Споры из договора осаго рассматриваемые арбитражным судом

Страхование ответственности владельцев транспортных средств уже стало частью нашей жизни. Законодательство достаточно подробно регулирует данный вид страховых услуг. Между тем количество спорных ситуаций достаточно велико. Большинство из них решается только в судебном порядке. Кроме того, судебные решения не всегда однозначны, что создает необходимость изучения судебной практики по ОСАГО в каждом конкретном случае. Помочь в этом могут многочисленные обзоры решений, подготовленные судами всех уровней. До недавнего времени при рассмотрении споров по страхованию ответственности автовладельцев суды почти всегда поддерживали интересы страхователей. Это вызвало волну недовольства страховщиков которые указали на предвзятое отношение к ним, ссылаясь в том числе и на судебные обзоры. На самом деле это существенно подорвало авторитет судебной власти. На сегодняшний день эта практика начинает постепенно искореняться, поскольку 29 января 2020 года Пленум Верховного Суда Российской Федерации принял Постановление № 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств». Настоящий документ призван придать единство деятельности судов при рассмотрении дел по договорам ОСАГО, в частности, разъясняются процессуальные особенности рассмотрения таких дел, уточняются проблемы заключения и исполнения данных договоров, и ответственность за нарушение его условий определяется тем, что 29 января 2020 года Пленум Верховного Суда Российской Федерации принял Постановление № 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств». Настоящий документ призван придать единство деятельности судов при рассмотрении дел по договорам ОСАГО, в частности разъясняются процессуальные особенности рассмотрения таких дел, уточняются проблемы заключения и исполнения данных договоров, ответственность за нарушение его условий определяется, поскольку 29 января 2020 года Пленум Верховного Суда Российской Федерации принял Постановление № 2.

Процессуальные вопросы рассмотрения споров по ОСАГО

Этот документ еще раз разъяснил, что споры по договорам страхования гражданской ответственности рассматриваются как судами общей юрисдикции, так и арбитражными судами. Первый – если владелец автомобиля является физическим лицом и использует транспортное средство исключительно для собственных нужд. Второй – является ли заявитель юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

С 1 сентября 2014 года на споры, возникающие из правоотношений по ОСАГО, действует обязательный досудебный примирительный порядок, т.е до обращения в суд автовладелец должен предъявить страховщику претензию, в которой можно выразить свое несогласие с решением сделанные страховщиком или требующие от вас совершения определенных действий. В случае отказа от выполнения установленных требований страхователь вправе обратиться в суд.

Совет: Досудебный порядок разрешения споров по ОСАГО является обязательным, поэтому при подаче заявления в суд к исковому заявлению необходимо приложить копию ранее поданного иска. В противном случае иск будет отклонен.

Кроме того, постановлением Пленума ВС РФ уточнено, что страховые организации не вправе изменять условия договора страхования гражданской ответственности автотранспортных средств, поскольку данный договор является публичным и его содержание строго регламентировано Федеральный закон об ОСАГО. Также страховщики не вправе отказаться от заключения договора страхования автогражданской ответственности. На это указывают как требования закона об ОСАГО, так и ст. 445 ГК РФ.

Также отметим, что подав заявление в суд, владелец автомобиля, чьи права были нарушены, вправе возместить не только реальный ущерб, но и потребовать возмещения морального вреда в случае ДТП. В этом случае вам необходимо доказать, какие моральные и физические страдания вы понесли в результате происшествия. Обзоры судебной практики показывают, что в большинстве случаев суд удовлетворяет иски о возмещении морального вреда, но не в полном объеме.

ВС РФ обновил правила применения закона об ОСАГО. Обзор

Если до сих пор вы разрешили спор самостоятельно, но все же получили отказ от страховой компании, то наши юристы смогут сразу подготовить исковое заявление для разрешения страхового спора в ОСАГО в судебном порядке.

Работа оборудования, установленного в транспортном средстве и не связанного непосредственно с участием транспортного средства в дорожном движении (например, поворотная платформа автокрана, бетономешалка, разгрузочные механизмы, рука манипулятора, рекламная конструкция в автомобиле) не является использованием транспортного средства.

Споры со страховыми компаниями по ОСАГО возникают, когда страховая компания занижает размер ущерба, отказывается выплачивать деньги или нарушает условия оплаты. Сами результаты рассмотрения страхового случая можно назвать причинами возникновения спорной ситуации.

Все транспортные расходы, понесенные пострадавшей стороной для реализации права на получение страховой суммы, считаются их убытками и должны быть включены в страховую сумму, определяемую для возмещения при наступлении убытка.

Споры по размеру страхового возмещения

Как показывает практика, страховые компании не всегда объективно оценивают ущерб, причиненный в результате ДТП. Именно требования о занижении страховых выплат чаще всего рассматриваются судами.

Страховые компании прибегают к различным уловкам, чтобы уменьшить размер страховых выплат. А автовладелец может защитить свои права в суде. Судебная практика по взысканию страхового возмещения складывается таким образом, что истец должен доказать, что оценка ущерба страховой организацией была произведена ненадлежащим образом и размер уступленной страховой суммы недостаточен для покрытия ущерба. При наличии достаточных доказательств суд увеличил размер компенсации истцу до суммы, необходимой для полного ремонта автомобиля. Как правило, в такой ситуации владелец автомобиля должен представить в суд экспертное заключение о стоимости ремонта

Страховщики часто оплачивают только ущерб, непосредственно связанный со стоимостью восстановления транспортного средства. Однако закон об ОСАГО и постановление пленума ВС РФ предусматривают возмещение всех расходов по страховому случаю. Например, услуги эвакуатора, аварийное хранение автомобиля и т д. Если вы отказываетесь возмещать такие расходы, также есть смысл обратиться в суд с приложением всех необходимых документов. Следует отметить, что упущенный заработок при ДТП нельзя отнести к этим расходам. Чтобы вернуть его, автовладелец должен обратиться в суд с иском к лицу, непосредственно виновному в аварии.

Стоимость утраченного товара подлежит возмещению по ОСАГО, которое возмещается в размере ее уменьшения в результате повреждения. Это возмещение является наиболее спорным, так как страховщики всегда отталкиваются от минимальной стоимости автомобиля, поэтому утс либо не возмещается, либо возмещается незначительно. Однако судебная практика предусматривает более объективный подход к определению утс. В частности, суды используют не только среднерыночную стоимость, но и детальный анализ возможной стоимости конкретного автомобиля. Например, изменение внешнего вида автомобиля можно учесть, добавив декоративные элементы: легкосплавные диски, обвесы, спойлеры.

Страховщики иногда занижают сумму возмещения и в качестве альтернативы предлагают произвести переоформление в автомастерской, с которой у них есть договорные отношения. Здесь следует помнить, что выбор способа возмещения всегда зависит от страхователя. Так, страховая компания Р предложила гражданину З отремонтировать поврежденный в результате ДТП автомобиль в автосервисе Г. Специалисты указанного автосервиса составили предварительную смету в размере 27 600 рублей. Но гражданин З отказался от ремонта автосервиса Г и потребовал денежной компенсации, страховая компания Р., ссылаясь на заключение оценщика, произвела выплату в размере 14 100 руб. При этом в устной беседе Гражданин обратился в суд с требованием к страховой компании возместить ему расходы на ремонт в размере 20 300 руб. В результате назначенной судом независимой проверки эта сумма была подтверждена. Суд решил удовлетворить иск.

Если в результате ДТП произошла полная гибель автомобиля, страхователь имеет право на получение максимальной суммы выплаты по ОСАГО – 400 тысяч рублей. При этом именно ему предстоит доказать, что автомобиль восстановлению не подлежит. По общему правилу суды под полной утратой понимают абсолютную утрату, невозможность или неудобство проведения ремонтных работ.

Споры по договору ОСАГО, рассмотренные арбитражным судом

Споры по договору ОСАГО, рассмотренные арбитражным судом

Споры по договору ОСАГО, рассмотренные арбитражным судом

Отказ в страховом возмещении

Часто бывают ситуации, когда страховые компании отказывают в выплате компенсации по ОСАГО. Страховая компания может отказать в выплате, если:

  1. Полный комплект документов не представлен, либо документы содержат ошибки. Например, при оформлении ДТП инспектор ГИБДД неправильно указал номер страхового полиса.
  2. Второй участник аварии имеет поддельный страховой полис. В этом случае необходимо обращаться непосредственно к виновнику ДТП о возмещении ущерба, здесь также необходимо обращаться в суд, но эти правоотношения уже выходят за рамки страхования автогражданской ответственности. В этом случае страховщик обязан доказать, что полис является фальшивым.
  3. Срок действия страхового полиса истек. Если автовладелец вовремя не позаботился о переоформлении страховки, то возмещать ущерб в ДТП ему приходится самостоятельно. Но в последнее время были случаи мошенничества со стороны страховых агентов: клиент оплачивает полис на один год, а агент передает данные и деньги, как будто это страховка на короткий срок, например, на двадцать дней. Подав заявление в суд, автовладелец может доказать, что он приобрел полис на один год, предъявив сам полис и квитанцию ​​об уплате страховой премии за год. Для суда этого достаточно для взыскания страхового возмещения по договору обязательного страхования, поскольку ответственность за неправомерные действия своих сотрудников несет страховая компания.
  4. Недействительность полиса из-за его утраты страховщиком. Некоторые страховые компании отказываются платить, ссылаясь на то, что страховой агент потерял предъявленный полис. При этом, если страховщик не зафиксирует факт утери полиса, то он обязан произвести выплату. Автовладельцу достаточно предъявить квитанцию ​​об уплате страховой премии с заверенной печатью страховщика.
  5. Самостоятельный ремонт поврежденного автомобиля до осмотра аджастером страховой компании. В такой ситуации получить страховую выплату можно только после обращения в суд, исход которого во многом зависит от обстоятельств, при которых производился ремонт. Во-первых, если автовладелец сам отремонтировал автомобиль, а затем предъявил его оценщику с приложенными документами на ремонт, то бремя доказывания полученного в ДТП ущерба ложится на него. Как показывает практика, суд вынесет положительное решение только при наличии достаточных доказательств повреждения автомобиля и последующего ремонта. Во-вторых, ремонт был произведен по заявлению страховщика, но последний не произвел оценку ущерба в установленные законом сроки.
  6. Ссылка на результаты тестов. Страховщик с помощью специалиста устанавливает обстоятельства несчастного случая для исключения злонамеренных действий со стороны страхователя. Для отказа в выплате достаточно получить экспертное заключение о невозможности установить обстоятельства ДТП, например, нет возможности осмотреть автомобили других участников ДТП. Судебная практика по оспариванию отказа в выплате по этой причине полностью на стороне страхователя, так как большинство таких экспертиз легко обжалуемы.
  7. Автомобиль не пострадал от дорожного движения. Так, страховая компания отказала в возмещении ущерба, сославшись на то, что автомобиль гражданина К стоял на газоне, где он был сбит грузовиком, принадлежащим Г., и был вынужден выплатить гражданину К страховую компенсацию в размере 63 400 рублей. Суд, ссылаясь на документы ГИБДД, подтверждающие факт дорожно-транспортного происшествия, исковые требования удовлетворил в полном объеме. При этом в данной ситуации не имеет значения, каким образом был поврежден тот или иной автомобиль. Например, в результате наезда на автомобиль упало дерево, этот факт оформляется документально как ДТП, следовательно, должна быть компенсация по ОСАГО.

Это основные причины отказа в страховой выплате по ОСАГО, но в каждом конкретном случае возможны и другие причины отказа. Современная правоприменительная практика показывает, что большинство отказов в выплате не имеют серьезных оснований, поэтому при грамотном участии в судебном процессе оспорить такие отказы не проблематично.

Совет: В случае отказа в страховой выплате претензию необходимо направить страховщику сразу после получения решения страховой компании. Это значительно сократит время на решение спора.

Страхование ответственности владельца транспортного средства является эффективным средством быстрого разрешения большинства дорожных споров. Однако достижение заявленных целей возможно только при неукоснительном соблюдении действующего законодательства всеми участниками страховых правоотношений. Страховые компании не всегда действуют в соответствии с законом, и даже штрафы контролирующих органов не устраняют нарушений в их работе. Защита собственных прав в данных правоотношениях в судебном поле является оправданной и позволяет достичь заявленной законодателем цели ОСАГО. Накопленная судебная практика по договорам страхования гражданской ответственности содержит примеры применения законодательства по данному вопросу в самых разных ситуациях,что позволяет быстро решить самый запутанный вопрос ОСАГО.

Сроки выплат или ремонта

Споры по договору ОСАГО, рассмотренные арбитражным судом

В соответствии с правилами страхования ОСАГО пострадавший в ДТП должен в срок не более 5 дней с момента составления акта о ДТП доставить поврежденное транспортное средство или то, что от него осталось, специалистам СК для проверка и подготовка протокола. Если детали местонахождения и сам автомобиль не позволяют доставить его к месту назначения, проводится осмотр на месте за счет компании.

Законодательством установлены следующие сроки осуществления деятельности по страховым случаям по ОСАГО:

  • для принятия решения по заявке при условии направления автомобиля в ремонт на СТО, с которой имеется договор — 20 дней;
  • принять решение по заявке при условии направления автомобиля на ремонт в выбранную заказчиком мастерскую — 30 дней;
  • на ремонт автомобиля — 30 дней, с момента поступления автомобиля на СТО.
  • Статья по теме: Как вписать водителя «ВСК» онлайн в электронный полис ОСАГО

    Примечание! При необоснованном несоблюдении сроков со страховой компании взимается пеня в размере 1% в день от страховой премии.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Правосудие в Российской Федерации - юридические проблемы и их решения
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: