Виды газовых заправок
В современных автомобилях, работающих на сжиженном нефтяном газе, в зависимости от типа установленного оборудования можно использовать два типа газа. Первый из них — сжиженный газ (LPG — Liquefied Petroleum Gas). Это смесь пропана и бутана, которая сжимается на нефтеперерабатывающих заводах при чрезвычайно низких температурах и транспортируется на заправочные станции в цистернах. Второй вид топлива — компримированный природный газ (КПГ). Газ на станцию подается по обычному газопроводу. Уже прямо здесь он сжимается с помощью специального компрессорного оборудования и заправляется в цилиндры автомобилей.
Следовательно, в зависимости от заправляемого топлива различают два типа заправки газом:
Для каждого автовладельца необходимо выбрать тип заправочной станции в зависимости от того, на какой газ рассчитан его автомобиль.
У транспорта, работающего на газе, большое будущее
На днях Дмитрий Медведев подписал постановление правительства, согласно которому в ближайшие несколько лет половина общественного транспорта страны должна будет перейти на газ. «Комсомольская правда» решила выяснить, насколько популярно «голубое» топливо для автомобилей. Об использовании альтернативного топлива рассказал региональный директор по продажам «Газпром нефти» Александр Крылов.
Александр Крылов, региональный директор по продажам «Газпром нефти.
— АЗС «Газпромнефть» реализуют два вида газомоторного топлива: компримированный природный газ (КПГ) и сжиженный углеводородный газ (СУГ). В чем их принципиальное отличие?
— Если сравнивать эти виды топлива с точки зрения потребителя, то по характеристикам метана лучше — это природный газ метан, он менее токсичен и безопаснее пропана (СУГ). В случае утечки метан улетучивается, а не накапливается в полостях автомобиля и в конструкциях СТО. Метан дешевле и почти экологичен. С другой стороны, для рынка лучше подходит пропан: для него уже создана развитая инфраструктура.
В принципе, главные преимущества газомоторного топлива — это экологичность и экономичность. Выхлоп автомобиля, работающего на «голубом» топливе, содержит меньше вредных веществ, чем газы, оставшиеся от бензинового двигателя. Метан и СНГ не образуют отложений в топливной системе, поэтому срок службы двигателя намного больше.
— Сколько рублей в год сэкономит автомобилист, перейдя с бензина на газ? Что, если он проезжает 30 000 километров в год?
— Экономия затрат на топливо в среднем 40%. По нашим расчетам, при пробеге 30 тысяч километров в год автомобилист сэкономит около 35 тысяч рублей, а водитель автобуса или грузовика — около 135 тысяч рублей.
— Переход на газ позволяет автомобилистам не только значительно снизить транспортные расходы за счет снижения затрат на топливо, но и увеличить ресурс двигателей, а также улучшить экологические показатели автомобилей.
— Как ведет себя газ зимой? Машины заводятся нормально?
— Если «голубое» топливо соответствует ГОСТу — 9 миллиграммов на кубический метр — машина заводится без проблем. Если газ влажный, арматура автомобильных баллонов может замерзнуть. Но на АЗС «Газпромнефть» есть система контроля влажности альтернативного топлива. Наши клиенты точно не получат топливо, непригодное для использования.
Метан дешевле бензина и практически не наносит вреда окружающей среде.
— Насколько экологичнее бензин и дизель?
— Газ в 4-5 раз более экологичен, чем бензин, поскольку в выхлопе двигателя, работающего на природном газе, нет тяжелых металлов и окиси углерода. Содержание углекислого газа в выхлопе двигателя близко к нулю.
— Метановых заправок в стране почти нет, да и стоят эти заправки дорого. Приступит ли «Газпром нефть» к созданию новой сети аналогичных АЗС?
— Наша компания намерена развивать сеть МАЗК как на вновь отведенных землях, так и на территории действующих АЗС, расположенных вблизи городских сетей газопроводов. Это позволит удовлетворить растущий спрос на газовое топливо. Конечно, будет недешево. Инвестиции на строительство многотопливной АЗС в среднем на 30% выше, чем затраты на обычную АЗС.
— Насколько безопасно использование «голубого» топлива? 10 мая в Москве в «газовом» автобусе взорвался метановый баллон. Правда, никто не пострадал — водитель на аэровокзале сбросил всех пассажиров. Причины взрыва пока не известны, но сам факт наводит на размышления.
— Езда на природном газе намного безопаснее, чем на бензине. Резервуар для хранения КПГ спроектирован и изготовлен с толщиной стенок, способной выдержать рабочее давление 200 кгс / кв.м см. То есть даже при очень серьезной аварии взрыва не произойдет. Кроме того, в случае повреждения трубы, по которой газ подается к двигателю, арматура цилиндра оснащается автоматическим устройством, исключающим утечку газа. Другими словами, использование бензинового двигателя более опасно, чем использование бензинового двигателя.
Экономия затрат на топливо в среднем составляет 40%.
— Сколько станций сейчас у газовой компании, где они расположены и каков их формат?
— Через розничную сеть АЗС «Газпромнефть» голубое топливо реализуется в Московской, Тверской, Нижегородской, Омской, Свердловской, Кемеровской, Новосибирской областях, на юге Тюменской области, в Северо-Западном регионе и в Краснодарском крае. Сейчас в России 89 наших станций, на которых вы можете заправиться. 85 станций продают СУГ и 4 — метан.
В конце 2012 года открылся полноценный многотопливный комплекс на Пулковском шоссе в Санкт-Петербурге.
— Может ли метан стать полноценной альтернативой бензину или его ждет участь водорода, электричества и этанола?
— Газомоторное топливо сейчас вообще единственная полноценная альтернатива бензину и дизелю. Для этого слишком дороги водород, электричество, этанол. Кроме того, метан и СНГ позволяют автомобилистам значительно экономить на топливе и идеально подходят для общественного транспорта. По большинству характеристик газ, особенно метан, превосходит как бензин, так и дизельное топливо.
Газ в 4-5 раз экологичнее бензина, поскольку в выхлопе двигателя, работающего на природном газе, нет тяжелых металлов и окиси углерода.
— Как вы оцениваете популярность пропана среди российских автомобилистов?
— Поскольку сжиженный нефтяной газ конкурирует по цене с бензином, количество автомобилей, использующих его в качестве топлива, растет с каждым годом — сейчас в стране более 1,2 миллиона автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе, или около 3,7% от общего парка транспортных средств. Основным потребителем СУГ в России является городской и коммерческий транспорт.
— Каковы ваши прогнозы развития рынка автомобильного газа в России?
— Развитие рынка автомобильного газа в России возможно только при сохранении экономической эффективности использования пропана в качестве топлива для газовых двигателей. Главное преимущество пропана — его конкурентоспособная цена: в настоящее время стоимость пропана почти вдвое ниже стоимости бензина для двигателей АИ-92. Среди частных автопарков невелика доля автомобилей, работающих на пропане. Основной потребитель пропана — легкие коммерческие автомобили.
Многотопливный ТЗК в Санкт-Петербурге.
— Газовых машин мало. Сколько стоит переоборудование автомобиля? Планируется ли побудить водителей к этому?
— Ежегодно количество автомобилей, работающих на природном газе, увеличивается на 26%. В ассортименте более 180 моделей газовых автомобилей от ведущих мировых производителей автомобилей: Audi, BMW, Cadillac, Ford, Mercedes-Benz, Chrysler, Honda, Kia, Toyota, Volkswagen. Среди российских производителей автобусы ЛИАЗ, ПАЗ, КАМАЗ, НЕФА3, модель Лада Приора.
В среднем переоборудование легкового автомобиля на природный газ обходится примерно в 40 тысяч рублей, а перевод на сжиженный газ обходится вдвое дешевле. В настоящее время сеть АЗС «Газпромнефть» разрабатывает различные маркетинговые кампании, чтобы побудить наших водителей перейти на газ.
Кроме того, компания прорабатывает вопрос сотрудничества с крупными коммерческими перевозчиками, обсуждает возможность поддержки транспортных компаний, заинтересованных в переводе своего флота на метан.
— Насколько увеличиваются продажи газа в России за год?
— Потребление «голубого» топлива в нашей стране и в мире растет примерно одинаковыми темпами. Продажи метана увеличиваются на 18%, пропана — на 3-4%
Различия газовых станций
Заправочные станции КПГ и заправочные станции КПГ — это два принципиально разных типа газозаправочных станций. Они используют разное оборудование. Поэтому отличить их внешне довольно легко, даже не читая названия. АЗС занимает относительно небольшую площадь и чаще всего может располагаться на обычной АЗС в городе или на трассе. Эта станция представляет собой резервуар со сжиженным газом, который может находиться под землей или на поверхности, и компрессор, подающий газ в колонну.
АГНКС — это настоящая мини-компания по производству товарного газа для заправки автомобилей. Для этого используется сложное и дорогое компрессионное оборудование. В результате такие станции занимают гораздо больше места. Также они не находятся в черте города из соображений безопасности.
Вам сжать или налить?
Десятидневный автопробег «Газ в моторс» — 2019 стартовал в Краснодарском крае и завершился в Санкт-Петербурге. В нем участвовали Lada, автобусы четырех классов, в том числе туристический марафон «Волгабус», и грузовики — от УАЗ Профи до магистральных тягачей. И весь маршрут (2760 км) караван перешел исключительно на метан. Мы были в числе участников гонки.
Как найти нужную станцию
Совершая дальнее путешествие, нужно спланировать маршрут с учетом расположения станций соответствующего типа. Это позволит своевременно заправлять автомобиль топливом.
Если вы путешествуете по дорогам стран Евросоюза, вам достаточно иметь в телефоне Google Maps. Вам нужно ввести LPG или CNG в строку поиска, и вы получите местоположение нужных вам заправок на карте. В России этот метод исследования сегодня не будет информативным. Поэтому для поиска нужных АЗС можно использовать навигатор, в который необходимо загрузить файлы POI (Point of Interes). Также доступны специальные интернет-сервисы для поиска АЗС, информацию к которым обычно добавляют пользователи.
Брать будете?
В период с 2014 по 2020 год в России было закуплено 15 000 заводских газомашин. Поскольку мы продаем около 200 000 единиц коммерческого транспорта в год, это хороший показатель.
Запас хода газовых автомобилей разный: Веста пробегает 350 км, туристический марафон Волгабус и грузовики, работающие на КПГ, — до 450-600 км. В европейской части страны уже вполне возможно перемещаться исключительно на природном газе, переходя с одной АЗС на другую. Но есть и другая проблема: львиная доля метановых заправок неудачно расположены — на окраинах города (это неудобно для горожан) или в стороне от трассы (а это неудобно для перевозчиков).
По дороге в город вошла пестрая колонна гонки Gas Into Motors — 2019.
По дороге в город вошла пестрая колонна гонки Gas Into Motors — 2019.
Я ехал с колонной газовых автомобилей из Ростова-на-Дону в Москву. На 500-километровом участке от Воронежа до столицы нет ни одной метановой заправки прямо на трассе. Есть только в Новомосковске, 16 км от М4. Пришлось ехать в объезд, иначе многие машины не проехали бы.