Судебная практика по полису ОСАГО

В нашей стране автовладельцу может пригодиться судебная практика по обязательному страхованию автогражданской ответственности, накопленная за годы существования системы обязательного страхования. На него можно ссылаться при рассмотрении апелляции по аналогичным вопросам, поскольку судья должен учитывать предыдущие решения, принятые коллегами, как одну из вероятностей исхода дела.

Судебная практика по полису ОСАГО

Ежегодно судебная практика систематизируется с помощью Постановлений Пленума и обзоров Президиума Верховного Суда. Необязательно искать и читать все прошлые дела за год, так как в этих документах отражены все необходимые решения по важным спорным вопросам. По сути, это один из методов предотвращения коллизий и пробелов в практике судов по обязательному страхованию.

Отказ в выплате или ее занижение

Если срок подачи апелляции, предусмотренный законом, отсутствует и нет доказательств уважительных причин, рассчитывать на компенсацию даже в суде невозможно.

Существует ряд ситуаций, когда страховая компания действительно имеет право отказать в оплате ОСАГО. Конечно, бывают случаи, когда компании пользуются незнанием водителей и совершенно незаконным образом отказываются выплачивать компенсацию. Но такие дела часто разрешаются даже на предварительной стадии, если заявление составлено правильно и гражданин своим определением подтвердит свое намерение обратиться в суд. Чаще всего возникают ситуации, когда страховая компания занижает размер причитающихся платежей за ремонт.

Как показывает практика, для выполнения вопросов истцу необходимо серьезно подойти к сбору доказательной базы, которая будет обоснованием суммы заявки. Откровенно говоря, искусственное надувание с использованием знакомых методов оценки ущерба — бесполезное занятие. При таком производстве повторная экспертиза назначается по запросу суда, и именно эта сумма будет учитываться в дальнейшем. Известны несколько случаев, когда истец не только не возвращал потраченные на судебный процесс деньги, но и должен был оплатить все расходы, так как с помощью судебно-медицинской экспертизы было установлено, что сумма была искусственно завышена и страховая компания заплатила достаточная компенсация за ремонт.

Судебная практика по полису ОСАГО

Однако обзор практики рассмотрения дел судами показывает, что судьи лояльны к истцам, если они указывают, что хотят защитить свои права, а не зарабатывать на инциденте деньги. Поскольку при разрешении дел суд обязан руководствоваться «внутренними убеждениями, честью и совестью» наряду с законом, необходимо твердо подтвердить свою позицию. Это означает, что чем больше документов, подтверждающих стоимость аварии, тем больше вероятность, что вам будет присуждена сумма, необходимая для восстановления.

В суде успешно происходит взыскание не только страхового возмещения, но и следующих видов расходов:

  • неустойка за просрочку платежа, даже на короткий срок;
  • помощь юриста, в том числе для ведения дела;
  • государственная пошлина;
  • он теряет силу, если СП не ответит на предварительный вопрос в установленный срок;
  • расходы, связанные с проведением экспертизы;
  • транспортировка поврежденного автомобиля эвакуатором;
  • нотариальное заверение любых документов;
  • расходы, связанные с реабилитацией или лечением после травмы.
  • стало практикой недооценка выплат в размере менее 10% от суммы, требуемой истцом, как правило, суды не рассматривают. Поэтому судебный процесс на несколько тысяч не только финансово невыгоден заявителю.

    Взыскание УТС

    Долгое время вопрос о взимании страхового возмещения за потерю стоимости товаров был довольно противоречивым. Накопление судебной практики по данному вопросу помогло разрешить конфликт: на данный момент достаточно случаев, когда страховые компании обязывают автовладельцев возмещать УТС.

    Судебная практика по полису ОСАГО

    На основании этого Пленум ВС РФ утвердил Постановлением № 2 (29), что УТС является реальным ущербом, а это значит, что платежи по этому пункту должны быть оплачены в полном объеме. На данный момент федеральные судьи должны учитывать это решение при рассмотрении таких исков.

    Регресс

    Отказ страховой компании выплатить компенсацию по делам, в которых заявлено обращение, является незаконным. Первоначально рассчитанная сумма полностью возвращается потерпевшему, после чего можно подать регрессный иск к виновной стороне.

    Основание для таких требований имеет большое значение в апелляционных делах. Следовательно, надеяться на благоприятный исход, если водитель находился за рулем в нетрезвом виде, практически невозможно. Также суды весьма категоричны по отношению к тем, кто водит машину, не будучи включенным в полис автогражданства.

    Судебная практика по полису ОСАГО

    Принимаются разрозненные решения о том, кого назвать регрессом — водителя или владельца транспортного средства, разрешившего его, без указания в списке доверенных лиц для проверки. На данный момент Судебная коллегия ВС РФ обязана взыскать денежные средства с виновника, который непосредственно управлял автомобилем и участвовал в аварии.

    Судебная практика по износу

    Долгое время считалось, что невозможно потребовать от страховой компании полную сумму ремонта, так как СК учитывала износ деталей на момент аварии. Некоторые суды пришли к выводу, что рассмотрение запчастей с полной стоимостью как новых было несправедливым обогащением. Споры ведутся давно, и положить конец им может только официальный комментарий Конституционного суда.

    На данный момент полная сумма, недостающая для амортизации, при нехватке денег на ремонт может быть востребована у виновного. Для этого вам нужно будет заказать независимую экспертизу и после предварительной жалобы подать жалобу. Имейте в виду, что начинать такой бизнес имеет смысл только в том случае, если вы уверены, что у виновника удастся получить недостающие средства. Водители нередко заявляют, что у них нет средств и они предоставили справки о доходах, после чего суд присудил меньшую сумму или разделил выплату выделенных средств на несколько лет.

    Годные остатки

    Обычно максимальную компенсацию можно получить только в страховой компании в случае полной гибели транспортного средства. Причем, согласно федеральному закону «Об ОСАГО», из этой суммы будут вычтены средства на экспертизу, а также соответствующие остатки. Это правило не обсуждается, а вот о цене на остальную машину — да, и достаточно часто.

    Максимальный размер надбавки не может превышать 400 тысяч рублей, и страховщик прилагает все усилия, чтобы уменьшить эту выплату. В большинстве дел, в которых выигрывают граждане, истцы просто пытаются выбросить подходящие остатки, особенно если от машины остается груда металла. В таких ситуациях представители страховой компании не смогут заявить, что собственник продает остатки, получая при этом полный возврат средств.

    Судебная практика по полису ОСАГО

    Однако есть еще решение суда Свердловской области, из которого следует, что вопрос о праве собственности на подходящие остатки должен решаться между владельцем транспортного средства и страховщиком. Последние могут просто отказаться «покупать» их из-за неудобств, руководствуясь тем, что полисом ОСАГО застрахована только ответственность, а не само имущество.

    Уступка требования

    В сфере обязательного автострахования есть 2 пункта, когда возможно назначение:

    1. Взимать плату за услуги сторонней компании при подаче заявки на возврат. Практики в этих случаях практически нет, так как большинство компаний не прибегают к использованию таких соглашений. Только одна апелляционная жалоба оказалась благоприятной для истца: продажа была остановлена, а страховщик был приговорен к выплате запрошенной суммы.
    2. Передача страхователем права требования от СК третьему лицу. Наиболее частый случай — передача прав внешней организации, которая занимается вопросами страхования и урегулирования убытков. Решения по этим делам всегда принимались с учетом различных нюансов, поэтому для истцов были как положительные, так и отрицательные решения. Однако с 2017 года передача прав третьим лицам запрещена после внесения некоторых изменений.

      Судебная практика по полису ОСАГО

    Полис ОСАГО поддельный

    В отличие от хороших остатков, судебная практика навалилась на фальшивые полисы ОСАГО, которые на порядок больше. Согласно систематической практике страховая компания должна доказать, что полис был фальшивым. Отказать в компенсации при обнаружении поддельного полиса невозможно, если только намерение водителя не было проявлено при его оформлении (назначение ареста не грозит).

    Также были ситуации, когда в страховых выплатах отказывали по другим причинам. Например, когда граждане использовали поддельные полисы ОСАГО в то время, когда представители Великобритании подавали заявление о краже формы. Ущерб, причиненный в случае обнаружения фальшивого полиса, может быть возмещен нарушителем.

    Утраченный заработок

    Особую категорию составляют случаи потери заработка. Страховой компании часто отказывают, потому что жертвы обычно получают пособие. Представители требуют отказа от медицинского осмотра. Здесь стоит сразу понять, что суд практически всегда встает на сторону потерпевшего. Это закреплено в определении вооруженных сил No. 2-В10-4, а здесь указано, что экспертиза не требуется.

    Если лицо подало иск о компенсации потери заработка, это пособие не должно включаться в общую сумму компенсации. Даже если лимит в 500 000 превышен, Великобритания обязана выплатить причитающееся пособие в полном объеме.

    Можно ли взыскать неустойку с СК

    По вопросу о фиксированной ставке всегда есть много споров и разногласий. Большинство из них было рассмотрено, и на них ответили главные судьи:

    Судебная практика по полису ОСАГО

    1. Если сторона ранее подавала предварительный запрос, но санкция в нем не указана, это не может быть основанием для отказа в ней в контексте заявки.
    2. Пострадавший должен предъявить все необходимые документы, подтверждающие потерю. В противном случае отказ НК в оплате является законным.
    3. Истцам, которые злоупотребили своими правами каким-либо образом и не соблюдали закон, не будет применено никаких штрафов. Яркий пример — отказ предоставить автомобиль на осмотр или техосмотр.
    4. Рассчитывать на получение этого платежа можно только в том случае, если страховая компания не получила ответа на предварительный вопрос в течение 20 дней. То есть рассчитывается 21-дневный период.
    5. Если время ремонта, проведенного на СТО после аварии, завышено, страховщики обязаны отреагировать на это и компенсировать время простоя.
    6. При взыскании штрафа необходимо руководствоваться исключительно законодательством об обязательном страховании автогражданской ответственности.
    7. Рассчитанная сумма платежа может быть уменьшена только при наличии аналогичного заявления ответчика. По своему усмотрению судья не может уменьшить сумму. Исключение составляют случаи, когда необходимая сумма штрафа далека от адекватной стоимости ущерба.

    Единовременные выплаты можно требовать не только от страховых компаний, но и от PCA, если компенсация должна выплачиваться стороной.

    Было дано очень важное разъяснение относительно того, как определить размер единовременной выплаты: сюда входят все расходы, которые потерпевший понес до этого момента, а не только затраты на ремонтные работы.

    Отсутствие виновника ДТП

    Наименее понятные ситуации, когда виновник аварии не найден. Главный принцип получения выплат по обязательному полису — присутствие двух сторон: потерпевшего и правонарушителя. Здесь человек не сможет ничего требовать даже в суде, так как страховые компании не обязаны (и не должны будут) возмещать причиненный ущерб. Ответчиком здесь выступает СПС.

    Судебная практика по полису ОСАГО

    Иногда виновник присутствует, но представители ГИБДД не опознают его. Путаница вызвана еще и тем, что акты ДТП, где это только что указывалось, аннулированы. На данный момент только суд может признать человека виновным в происшествии. Доказать это можно только при наличии копии постановления об административном правонарушении в отношении правонарушителя.

    В споре по определению виновника большое значение имеют собранные доказательства. Суды, если обстоятельства дела не совсем ясны, присудят выплату в размере 50% каждой стороне. Очень вероятно, что вам будет назначен более высокий процент от суммы, подлежащей возврату, но здесь лучше прибегнуть к услугам юриста, так как описанный выше исход очень вероятен.

    Моральный вред

    Получить компенсацию морального вреда по ОСАГО не получится, так как полисом обеспечивается только материальная ответственность. Иск, в котором страховщик является ответчиком, а не виновником иска, не принимается во внимание.

    Бывают исключения, и они вполне успешны. Таким образом, может потребоваться моральная компенсация за отказ платить, просрочку срока платежа или даже если сумма занижена. Несколько дел были полностью разрешены в сторону заинтересованных сторон, так как страховые компании не выполнили должным образом свои обязательства перед ними. Требования о компенсации предъявляются не на основании Федерального закона «Об ОСАГО», а на основании Закона «О защите прав потребителей».

    Практика судов по автогражданской ответственности постоянно систематизируется, и в последнее время обзоры публикуются ежегодно. Мы рекомендуем вам ознакомиться с резюме, если вы имеете дело со спором со страховой компанией. Таким образом вы сможете доказать, что ваш запрос является законным, и слушание закончится вынесением решения в вашу пользу.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Правосудие в Российской Федерации - юридические проблемы и их решения
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: