Статья 56 СК РФ. Право ребенка на защиту (действующая редакция)

Содержание
  1. От рождения до 6 лет
  2. От 6 до 14 лет
  3. Какие права есть у детей
  4. Права ребенка в зависимости от его возраста
  5. с рождения каждый ребенок имеет право на:
  6. с 2 месяцев ребенок имеет право на получение дошкольного образования (статья 67 Федерального закона «Об образовании в РФ»);
  7. с 6 лет ребенок (в соответствии со статьей 28 Гражданского кодекса РФ) вправе самостоятельно совершать:
  8. с 6 лет и 6 месяцев ребенок имеет право на получение начального школьного образования (статья 67 Федерального закона «Об образовании в РФ»);
  9. с 8 лет ребенок вправе вступать в детские общественные объединения (статья 19 Федерального закона «Об общественных объединениях»).
  10. Права ребенка с 10 лет
  11. Права ребёнка с 14 лет:
  12. Обязанности ребёнка с 14 лет:
  13. Права ребёнка с 15 лет:
  14. Права ребёнка с 16 лет:
  15. Обязанности ребёнка с 16 лет:
  16. С 17 лет ребенок имеет право сдать экзамен на управление транспортным средством категории «В» и «С».
  17. В 17 лет гражданин обязан встать на первичный воинский учёт и получить приписное свидетельство.
  18. Права гражданина с 18 лет.
  19. Обязанности гражданина с 18 лет (в дополнение к обязанностям, изложенным выше):
  20. От 14 до 18 лет
  21. Проблемы реализации прав детей в России

От рождения до 6 лет

Статья 56 СК РФ. Право ребенка на защиту (текущая версия)

Бизнесом сегодня могут заниматься даже дети, но с 14 лет и с согласия родителей
В это время человека называют ребенком. Он недееспособен, так как не может в полной мере осознавать последствия своих действий и нести за них ответственность.

Права, доступные ребенку:

  • право на гражданство;
  • право иметь имя, отчество и фамилию;
  • право жить и воспитываться в семье и получать защиту своих интересов;
  • право посещения детского сада с 1,5 лет;
  • право посещения детского сада с 3 лет.
  • От 6 до 14 лет

    Человек в этом возрасте называется ребенком, он обладает частичной дееспособностью. Это означает, что он может осуществлять не все возможные транзакции, а только необходимые внутригосударственные.

    Доступные права:

  • Заключение мелких бытовых сделок (например, можно купить канцтовары, продукты в магазине).
  • Заключение сделок по безвозмездному пользованию льготами, не требующих нотариального оформления или государственной регистрации. Если ребенок не может совершить сделку самостоятельно, от его имени выступают его родители или опекуны.
  • Заключение о переводе денежных средств предоставляет законный представитель.
  • Право посещать школу с 6,5 лет.
  • С 10 лет ребенок приобретает еще больше прав, он может:

  • давать согласие на изменение своего имени, фамилии, а также на усыновление, на передачу приемным родителям, на восстановление родительских прав родителей;
  • при разводе родителей загадайте желание, с кем из них вы хотели бы жить;
  • выражать мнение как семья по любому вопросу, который его волнует
  • быть заслушанным в суде;
  • присоединяйтесь к общественным детским организациям.
  • Какие права есть у детей

    Каждый ребенок должен знать свои права, чтобы иметь возможность воспользоваться ими в случае необходимости. Так как дети не имеют доступа к информации, информирующей каждого ребенка о его правах в наглядной и доступной форме, а от родителей и других взрослых зачастую можно почувствовать просто «надо». «Дети должны быть проинформированы о своих правах. Нужно с раннего возраста приучать их к мысли быть гражданами, как взрослые.

    Все права ребенка можно разделить на два вида:

    имущество, в состав которого входят:

    право на получение поддержки от своих родителей и других членов семьи;

    право на получение семейных пособий и материнского капитала с нашей родины;

    право собственности на полученные им доходы, на имущество, приобретенное на средства сына;

    право владеть и пользоваться имуществом родителей с их согласия при совместном проживании;

    неимущественные, к которым относятся:

    в специализированных и средних учебных заведениях.

    жить и воспитываться в семье;

    общаться с родителями и другими родственниками;

    для защиты своих прав и законных интересов;

    высказывать свое мнение, а также учитывать мнение ребенка, достигшего 10-летнего возраста.

    Кроме того, в разных отношениях у родителей могут возникать разного рода вопросы, решение которых носит особый характер, например:

    оказание медицинских услуг, в т.ч. — прививки;

    отчеты о сдаче государственного экзамена и ЕГЭ;

    Права ребенка в зависимости от его возраста

    Еще одним критерием, по которому можно разделить все права ребенка, является его возраст:

    с рождения каждый ребенок имеет право на:

    гражданство (статья 6 Конституции Российской Федерации, статья 12 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», в соответствии с которой ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если в день рождения ребенка оба родителя или его только родитель имеет гражданство РФ (т.е по принципу «Право на кровь»));

    имеет право на защиту своих законных прав и интересов (ст. 56 Семейного кодекса Российской Федерации);

    охрана здоровья (статья 41 Конституции РФ);

    жить и воспитываться в семье, знакомиться с родителями, получать от них защиту своих законных прав и интересов (ст. 54 Семейного кодекса РФ);

    общаться с родителями и другими родственниками (ст. 55 Семейного кодекса РФ);

    при этом каждое лицо от рождения обладает правоспособностью, то есть способностью иметь гражданские права и нести обязанности (ст. 17 ГК РФ);

    с 2 месяцев ребенок имеет право на получение дошкольного образования (статья 67 Федерального закона «Об образовании в РФ»);

    с 6 лет ребенок (в соответствии со статьей 28 Гражданского кодекса РФ) вправе самостоятельно совершать:

    мелкие бытовые сделки (т.е сделки незначительной суммы и направленные на удовлетворение повседневных потребностей ребенка, т.е его личных потребностей как потребителя, на которые распространяется действие Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»);

    операции, направленные на безвозмездное получение льгот, не требующие нотариального оформления или государственной регистрации;

    операции по распоряжению денежными средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или в безвозмездное распоряжение.

    с 6 лет и 6 месяцев ребенок имеет право на получение начального школьного образования (статья 67 Федерального закона «Об образовании в РФ»);

    с 8 лет ребенок вправе вступать в детские общественные объединения (статья 19 Федерального закона «Об общественных объединениях»).

    Права ребенка с 10 лет

    С 10 лет ребенок имеет право:

    выражать свое мнение в семейном решении по любому вопросу, затрагивающему его интересы, а также быть заслушанным в любом судебном или административном разбирательстве. Учет мнения ребенка, достигшего десятилетнего возраста, обязателен, если это не противоречит его интересам (ст. 57 Семейного кодекса РФ);

    важно знать: Заявление-декларация на содержание матери ребенка до 3-х лет: 2021 образец

    высказать свое мнение о том, с кем из родителей, расторгающих брак в судебном порядке, он хотел бы жить после развода (ст. 57 и 65 Семейного кодекса РФ);

    дать согласие на изменение своего имени и (или) фамилии (пункт 4 статьи 59, пункт 4 статьи 134 Семейного кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 143 Семейного кодекса Российской Федерации);

    дать согласие на восстановление в родительских правах (п. 4 ст. 72 Семейного кодекса РФ);

    дать согласие на их усыновление или передачу в приемную семью (пункт 1 статьи 132 Семейного кодекса Российской Федерации);

    согласие на регистрацию усыновителей в книге записей актов гражданского состояния в качестве родителей усыновляемого ребенка (пункт 2 статьи 136 Семейного кодекса Российской Федерации);

    дать согласие на назначение опекуна (п. 4 ст. 145 Семейного кодекса РФ).

    Права ребёнка с 14 лет:

    дать письменное согласие на приобретение или прекращение гражданства Российской Федерации (статья 9 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»);

    может выбирать (с согласия родителей) место жительства (ст. 20, 26 ГК РФ);

    совершать любые сделки (с письменного согласия родителей — ст. 26 ГК РФ);

    имеет право самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами (ст. 26 ГК РФ);

    осуществлять права автора, результат его интеллектуальной деятельности охраняется законом (статья 26 ГК РФ);

    уплачивать взносы в кредитные организации и распоряжаться ими (ст. 26 ГК РФ);

    заключить (с согласия одного из родителей) трудовой договор (ст. 63 ТК РФ);

    требовать отмены усыновления в случаях, предусмотренных законом;

    научиться ездить на мотоцикле;

    вступать в общественные молодежные объединения (статья 19 Федерального закона «Об общественных объединениях»).

    Обязанности ребёнка с 14 лет:

    получение паспорта (п. 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации (утв постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828);

    нести ответственность за свои действия в виде:

    материальная ответственность за совершенные сделки, а также за материальный ущерб (ст. 26 ГК РФ);

    уголовная ответственность за тяжкие преступления (ст. 20 УК РФ).

    Права ребёнка с 15 лет:

  • покинуть (с согласия родителей) общеобразовательную организацию до основного общего образования (статьи 43, 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)).
  • Права ребёнка с 16 лет:

    может быть признан полностью дееспособным (эмансипация), если он работает по трудовому договору или осуществляет предпринимательскую деятельность (ст. 27 ГК РФ);

    может быть членом кооператива (ст. 26 ГК РФ);

    вступить в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин (ст. 21 ГК РФ, ст. 13 Семейного кодекса РФ);

    может получить право на управление мотоциклом;

    имеет право самостоятельно заключить трудовой договор (ст. 63 ТК РФ);

    Обязанности ребёнка с 16 лет:

    несет административную ответственность;

    несет уголовную ответственность за любые преступления.

    С 17 лет ребенок имеет право сдать экзамен на управление транспортным средством категории «В» и «С».

    В 17 лет гражданин обязан встать на первичный воинский учёт и получить приписное свидетельство.

    Права гражданина с 18 лет.

    Восемнадцатилетний гражданин становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права, в том числе право:

    избирать и быть избранным на выборах;

    покупать алкоголь и табак;

    получить право управления транспортным средством категории «В» и «С»;

    вступить в политическую партию.

    Обязанности гражданина с 18 лет (в дополнение к обязанностям, изложенным выше):

    выполнять воинскую обязанность;

    несет гражданско-правовую ответственность по принятым на себя обязательствам.

    С 20 лет гражданин может получить право на управление транспортным средством категории «Д», а также трамваем и троллейбусом.

    С 21 года гражданин может быть избран в законодательные органы государственной власти.

  • От 14 до 18 лет

    Ребенка называют несовершеннолетним, но в этом возрасте он уже может осознавать, что делает, и должен отвечать за свои действия.

    Доступные права и обязанности:

  • С 14 лет ребенок должен иметь загранпаспорт. Он может выбирать место жительства, давать согласие на выход из гражданства РФ, совершать любые сделки (с согласия родителей или опекунов). Распоряжаться своими доходами — стипендиями, заработками и так далее. Он может быть автором научного или литературного произведения, изобретения и т.п. Получает право делать банковские вклады и распоряжаться ими. С согласия родителя он имеет право подрабатывать в свободное от учебы время. Ребенок этого возраста может потребовать отмены усыновления. Ему разрешено ездить на велосипеде и быть членом молодежных обществ. А также в некоторых регионах РФ — выйти замуж.
  • С 14 лет ребенку придется самостоятельно отвечать за многие действия. Он также привлечен к уголовной ответственности за следующие преступления: убийство, тяжкие и нетяжкие телесные повреждения, похищение человека, изнасилование, разбой, кражу, вымогательство, разбой, угон автомобиля, вандализм, террористический акт, захват заложников, заведомо ложные сведения о террористический акт и некоторые другие.
  • В возрасте 15 лет ребенок имеет право заключить трудовой договор на выполнение простой работы.
  • С 16 лет человек может ездить на мотоцикле, заключать трудовые договоры, вступать в кооператив, при наличии уважительных причин жениться. С этого возраста ребенок может приобрести полную дееспособность, если он работает по трудовому договору или осуществляет предпринимательскую деятельность (с согласия родителей). Подросток в возрасте 16 лет подлежит административной и уголовной ответственности.
  • Проблемы реализации прав детей в России

    Ознакомьтесь с новыми и действующими правилами выплаты алиментов.

    Младенческое население в России продолжало сокращаться катастрофическими темпами в течение последних нескольких десятилетий. За последние полтора десятилетия численность детей в нашей стране уменьшилась на 12 миллионов: число детей в возрасте до 16 лет увеличилось с 36 миллионов в 1989 году до 24 миллионов в 2005 году.

    Юридические услуги в Москве, бесплатные юридические консультации в Москве.

    Положение детей в современной России напрямую зависит от социальной поддержки семей с детьми, от защиты прав и интересов детей государством. Нестабильность в обществе негативно сказывается на семейных устоях. Дети в силу своей физической и умственной незрелости должны получать больше внимания, контроля и помощи не только со стороны государства, но и попадать в сферу общественных интересов.

    На сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается более 40 млн семей, из них 15 % имеют двоих детей, 34 % российских семей имеют одного ребенка, многодетных семей менее 3 %, количество семей без детей превышает 48%.

    Такой большой процент бездетных домохозяйств свидетельствует не только об увеличении числа семей, где родители лишены родительских прав, но и о неготовности россиян брать на себя дополнительные проблемы и расходы, связанные с воспитанием и содержанием ребенка. Бездетные семьи, которые по ряду медицинских причин не могут иметь собственного потомства, не проявляют активности в усыновлении чужих детей. Актуальность усыновления российских детей российскими гражданами снижается по ряду причин: бедность семей с детьми продолжает оставаться острой проблемой.

    Источники материального неблагополучия малообеспеченной семьи, основу которой составляет супружеская пара трудоспособного возраста с 1-2 детьми, в последние десятилетия остаются прежними: отсутствие доходов взрослых или низкий доход не обеспечивают основные потребности его членов, особенно детей. Постоянный страх потерять работу или, наоборот, крайняя загруженность родителей на производстве, наличие в семье больных детей, детей-инвалидов – все это лишает даже самых сознательных родителей возможности защитить своих сына, чтобы обеспечить ему достойное существование.

    Сильное расслоение российского домохозяйства, отбросившее подавляющее большинство населения даже не за черту бедности, а за ее пределы, привело к крайне негативным долговременным морально-психологическим последствиям. Экономические проблемы, являющиеся наиболее актуальными и повседневными для большинства населения России, привели к резкому росту алкоголизма и наркомании, что, в свою очередь, привело к увеличению числа социальных сирот.

    Характерным показателем нынешней беспомощности государства является увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей. После Великой Отечественной войны (1941-1945) в Советском Союзе насчитывалось 678 тысяч детей-сирот. Спустя полвека, в начале 21 века, 622 тысячи детей в России остались без попечения родителей.

    По результатам социологического опроса, проведенного в апреле 2005 г редакцией журнала «Бездомные» (Москва), в котором приняли участие 799 опрошенных, одной из основных причин названо тяжелое материальное положение их семьи, даже для приглашение временного сироты в отпуск или отпуск 66% опрошенных.

    Отношения между родителями и детьми, а также отношения между супругами более подчинены определениям физиологического закона и нравственного закона, чем определениям закона.

    Государство, издавая соответствующие законы, старается по возможности не вмешиваться в сугубо личные отношения граждан, ограничиваясь установлением лишь императивных правил, необходимых для защиты прав и законных интересов членов семьи, и прежде всего ребенок, как самое уязвимое ее звено.

    Особенности правосубъектности несовершеннолетних, отсутствие жизненного опыта, зависимость от родителей или иных законных представителей приводят к тому, что несовершеннолетний не имеет реальной возможности защищать свои права так же эффективно, как взрослый.

    Отсюда необходимость большей правовой защиты законных интересов несовершеннолетних.

    Ребенок при любых обстоятельствах должен быть в числе тех, кто первым получает социальную защиту и помощь. Сотрудник правоохранительных органов, защищающий ребенка, вынужден пользоваться нормами международного права или общими правовыми нормами, не отражающими особенностей правового положения ребенка.

    Причина этого отчасти заключается в специфике эволюции законодательства о правовом статусе ребенка, поскольку до определенного времени этот статус рассматривался исключительно в контексте семейных отношений, где он частично поглощался правовым статусом ребенка как родителей.

    Ребенок, лишенный родительской опеки, не может рассматриваться вместе с материнством, семьей, родителями, что закреплено в положениях Конституции Российской Федерации, устанавливающих, что забота о детях и их воспитание являются равным правом и обязанностью родителей (ч. 2, статья 38).

    В подавляющем большинстве положений Конституции Российской Федерации статус несовершеннолетнего является имплицитной частью, составным элементом общечеловеческого статуса любого гражданина России. Конституционные нормы направлены на общее и универсальное регулирование статуса личности в обобщенной форме, выражающей наиболее существенные черты его правового положения.

    С одной стороны, это гарантирует обеспечение естественно равной защиты прав любого человека, независимо от любого признака, в том числе и возраста.

    С другой стороны, в силу специфических возрастных особенностей, характеризующих состояние ребенка, это обстоятельство можно считать упущением, правовым пробелом, свидетельствующим о слабом обеспечении и слабой защите прав и интересов российских детей, и особенно дети, лишенные родительской опеки. Современная концепция прав человека основана на новом подходе к личности как субъекту правового статуса.

    В основном это выражалось в том, что впервые и на конституционном уровне была законодательно закреплена категория «права человека». В действующей Конституции Российской Федерации закреплен принцип примата норм международного права, в частности, в области прав человека.

    Конституционно-правовой статус ребенка не закреплен в Конституции Российской Федерации в виде отдельной статьи. В то же время конституционно-правовой статус ребенка, лишенного родительской опеки, — понятие более широкое, чем статус лица или просто несовершеннолетнего.

    Этот устав, более универсальный и богатый по содержанию, учитывает родовые признаки предмета, а потому не характеризуется единообразием и унифицированностью. Теоретически он состоит из положений Конвенции о правах ребенка (согласно статье 15 Конституции Российской Федерации), положений Конституции Российской Федерации и конкретизирующего их отраслевого законодательства, прежде всего семейного права.

    Основой признания, соблюдения и защиты прав ребенка для России и других стран мира являются стандарты ООН и Совета Европы, предусматривающие правовую защиту детей от дискриминации, насилия и от участия в вооруженных конфликтах.

    Наконец, система международной защиты прав ребенка как неотъемлемая часть защиты прав человека, одним из основополагающих принципов которой было провозглашение уважения прав и свобод человека без какой-либо дискриминации, материализовалась после Второй мировой войны. Война в рамках ООН. Принцип уважения прав человека закреплен в Уставе Организации Объединенных Наций.

    Устав Организации Объединенных Наций создал правовую основу для формирования механизма международной защиты прав человека, который включает разработку международных стандартов в области защиты прав человека и создание международных контрольных органов за их соблюдением. Впервые дети как объекты особой защиты и заботы были провозглашены во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 г. Впоследствии Генеральная Ассамблея ООН в 1959 г приняла специальную декларацию, направленную на защиту детей — Декларация прав ребенка.

    Международные стандарты защиты прав детей, лишенных родительского окружения, включают следующие положения:

  • Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, в частности при воспитании и усыновлении, на национальном и международном уровне от 3 декабря 1986 г.: право ребенка на безопасность и постоянную помощь; право несовершеннолетнего на имя, гражданство и законного представителя; право ребенка на учет его мнения при переходе в другую семью;
  • Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.: право на жизнь; право на сохранение своей идентичности, включая гражданство, имя и семейные связи; право свободно выражать свои взгляды, мнения, мысли, совесть и религию; право на частную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну переписки; право доступа к информации и материалам из различных национальных и международных источников; право на полноценную и достойную жизнь умственно и физически неполноценного ребенка; право пользоваться самыми передовыми медицинскими услугами и средствами лечения болезней и восстановления здоровья; необходимость принятия законодательных, административных, социальных и воспитательных мер для защиты ребенка от любых форм физического или психологического насилия, жестокого обращения или пренебрежения, жестокого обращения или эксплуатации; право на образование; право пользоваться всеми пособиями по социальному обеспечению, включая социальное обеспечение; право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка; право на отдых и досуг; право ребенка на защиту от всех форм эксплуатации; запрещение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания;
  • Гаагская конвенция о защите несовершеннолетних и сотрудничестве в вопросах усыновления иностранными гражданами от 29 мая 1993 г.: усыновление иностранными гражданами осуществляется в наилучших интересах ребенка и в соответствии с его или ее основными правами, признанными международным правом;
  • Минимальные стандартные правила ООН по отправлению правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) от 29 ноября 1985 г.: соразмерность любой меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей характеристикам личности правонарушителя и обстоятельствам правонарушения; содействие благополучию несовершеннолетних как одной из основных задач отправления правосудия в отношении несовершеннолетних; гарантировать на всех стадиях судебного разбирательства следующие основные процессуальные гарантии: презумпцию невиновности, право быть ознакомленным с обвинением, право отказаться от дачи показаний, право на адвоката, право на очную ставку при свидетелях и их перекрестном допросе право обжалования в более высокой степени; право на юридическую помощь;
  • Руководящие принципы Организации Объединенных Наций по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) от 14 декабря 1990 г.: необходимость гармоничного развития подростков, уважение их личности и содействие их развитию с раннего детства; важность прогрессивной политики предотвращения правонарушений среди молодежи; гарантировать благополучие, развитие, права и интересы всех молодых людей; осознание того, что определение молодого человека как преступника во многих случаях способствует формированию устойчивого стереотипа нежелательного поведения; гарантировать доступ к государственной системе образования; необходимость информирования молодежи и членов их семей о законодательстве и их правах и обязанностях в соответствии с законом; выполнение школами функций базовых и справочных центров по оказанию медицинской, консультационной и иной помощи молодежи; право представителей учащихся формировать школьную политику, включая дисциплину и принятие решений; минимизировать экспозицию материалов, связанных с насилием, порнографией и наркотиками; запрещение жестокого или унижающего достоинство наказания ребенка или подростка в семье, школе или других учреждениях;
  • Европейская конвенция об осуществлении прав ребенка от 25 января 1996 г. (Совет Европы): права ребенка в процессе получения необходимой информации, выражения своего мнения, совета; право требовать назначения специального представителя; необходимость учета мнения ребенка органом юстиции в судебном процессе.
  • Для мониторинга реализации прав ребенка, закрепленных в международных стандартах в области прав человека, созданы комитеты: Комитет по правам ребенка (ООН), учрежденный Конвенцией о правах ребенка в 1989 г., и Постоянный Комитет Совета Европы, учрежденный Европейской конвенцией об осуществлении прав ребенка 1996 г.

    После ратификации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка законодатель предпринял значительные усилия по приведению российского законодательства, прямо или косвенно касающегося прав ребенка и их защиты, в соответствие с Конвенцией.

    Семейный кодекс Российской Федерации должен относиться к основным законам, закрепляющим права детей. Вставка отдельной главы. 11, посвященная правам несовершеннолетних, выходит за рамки традиционного подхода к несовершеннолетним как к пассивным объектам родительской опеки. Подход к несовершеннолетнему как к субъекту самостоятельного права, закрепленный в Кодексе, соответствует положениям Конвенции о правах ребенка и взятым на себя Российской Федерацией обязательствам по обеспечению полной защиты прав и интересов несовершеннолетних ребенок.

    Трудовой, Гражданский и Уголовный кодексы Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы Российской Федерации, законодательство о детях-сиротах, президентские программы помогают обеспечить правовой статус ребенка, помимо Конституции Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации, в вопросах детства применяются соответствующие постановления правительства. В этой части нормативные акты по существу разрознены и бессистемны, что иногда приводит к коллизиям, неопределенностям в правовом регулировании общественных отношений с участием несовершеннолетних.

    Принятие Федерального закона от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» имело стратегическое значение для формирования идеологии и практики защиты прав детей. Закон (статья 4) определил целью государственной политики в интересах детей реализацию их прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, предупреждение дискриминации, а также восстановление таких прав в случаях их нарушения; формирование правовой базы гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, умственному, духовно-нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности. Впервые в законе (ст. 1) определены такие важные понятия, используемые на практике, как «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации»; «Социальная адаптация ребенка» и «Социальная реабилитация ребенка»; «Социальные услуги для детей». К сожалению, изменения, внесенные Федеральным законом от 22 августа 2004 г., не только сократили предыдущую редакцию этого закона, но и существенно изменили его смысл. На смену нормам, возлагающим на органы государственной власти конкретные обязанности по их реализации, пришли нормы декларирующие и провозглашающие, не имеющие практического значения.

    Основой правового статуса ребенка являются его личные права и свободы. К ним относятся право: на жизнь и здоровье, на свободу, на защиту чести и достоинства личности, на частную жизнь; конфиденциальность переписки, свобода передвижения, свобода совести и вероисповедания, мысли, слова и информации и многое другое.

    Основным естественным правом каждого человека является право на жизнь. Для несовершеннолетних это имеет особое значение. В соответствии со ст. 6 Конвенции о правах ребенка, каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники Конвенции должны в максимально возможной степени обеспечить выживание и здоровое развитие ребенка.

    Несовершеннолетние дети подвергаются жестокому обращению не только со стороны родителей или родственников, но и их друзей и знакомых, причем нередко такое знакомство носит случайный характер, так как ребенок не живет в доме, бродит и ведет аморальный образ жизни.

    Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации вынесла кассационный приговор от 17 августа 2006 года по делу № без изменений, а кассационные жалобы осужденных не удовлетворены, учитывая назначенное всем осужденным наказание за умышленное убийство. 14-летнего Ш.

    Группа девятнадцатилетних (из троих заключенных — две девушки) устроила жестокую расправу над 14-летним подростком, чтобы отомстить за украденный мобильный телефон.

    Заключение судебно-медицинской экспертизы указывало, что смерть Ш наступила в результате 16 тяжелых ранений головы в результате неоднократных ударов лезвием режущего инструмента, которым мог быть топор. На теле Ш также были обнаружены многочисленные прижизненные раны и посмертные повреждения. Возможно, этой трагедии можно было бы избежать, если бы 14-летняя Ш жила дома с матерью, не скиталась бы, зарабатывая на жизнь случайными заработками. Кража мобильного телефона у их новых знакомых привела к трагической гибели подростка. Мать 14-летнего Ш не лишена родительских прав, в связи с чем органы опеки и попечительства особо не беспокоятся о судьбе ребенка, так как согласно семейному законодательству защита прав ребенка является не только моральным долгом, но и юридической обязанностью родителей заботиться о здоровье, физическом, умственном, духовном и нравственном развитии ребенка (п. 1 ст. 63 СК РФ).

    Право ребенка на жизнь гарантируется в Российской Федерации рядом конституционных гарантий общего характера: запрет пыток и насилия, социальная поддержка, право на охрану здоровья и лечение, на благоприятную окружающую среду и т.д. Однако некоторые из этих прав сегодня носят достаточно декларативный характер. Свидетельство тому можно увидеть в событиях в Чеченской Республике, где из-за возникновения социального конфликта пострадали преимущественно мирные жители, в основном дети. Именно им больше всего нужна мирная и стабильная жизнь и нормальная семейная обстановка.

    Содержание права на жизнь широко и широко обсуждается в юридической литературе. Наше национальное законодательство практически не предусматривает специальной защиты детей в условиях вооруженного конфликта. Вероятно, в данном случае государство исходит из того, что данная защита предусмотрена нормами международного права, которые в силу положений п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации являются неотъемлемой частью российского правопорядка. Однако в нормах международного права этим вопросам уделяется недостаточное внимание.

    Поэтому Конвенция о правах ребенка содержит всего две статьи, посвященные этой проблеме. Статья 38 предусматривает обязательство государств-участников соблюдать нормы международного гуманитарного права, которые применяются во время вооруженных конфликтов и применяются к детям. Согласно части 2 той же статьи государства должны принять все меры к тому, чтобы лица, не достигшие 15-летнего возраста, не принимали непосредственного участия в боевых действиях. Государства также должны изыскивать различные способы обеспечения защиты детей, ставших жертвами вооруженных конфликтов.

    К личным правам относится также право ребенка на защиту достоинства личности государством (статья 21 Конституции РФ). Конвенция о правах ребенка устанавливает обязательство государств-участников обеспечивать, чтобы ни один ребенок не подвергался пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания.

    Жестокие формы обращения не ограничиваются побоями: такие проявления эмоциональной и психической жестокости, как насмешки, оскорбления, унижающие достоинство сравнения и необоснованная критика, не могут быть менее травмирующими.

    Одними из самых деструктивных, хотя и трудно диагностируемых форм жестокости (особенно по отношению к детям) являются эмоциональное неприятие, холодность и пренебрежение психологической и моральной поддержкой. Если оставление, отсутствие заботы и обращения могут стать поводом для вмешательства в судьбу лиц, уполномоченных следить за их благополучием (представителей органов опеки и попечительства, внутренних дел и т не оставляют следов внешних повреждений, а оставляют глубокий и неизгладимый след в характере и судьбе развивающегося человека.

    В большей степени личные права ребенка нарушаются в местах лишения свободы, а также в государственных учреждениях, где дети лишены родительской опеки. И эти нарушения связаны с жестоким обращением со стороны учителей и воспитателей, превышающих свои полномочия, что делает невыносимым существование таких детей в современных учреждениях для детей, лишенных родительской опеки.

    В 2004 году было зарегистрировано 22 случая жестокого обращения с детьми в интернатных учреждениях.

    По одному такому случаю зарегистрировано в учреждениях Камчатской, Омской, Ростовской, Тульской, Челябинской, Ярославской областей, по 2 случая — в Мурманской и Курганской областях.

    Четыре случая произошли в Новосибирской области. Количество самовольных выходов учащихся из образовательных учреждений в 2004 году достигло 870 случаев. По сравнению с предыдущими годами в 2004 г увеличилось количество сбежавших заключенных: 4713 детей.

    Эти факты насилия над детьми в последнее десятилетие вызывают особый интерес общества и государства. В ответ на это ряд субъектов Российской Федерации закрепили положения, запрещающие посягательство на честь и достоинство ребенка, жестокое обращение с детьми, физическое или психическое насилие (например, статья 9 Закона о правах ребенка) ребенка Республики Саха; статья 14 Закона о правах ребенка Псковской области; статья 14 Закона Республики Карелия о защите прав ребенка). Используемое в законодательстве понятие «личные права ребенка» относится к коллективным, поскольку в перечень личных прав входят права, имеющие разное содержание и преследующие разные цели. Семейный кодекс Российской Федерации в отдельной главе 11 выделил в качестве приоритетных и самостоятельных прав следующие личные права детей: право жить и воспитываться в семье (статья 54); право на общение с родителями и родственниками (статья 55); право на самооборону (статья 56); право выражать свое мнение (статья 57); право на имя, отчество и фамилию (статья 58). Обеспечивая эти права в семейном праве, государство подчеркивает их значимость и создает гарантии их реализации.

    До вступления в силу Семейного кодекса Российской Федерации имущественные права ребенка как таковые не имели собственной правовой основы. Теперь им посвящено искусство. 60 радиочастотных интегральных схем. Выделение имущественных прав несовершеннолетнего в отдельную статью свидетельствует об отношении к несовершеннолетнему как к самостоятельному субъекту причитающихся ему прав. Эта статья предусматривает, что суммы, причитающиеся ребенку в виде алиментов, пенсий, пособий, поступают к родителям (субъектам, их заменяющим) и расходуются ими на содержание, образование и воспитание ребенка.

    Конституция Российской Федерации (статьи 38, 39) гарантирует право ребенка на социальную поддержку государства в виде ежемесячных выплат. Размер пособия, выплачиваемого ежемесячно малообеспеченным семьям, имеющим детей, определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Размер ежемесячного пособия на ребенка старше 3 лет в Москве в 3 квартале 2006 года составлял 150 рублей, а размер прожиточного минимума в Москве на ребенка — 4381 рубль.

    Семья с одним ребенком получает пособие, которого едва хватает на 5 литров молока. При этом счета взимаются вне зависимости от возраста жильцов, поэтому получается, что ставки оплаты одинаковы как для младенца, так и для взрослого работника. Текущие коммунальные платежи намного превышают размер пособия на ребенка.

    В то же время, если сравнить размер пособий на российских детей с аналогичными пособиями в некоторых европейских странах, результат будет удручающим. Например, в Швеции пособие при рождении составляет $45 000. В Бельгии выплата ежемесячного семейного пособия — это индивидуальный подход. Размер пособия зависит, в частности, от профессионального статуса родителей и количества детей в семье.

    Так, в 1991 году ежемесячное пособие на первого ребенка работника составляло 2451, а на самозанятого — 714 франков. На второго и последующих детей размер пособия был одинаковым для всех семей: 4535 и 6799 бельгийских франков соответственно.

    На содержание ребенка в детском доме в таком регионе России, как Приморский край, из бюджета выделяется 6500 рублей в месяц. Менее 20% средств поступает непосредственно ребенку в детский дом, особенно учитывая, что в регионах очень часто средства, предназначенные на содержание детей в детском доме, используются не по назначению. Об этих нарушениях говорит и российская прокуратура. В семье почти все средства тратятся на ребенка, и в семье ребенок, конечно же, получает лучшее развитие. Размер единовременного пособия при передаче ребенка в семью на воспитание составляет 8 000 рублей.

    Представляется целесообразным, чтобы граждане, принявшие на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, независимо от формы устройства таких детей, оказывали материальную поддержку путем прямого перечисления денежных средств на содержание этого ребенка в части, в которой перечисление доставлялось на каждого ребенка в государственное учреждение, из которого его забрали.

    Социально-экономические права и свободы ребенка составляют особую группу в конституционном статусе ребенка. К ним относятся: право на жилище, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, образование, свободу творчества, свободу труда, отдыха, социальное обеспечение, свободу предпринимательской деятельности.

    Жилищный кодекс Российской Федерации, в свою очередь, гарантирует предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях обслуживания социальных, приемных семьях, семьях детского дома, по завершении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, отбывающих наказание в виде лишения свободы (п. 2 ст. 57 ТК РФ). Анализ статистических данных о состоянии законности и нарушений Жилищного кодекса РФ в правоприменительной практике показывает, что общее количество нарушений жилищного законодательства, выявленных прокурором за последние шесть лет, постоянно растет.

    Обобщение материалов прокурорского реагирования за 2005 г и первое полугодие 2006 г показало, что нередко нарушения связаны с предоставлением жилья по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

    Администрация муниципального района нарушает требования законодательства (ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п. 2 ст. 57). ЖК РФ) о внеочередном приеме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в общежитии с жилым помещением по договору социального найма. Окружной прокурор приказом, указанным в ст. 45 ГПК РФ в интересах граждан подана жалоба в суд на администрацию района на предоставление жилья в соответствии с установленными санитарно-техническими нормами и правилами. Это нарушение широко распространено. Несовершеннолетней Протасовой Л.А., родители которой по решению суда признаны безвестно отсутствующими, по окончании профессионального училища не было предоставлено общежитие. Прокурор Алтайского края подал жалобу на администрацию района. Просьба была выполнена. Этот пример не уникален. Известны тысячи и десятки тысяч случаев, когда дети остаются без крова. И задача государства – обеспечить предотвращение таких сделок и, в случаях, когда отдельные незаконные сделки все же совершаются, работать над возвратом ребенку незаконно отобранного. Но судебная практика и даже решения Пленума Верховного Суда РФ — это не закон, Россия — не страна судебных прецедентов. Поэтому допускаются ссылки на судебную практику при рассмотрении дела в суде, например, когда нарушено право ребенка и наступило время его восстановления. Требовать соблюдения закона от органов опеки и защиты, правила которых не сформулированы, очень сложно.

    Государственная функция по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, согласно Семейному кодексу Российской Федерации возложена на органы опеки и попечительства (статья 121), являющиеся органами местного самоуправления. Организация и деятельность органов местного самоуправления по осуществлению защиты и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются на основании уставов муниципальных образований. Представляется необходимым создание единых правовых гарантий реализации прав детей, лишенных родительской опеки, так как изначально при равных правах они фактически имеют разные возможности реализации в зависимости от финансового положения региона и функционирования устава общего. Например, такая обязанность органов опеки и попечительства, как принимать меры по охране жилищных и имущественных прав детей, четко не урегулирована федеральным законом.

    С учетом международного опыта, а также опыта ряда законодательных инициатив субъектов Российской Федерации автор предлагает возложить функции координации работы органов опеки и защиты на Уполномоченного по правам человека ребенка. Создание в Российской Федерации института уполномоченного по правам ребенка позволит усилить механизм защиты прав несовершеннолетних, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей.

    Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, выступая на X Всемирном Соборе русского народа, о. Правовое обеспечение защиты чести и достоинства детей, и в частности детей, оставшихся без попечения родителей, возможно при законодательном закреплении механизма контроля за соблюдением прав таких детей, кроме гарантии неукоснительного осуществления принятых правил и применении санкций за их нарушение.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Правосудие в Российской Федерации - юридические проблемы и их решения
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: