Социальное сиротство: понятие, причины и последствия

Социальное сиротство: понятие, причины и последствия

Главная / Условия / Эскорт услуги / Кабинет психолога / Психолог помогает родителям / Социальный детский дом: понятие, причины и последствия

6 октября 2017 г

Психолог помогает родителям

В каждом государстве и в каждом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, по разным причинам оставшиеся без попечения родителей. И в этом случае общество и государство заботятся о развитии и воспитании этих детей.

Ребенок, потерявший родителей, — это особый, поистине трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать – одна из самых сильных потребностей ребенка.

В настоящее время в обиходной речи и теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (детский дом) и социальный сирота (социальный детский дом).

Сироты – это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или только один из родителей.

Социальная сирота – это ребенок, у которого есть биологические родители, но они по каким-то причинам не воспитывают ребенка и не заботятся о нем. В этом случае общество и государство заботятся о детях. Это дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях. Социальное сиротство – это явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей в связи с лишением их родительских прав, признанием родителей недееспособными, безвестно отсутствующими.

Детский дом как социальное явление существует до тех пор, пока человеческое общество является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия и другие причины приводили к гибели родителей, в результате чего дети становились сиротами. С возникновением классового общества появляется и так называемое «социальное сиротство», когда дети лишены родительской опеки из-за нежелания или неспособности выполнять родительские обязанности, в силу чего родители отказываются от ребенка или отделяются от него образование1.

Детский дом – это социальное явление, характеризующее образ жизни детей, оставшихся без попечения родителей. Издавна сиротами считались дети, лишившиеся родителей в связи с их смертью. В XX-XXI веках во многих странах мира социально-экономические и нравственные процессы в обществе привели к возникновению социального сиротства как социального явления, выражающегося в устранении родителей от ответственности по отношению к своим детям.

Сиротой является ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может оставаться в нем и имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

Дети считаются сиротами в связи с уклонением родителей от их воспитания или защиты своих прав и интересов, отказом родителей забрать детей из воспитательных, медицинских, социальных и иных подобных учреждений, а также в иных случаях признания ребенка оставленным без присмотра без попечения родителей в порядке, установленном законодательством. Основную категорию детей-сирот составляют дети, родители которых лишены родительской ответственности в силу социального поведения.

Социальные сироты – это дети, родители которых лишены родительских прав, страдают тяжелыми хроническими заболеваниями, в том числе психическими, алкоголизмом, наркоманией и прочим. Существует большая группа детей-сирот, от которых отказались родители по разным причинам (чаще всего от них отказываются матери-одиночки, родившие детей вне брака, а также родители, дети которых родились с измененным психофизическим развитием).

Ученые также выделяют так называемую категорию «скрытых сирот», в которую входят дети, местонахождение которых скрыто от государства и которые длительное время не получают помощи. Некоторые дети уходят из неблагополучных семей одни из-за плохого и даже жестокого обращения1.

Следовательно, социальная сирота – это ребенок, у которого есть биологические родители, но они по каким-то причинам не воспитывают ребенка и не заботятся о нем. В дальнейшем в данной работе мы будем опираться на это понятие. В этом случае о детях заботится государство. Это дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях. Социальным приютом считается социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей в связи с лишением их родительских прав, признанием родителей нетрудоспособными, безвестно отсутствующими и так далее.

В настоящее время в российском общественном сознании такое явление, как социальный детский дом, связано с целым комплексом причин: политических, социальных, медицинских, психологических и других. Причинами социального сиротства являются стихийные бедствия и социальные потрясения: войны, межэтнические конфликты и другие явления, порождающие проблемы беженцев и вынужденных переселенцев. Непосредственными причинами социального сиротства являются следующие2:

— добровольный отказ родителей (чаще матери) от несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это отказ новорожденного в декретном отпуске. С юридической точки зрения оставление ребенка является правовым актом, официально подтвержденным конкретным правовым актом. В течение 3-х месяцев родители (мать) могут передумать и ребенка можно вернуть в семью;

— принудительное изъятие несовершеннолетнего из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов несовершеннолетнего родители лишаются родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, где родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и так далее. Лишение родителей родительских прав также является правовым актом, который оформляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом.

Условиями, вызывающими социальное сиротство, являются следующие1:

1) социально-экономические: безработица, невозможность получения жилья, снижение заработной платы, снижение общего материального уровня жизни, постоянный рост цен, невозможность организации досуга и отдыха детей, обнищание семьи, недостаточное экономическое обеспечение молодой семьи;

2) семейный кризис: распад семьи, увеличение числа внебрачных детей, раннее материнство, рост семейного алкоголизма, наркомании, токсикомании среди родителей, рост правонарушений (родители отбывают наказание в тюрьмах, одиночных камерах, колониях и др.) так далее, а дети в детские дома);

3) педагогическая несостоятельность семьи: утрата традиций, отсутствие связи между поколениями, отказ от детей, снижение ценности семьи в обществе, снижение воспитательного потенциала системы образования, снижение ответственности родителей в воспитании детей, нарушение прав детей, жестокое обращение с ребенком;

4) снижение воспитательного потенциала системы образования: склонность к обучению, уменьшение количества общественных детских организаций, сужение сферы внеурочной деятельности, переориентация системы образования на дополнительные образовательные услуги;

5) неэффективность государственной политики по выработке четких правовых норм, регулирующих ответственность родителей за воспитание детей;

6) исчезновение системы воспитательной работы с детьми, подростками и родителями по месту жительства;

7) развитие детских и молодежных субкультур, не учитывающих традиционные нормы духовности и нравственности;

Социальный детский дом: понятие, причины и последствия

растущее влияние средств массовой информации на субкультуру подрастающего поколения. Следовательно: разрыв поколений, пропаганда через средства массовой информации новых форм и ценностей поведения детей и молодежи;

9) недостаточное развитие службы по уходу за детьми, в том числе по защите их прав.

Среди перечисленных условий, порождающих социальное сиротство, одним из основных является кризис современной семьи. Современный семейный кризис негативно сказался на состоянии детства в стране, что привело к увеличению числа социальных детских домов и увеличению числа специфических учреждений, таких как детские дома и школы-интернаты. Впервые их чрезмерная консолидация стала проблемой.

Проблема отказа матери от новорожденного является распространенным социальным явлением. Роль социальных факторов в формировании искажений материнского поведения настолько велика и очевидна, что многие исследователи сводят непосредственно к ним всю дискуссионную проблему причинности социального сиротства.

Вывод: Во-первых, социальная сирота – это ребенок, у которого есть биологические родители, но они по каким-то причинам не воспитывают ребенка и не заботятся о нем.

Во-вторых, основными причинами возникновения детского дома в нашей стране являются оставление ребенка в родильном доме, смерть или неизлечимая болезнь родителей ребенка, а также лишение родительских прав родителей ребенка в связи с их умышленным невыполнение своих обязанностей, то есть социальная неустроенность семьи, финансово-экономические трудности, асоциальное поведение родителей (пьянство, наркомания, преступное поведение).

В-третьих, в России продолжается рост социального приюта, специализированные учреждения переполнены детьми, оставшимися без попечения родителей. В связи с этим остро стоит проблема профилактики социального сиротства и развития данной технологии в разных ведомствах и на разных уровнях.

Причины беспризорности детей

Причины бездомности носят социально-экономический характер. Росту бездомности способствовали экономические кризисы, безработица, нищета и эксплуатация детей. Беспризорность как крайнее проявление сиротства может быть вызвана и такими причинами, как конфликтная ситуация в семье, учебных заведениях, аморальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми (в том числе злоупотребление властью со стороны родителей, опекунов или заместителей, которые иногда в корыстных целях принуждают детей к нарушению правовых и моральных норм), что вынуждает их покинуть дом. Другими важными причинами беспризорности являются распад семьи, ее бездуховность, превращение семьи из расширенной в нуклеарную, бедственное положение женщины, а также неудовлетворенность потребностей детей и молодежи в воспитании, в приобщении с культурой1.

Ликвидация и предупреждение беспризорности стали важнейшими социальными проблемами. Проблема бездомности может быть плодотворно решена только при гуманном подходе к личности, основанном на сотрудничестве и координации усилий государственных, общественных и частных организаций.

Основными мерами профилактики беспризорности должны быть усыновление и опека, и лишь при невозможности обеспечить ребенку семейное воспитание, альтернативой ему должны выступать детские дома, где воспитательные группы могут частично заменить семью. Поиск новых форм заботы направлен на воссоздание условий воспитания, приближение к семейным, ресоциализацию детей, их адаптацию к нормальной жизни общества. С этой целью для детей, нуждающихся в жилье, создаются семейные дома и общины. Уличные дети имеют возможность убежать от уличной жизни и заняться полезными делами. В этом им помогают социальные педагоги, воспитатели старшего возраста, многие из которых сами бывшие беспризорники.

Одной из важных причин появления бездомных является разрушение семейного уклада и естественного образа жизни. В таких условиях бездомный ребенок вскоре оказывается вовлеченным в уличную борьбу за выживание в условиях отсутствия воспитательной помощи взрослых и нормальной социальной среды.

Причины беспризорности могут быть разными, но результат один: дети вынуждены месяцами и годами жить на вокзалах и в подвалах, без нормального питания, без лечения. Дети часто оказываются в криминальной среде, живут и воспитываются по ее законам.

Первопричины кризиса многих российских семей, утративших социализационный потенциал, воспитательную роль и фактически выталкивающих детей на улицу, связаны с падением уровня жизни большинства населения, повышением в коррупции и моральном разложении общества. Все больше россиян, и особенно семей с детьми, погружаются в состояние бедности, социальной апатии и физического вымирания1.

Давайте рассмотрим одну из наиболее серьезных причин, по которой детей выталкивают на улицу. Прежде всего, это плохое обращение с ними в семье. Эта проблема сгруппирована в три большие группы:

  • физическое насилие;
  • отсутствие ухода;
  • сексуальное насилие.
  • По мнению специалистов, основными факторами жестокого обращения с детьми являются психологический фактор («синдром жестокого обращения с детьми») и социально обусловленные причины (материальная обеспеченность семьи, уровень образования родителей, культурные традиции).

    Пренебрежение — широкое и менее заметное понятие, но гораздо более распространенное, чем физическое насилие. Это может быть отсутствие заботы, физической, медицинской или эмоциональной. Отсутствие ухода может сопровождаться физическим или сексуальным насилием.

    Причины, влияющие на способность родителей удовлетворять потребности ребенка, кроются в экономических факторах, в физическом или эмоциональном заболевании родителей, в нехватке времени у работающих родителей.

    Семья является важнейшим институтом воспитания, средой развития человека. В семье возникают и интенсивно протекают важные процессы формирования нравственности и гражданского сознания, самоопределения личности, ее духовной культуры. Поэтому именно семья, прежде всего, должна давать детям чувство доброты, учить трудолюбию, умению правильно строить свои отношения с людьми, ведь по примеру родителей дети готовятся к будущему материнству и отцовству 1.

    Проблему беспризорников нельзя решить кампаниями по «вывозу» их на улицы города, полагаясь на полицию. Усилия всех государственных органов, в первую очередь его социальных служб, а также учреждений образования, при широком привлечении общественных и религиозных организаций, должны быть направлены, прежде всего, на систематическую профилактику девиантности в семье, на устранение непосредственных причин возникновения вреда беспризорности и массовое пренебрежение.

    В этой ситуации государство не принимает действенных мер для решения проблем бездомных. Многие детские учреждения даже не получают необходимого финансирования из бюджета. Детям в государственных детских домах не хватает одежды, школьных принадлежностей, а часто и продуктов питания. В результате среди воспитанников детских домов много ослабленных и хронически больных детей. Как правило, подростки покидают детский дом совершенно неподготовленными к жизни, не получая ни практической, ни психологической поддержки в дальнейшем устройстве своей судьбы1.

    Попытки хоть как-то помочь уличным детям предпринимаются различными общественными организациями. Они организуют питание беспризорников и в столовых, оказывают беспризорным детям медицинскую и психологическую помощь, создают собственные приюты и приюты, в том числе семейные. Эта деятельность дает конкретные результаты, но, к сожалению, пока охватывает лишь небольшой процент беспризорных детей. Проблема бездомности может быть устранена только обществом, которое ставит ребенка в центр своих интересов и отдает приоритет этике заботы и милосердия.

    Основная причина возникновения и роста бездомности и беспризорности кроется в тяжелом социально-экономическом положении страны: распаде семей, алкоголизме и наркомании, безработице, слабой социальной поддержке малообеспеченных семей со стороны государства. Однако не исключено, что даже после преодоления экономического кризиса проблемы бездомности сохранятся.

    Вывод: Проблема беспризорных детей является сложной социальной проблемой. Дети, оказавшиеся на улице по тем или иным причинам, нуждаются в помощи.

    Ребенок по праву является объектом большого внимания и заботы со стороны общества и государства. Будущее напрямую зависит от того, в каких условиях сегодня окажется подрастающее поколение. Конкурентоспособный ребенок – это ребенок, реализующий свой потенциал как личности и как будущего члена общества. Следовательно, ребенок неконкурентоспособен, когда находится в условиях, ставящих его на грань выживания.

    Создание благоприятных условий для детей, предотвращение негативного воздействия на них факторов, подвергающих их риску беспризорности, являются основными направлениями профилактической работы, проводимой государством и обществом.

    Очень важным направлением работы является формирование семейной политики, направленной на укрепление семьи как социального института, пропаганда семейных ценностей в средствах массовой информации.

    Органы образования и социальные педагоги образовательных учреждений проводят комплексную работу с родителями и детьми по возвращению детей в семьи. Производится подбор лиц, осуществляющих функции опекунов и попечителей, усыновителей, патронатных родителей; проводятся проверки по месту жительства детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях граждан; оказывается помощь замещающим лицам в воспитании, обучении и организации летнего отдыха детей.

    В целом очевидно, что проблемы, связанные с положением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требуют целенаправленных и согласованных усилий государства и общественных институтов для их решения.

    Опасность бездомности заключается в том, что она способствует формированию личности, не адаптирующейся к нормальной социальной жизни на основе присущих обществу ценностей, норм и моделей поведения. Предоставленная на произвол судьбы, выживающая за счет средств, полученных, как правило, незаконным путем, значительная часть подрастающего поколения будет рассматривать совершение преступлений как норму и образ жизни, что негативно скажется на всем обществе. Нахождение подростка на длительное время в бездомной и криминальной среде фактически предопределяет его жизненный путь.

    Однако можно предположить, что даже после преодоления экономического кризиса проблемы бездомности сохранятся. Это долгосрочная проблема. Для ее исправления потребуется кропотливая совместная работа государственных, правоохранительных, общественных, образовательных и других структур. И, прежде всего, необходимо не только повышать уровень жизни подростков, но и укреплять их духовной и мировоззренческой составляющей.

    Поэтому на сегодняшний день в Российской Федерации не сложилась эффективная скоординированная и подчиненная система органов по профилактике беспризорности и безнадзорности. Это касается как работы государственных и муниципальных органов и их взаимодействия, так и общественных организаций и координации их действий. Результаты функционирования существующей системы свидетельствуют о том, что органами государственной власти еще не решена задача поиска таких организационных форм, которые эффективно координируют и организуют деятельность по профилактике беспризорности, безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и их социальной реабилитации.

    Поделись этим :

    Свежие публикации данной категории

    16 апреля СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ, дети которых биологически уже старшеклассники, а психологически еще подростки.
    3 марта Способы эффективного общения с подростками

    29 января Семья и подросток

    18 ноября 2021 г. Переходный возраст. Как помочь подростку в поисках смысла жизни и себя.

    18 ноября 2021 г. 6 родительских привычек, которые нарушают эмоциональный контакт с ребенком.

    16 ноября 2021 г. 7 способов испортить ребенку самооценку и даже не заметить этого.

    14 ноября 2021 г. 9 способов повысить свою ответственность или как стать ответственным человеком?

    13.11.2021 Что толкает подростков на преступления и как их избежать.

    12 ноября 2021 г. 13 способов помочь детям учиться.

    8 июля 2021 г. Любить, а не восхищаться

    Сегодня 3 просмотра этой страницы

    Проблемы сиротства в современной России

    На современном этапе развития общественные деятели, политики и ученые остаются едины в позиции, что на протяжении последних 10 лет детский дом продолжает оставаться серьезнейшей социальной, педагогической и психологической проблемой в Российской Федерации. По этой теме мы уже завершил тему

    Состояние России подробнее и в мире.

    Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсы Проблемы детского дома в России 490 руб.
  • Реферат Проблемы детского дома в России 240 руб.
  • Экзамен Проблемы детского дома в России 190 руб.
  • Получите выполненную работу или консультацию специалиста по учебному проекту Узнать стоимость

    Стоит проанализировать причины, которые приводят к возникновению проблемы детского дома в нашей стране.

    Жестокое обращение с ребенком. Это явление в целом связано с неурядицами конкретной семьи. Закон предусматривал виды этого явления, относя его к физическому, сексуальному, психологическому и моральному насилию. По официальной статистике Следственного комитета РФ По этому поводу мы уже подготовили отчет о практике

    Практику в Следственном комитете РФ подробнее, ежегодно около 2 млн детей подвергаются жестокому обращению. Следует отметить, что это только учетные данные, которые могут не в полной мере отражать истинное положение дел в данной ситуации.

    Ослабление школьного влияния и контроля. Большое количество детей отказываются от посещения школы. При этом ни родители, ни педагоги не могут оказать должного воздействия на ребенка, что приводит к инициации процесса десоциализации. Следовательно: беспризорность, отсутствие образования, профессии.

    Вам нужен совет учителя в этой области? Задайте вопрос учителю и получите ответ через 15 минут! Задайте вопрос

    Подростковая преступность. Несмотря на то, что с 2014 года количество преступлений, совершаемых детьми, уменьшилось, эта проблема продолжает существовать в российском обществе. По информации опубликованной на сайте МВД РФ По данной теме мы уже завершили реферат

    МВД РФ подробнее, в 2021 году в период с января по июль 3,7% преступлений совершены несовершеннолетними лично или при соучастии подростков со взрослыми.

    Употребление наркотических и токсических веществ детьми. По данным МВД РФ на 2021 год, 20% наркозависимого населения составляют дети школьного возраста. Даже эта проблема, несмотря на снижение статистических показателей по сравнению с предыдущими годами, продолжает существовать и оказывает влияние на проблему детского дома в Российской Федерации.

    Физическое и психическое здоровье детей. Как правило, это дети, брошенные родителями. Наиболее часты случаи, когда сами родители этих детей ведут неправильный образ жизни, употребляют алкоголь или наркотики, страдают тяжелыми заболеваниями, в том числе ВИЧ, туберкулезом и др., которыми заражаются дети. Кроме того, на здоровье детей-сирот влияют обстоятельства, при которых роды были нежелательны для родителей. Этот фактор мог оказывать негативное влияние и во время внутриутробного развития. Впоследствии дети попадают в социальные учреждения с целым комплексом психических и физических проблем, что значительно снижает шансы их попадания в приемную семью.

    Примечание 1

    Несмотря на выявленные проблемы, статистические данные, согласно действующей в Российской Федерации «Базе данных детей-сирот», свидетельствуют о ежегодном снижении числа детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в 2021 году их количество составило более 59 тысяч детей, в 2021 году выявлено более 50 тысяч и в 2021 году выявлено около 47 тысяч детей-сирот.

    Анализируя проблемы детского дома в России в 2021 году, можно увидеть, что государство действительно борется с этим негативным явлением. Помимо форм семейного устройства, предусмотренных законодательством, государство обеспечивает детям-сиротам выплаты, дополнительные гарантии медицинского обслуживания, образования, жилья, социальной защиты и работы, а также судебную защиту.

    Виды сиротства

    До ХХ века в социологии и педагогике детский дом определялся как нахождение в обществе лиц, не достигших 18-летнего возраста, у которых умерли оба или единственный родитель. В 20 веке наличие такого явления, как избавление родителей от ответственности за своих детей, получило название социального детского дома. В результате люди в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения одного или обоих родителей, являются социальными сиротами.
    В целом детский дом, как социальное явление, можно разделить на следующие группы детей-сирот:

    1. Прямые – несовершеннолетние дети, оставшиеся без родителей в связи с их смертью;

    2. «Лицензированные» — дети, родители которых лишены родительской ответственности в связи с негативным общественным поведением или невозможностью обеспечить условия, необходимые для жизни и развития их детей (в том числе в случаях, когда родители признаны недееспособными, находятся в местах лишения свободы или обвиняются в совершении преступлений, содержатся в медицинских учреждениях, пропали без вести);

    3. «Отказники» — дети, родители которых добровольно отказались от родительских прав;

    4. Воспитатели-интернаты — дети, воспитывающиеся в интернатах, в результате чего их родители практически не участвуют в воспитании;

    5. Условно-бытовые сироты — дети, проживающие с родителями, но находящиеся в негативных психологических и бытовых условиях.

    Существует также категория «скрытых» сирот: дети, лишенные ухода и условий, необходимых для развития, но положение которых скрыто от государства, в результате чего эти дети не получают необходимой помощи.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Правосудие в Российской Федерации - юридические проблемы и их решения
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: