь компании создаются и работают над тем, чтобы прибыль? Ответ на все эти вопросы: ничего.
Ростехнадзор разъясняет: Плановые проверки (периодичность, срок уведомления и др.)
Запрос:
По информационным системам общего пользования поступило обращение со следующим содержанием: это территориальное подразделение Ростехнадзора, уполномоченное включать опасные производственные предприятия в программу плановых проверок на 2015 год, если с момента окончания постоянного наблюдения (декабрь 2013 г.) не прошло 3 года?
Ответ: Специалисты Управления организационного контроля и авторизации и авторизации подготовили следующий ответ.
В соответствии с пунктами 5.1 и 5.2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» плановые проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, управляющих опасными производственными объектами, проводятся со следующей периодичностью:
Для опасных производственных объектов IV класса опасности плановые проверки не проводятся.
При этом сообщаем, что в соответствии с п.6 Положения о режиме постоянного государственного надзора за опасными производственными предприятиями и сантехническими сооружениями, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.2012 г. 455 от 5 мая 2012 года установление постоянного государственного надзора в отношении объекта повышенной опасности не исключает организации и проведения в отношении этого объекта и организации, обладающей объектом повышенной опасности, плановых и внеплановых проверок в в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Вопрос от 02.2015:
В Ростехнадзор поступил вопрос о сроке, в течение которого организация или предприниматель должны быть проинформированы о предстоящей плановой проверке.
Ответ: На этот вопрос ответили в Юридическом управлении Ростехнадзора.
Пункт 12 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон 294-Ф3) установлено, что инспекциями, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем являются уведомлен органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее, чем за три рабочих дня до начала его проведения путем направления копии приказа или распоряжения руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).), муниципальный контрольный орган в начале плановой проверки заказным письмом с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение периода, определяемого периодом времени, начинается со дня, следующего за календарной датой или наступлением события, определяющего его начало.
Исходя из вышеизложенного, о проверке необходимо сообщить лицу, в отношении которого проводятся проверки, не менее чем за три рабочих дня до ее начала.
Вопрос от 04.2016:
Хотелось бы получить разъяснение порядка проведения проверок органами государственного надзора, а также обоснование периодичности проверок юридического лица, эксплуатирующего более одного опасного производственного объекта в субъекте Российской Федерации.
Ответ: Данный запрос разъяснили специалисты Юридического управления Ростехнадзора.
В соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон 294-ФЗ), особенности организации и проведения проверок, в том числе в части периодичности их проведения может устанавливаться иными федеральными законами.
Причины включения в годовой план и периодичность проверок организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, устанавливаются положениями Федерального закона от 28.07.2012 г. 116-ФЗ от 21 июля 1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Федеральный закон № 116-ФЗ), в частности пунктами 5, 5.1 статьи 16.
В ситуации, когда организация эксплуатирует несколько опасных производственных объектов, частота проверок в отношении этой организации будет определяться временем ввода в эксплуатацию или приобретением этих объектов организацией, а также их классом опасности.
При этом следует иметь в виду, что п. 5.1 статьи 16 Федерального закона от 28.07.2012 г. 116-ФЗ подразумевает, что периодичность плановой проверки предусмотрена не для юридического лица, эксплуатирующего опасные производственные предприятия, а для самих опасных производственных предприятий.
Это положение подтверждается и судебной практикой. Таким образом, в решении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 июня 2014 года по делу А82-12330 / 2013 указано, что пункты 5, 5.1 статьи 16 Федерального закона n от лица опасного производственного характера организует другую плановую проверку в отношении других опасных производственных объектов, находящихся под управлением того же юридического лица, расположенных по разным адресам.
Вышеупомянутые положения Федерального закона от 28.07.2012 г. 116-ФЗ о периодичности проверок не распространяются на плановые разрешительные проверки, так как последние регулируются положениями Федерального закона от 25.07.2012 г. 99-ФЗ от 04.05.2011 «О разрешении отдельных видов деятельности», в частности, часть 9 статьи 19.
Определение понятия «проверка», приведенное в пункте 6 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» является общим для всех проверок, проводимых надзорными и контролирующими органами, а не только для проверок со стороны контролирующие органы Ростехнадзор.
Вопрос от 27.06.2019:
Мы добросовестная электросетевая компания, соблюдаем все обязательные требования нормативных правовых актов, возможно ли в этом случае сократить количество проводимых проверок?
Ответ: В соответствии с п.14 Положения об осуществлении федерального государственного энергетического надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2013 г. 610, деятельность электроэнергетических организаций и потребителей электроэнергии относится к одной из категорий риска, по которой предусмотрена периодичность плановых проверок:
Согласно пункту 6 Регламента, категория риска и, как следствие, частота плановых проверок могут быть изменены при соблюдении одного из следующих условий
Иные пояснения по проверкам Ростехнадзора: