Тактика отдельных следственных действий при расследовании ДТП

Падение Фаэтона. (Рубенс Питер Пауль, 1605 г)
Авария

(ДТП) — происшествие, происходящее при движении механических транспортных средств (автомобилей, троллейбусов, трамваев, мотоциклов, мотороллеров и других самоходных транспортных средств — дорожных, строительных и сельскохозяйственных) и связанное с:

  • смерть или телесные повреждения, или
  • причинение значительного материального ущерба (повреждение транспортных средств, сооружений, груза и т.п).
  • Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных происшествий

    Ситуация дорожно-транспортного происшествия многоэлементна по своему содержанию и сложна по своей структуре. В качестве одной из его частей можно указать статические условия внешней материальной среды, в которых развивалось дорожное движение. Эти состояния можно разделить на постоянные и временные. К первым относятся конструктивные характеристики дорожной системы в районе, где произошло происшествие; наличие технических средств регулирования и организации движения, ограждений, размечающих дорогу, зеленых насаждений, посадочных площадок для пассажиров; внешняя среда дороги — здания и сооружения; элементы окружающей среды: зеленые насаждения, леса, скалы и т д. Временные условия – это условия, не меняющие своих свойств за относительно короткий промежуток времени.

    В ситуации автомобильно-транспортных происшествий имеет место большое количество динамических элементов, находившихся в движении до события и во время его развития, взаимно перемещавшихся, появлявшихся и исчезавших, движение других объектов, оказавшихся на дороге; взаимное положение предметов при движении; изменение режимов и маневров движения; изменение дорожных знаков и т.д.

    Важным для исследования дорожно-транспортных происшествий является изучение условий, влияющих на восприятие участниками опасной ситуации. Объективные возможности восприятия определяются условиями освещения в зависимости от времени суток, года, климатических и метеорологических явлений, побочных продуктов технических процессов (загазованность, задымленность), наличия и расположения искусственных источников света, его силы, дальности цветов, интенсивности звуков и шумов в сцене и т д

    К субъективным условиям относятся, прежде всего, индивидуальные черты личности, влияющие на шансы восприятия и оценки события.

    В механизме дорожно-транспортного происшествия разные авторы выделяют разное количество стадий.

    На начальном этапе аварии в дорожной среде появляются факторы, нарушающие функциональный баланс и требующие от водителя дополнительных мер по поддержанию условий безопасности. Такими факторами могут быть внешние явления по отношению к движению транспорта (поведение пешеходов у дороги, начало дождя, состояние режимов движения на данном участке) и внутренние (неисправности транспорта, отклонение от нормы психофизиологического состояния) водителя и др.). Реакция на эти факторы еще не выходит за пределы обычных методов управления, хотя и требует иногда больших затрат энергии (внимания, психических реакций, физических усилий и т д.) для поддержания динамических процессов движения в управляемом состоянии безопасный баланс. Водитель.

    Следующая стадия механизма ДТП характеризуется возникновением аварийной ситуации. В этой фазе происходит реальное несоответствие, нарушение функциональных связей в системе движения. В этих условиях управляющее действие водителя не вызывает адекватного изменения поведения других участников дорожного движения. В результате водитель транспортного средства полностью или частично теряет возможность влиять своими действиями на опасный ход события.

    Из-за некорректного поведения участников дорожного движения складывается неуправляемая аварийная ситуация, при которой участники ДТП лишаются возможности влиять на механизм его развития. В механизм происшествия могут быть включены дополнительные факторы, так или иначе влияющие на финансовый процесс события. В некоторых ситуациях они показывают положительный эффект и возникают менее серьезные последствия. В других они оказывают негативное влияние на завершающей стадии инцидента и приводят к более серьезным последствиям.

    Аварийная ситуация может быть открытой или скрытой от участников дорожно-транспортного происшествия. Возникновение открытой чрезвычайной ситуации

    это не стало неожиданностью для участников мероприятия. Они обладают способностью своевременно обнаруживать признаки опасной ситуации. На самом деле обнаружение катастрофического развития событий зависит от субъективного восприятия характера ситуации. Водитель из-за невнимательности, небрежности, недооценки признаков неблагоприятной ситуации может вовремя не увидеть надвигающуюся опасность. НА
    скрытая чрезвычайная ситуация
    существуют условия, которые объективно не позволяют участникам своевременно обнаружить назревающую аварийную ситуацию. Скрытое развитие чрезвычайной ситуации не исключает вины и ответственности участников происшествия, хотя и требует особенно детального изучения динамики событий, характеристик окружающей среды, ограничивающих обнаружение и оценку грозящей опасности.

    В зависимости от степени участия в чрезвычайной ситуации участников события различают общую и одностороннюю ситуацию. Во время общей чрезвычайной ситуации

    при этом два и более субъектов, выполняющих ход, лишаются возможности своими действиями изменить опасный ход события. НА
    односторонняя ситуация
    аварийная опасность возникает в основном для одного из участников, а второй имеет практическую возможность разрядить обстановку, избежав аварии.

    Сведения о личностных особенностях участников дорожно-транспортных происшествий

    они важны для объяснения их поведения во время движения. Обобщение практики показывает, что в большинстве случаев виновными в совершении автотранспортных преступлений являются малоопытные водители, не обладающие умением быстро и правильно оценивать возникшую ситуацию, прогнозировать ее осложнение, не обладающие достаточными навыками управления перевозками.

    Определенное влияние на возникновение чрезвычайной ситуации оказывают личностные качества, присущие людям определенного возраста. Практика показывает, что молодые люди часто самоуверенны и склонны к неоправданному риску. Некоторые люди в возрасте 40-50 лет и старше действуют слишком осторожно, теряют способность маневрировать, нарушают ритм движения и становятся «деструктивным фактором».

    Следует отметить, что до 80% нарушений правил дорожного движения совершается водителями и только 20-25% — пешеходами.

    В ряде случаев действия виновников дорожно-транспортных происшествий определяются особенностями их психологического и физического состояния. В частности, достаточно большое количество дорожно-транспортных происшествий происходит по вине людей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения.

    Сроки

    Сроки, отведенные на проведение служебного расследования, имеют некоторую вариативность. Они напрямую зависят от тяжести аварии и ее последствий.

    Стандартный срок выпуска составляет 5 дней. Даже если авария кажется сложной в плане установления виновных и/или автомобили в ней получили очень серьезные повреждения, этот срок изменить нельзя.

    Другое дело — человеческие жертвоприношения. В случаях, когда в ДТП погибло 2 и более человек и/или в нем пострадали 4 и более человек, срок расследования увеличивается на 2 дня, то есть оно должно быть завершено в общей сложности за 7 дней.

    Еще на 3 дня срок продлевается, если авария считается особо серьезной. Те, если 7 и более человек погибают и/или более 14 человек получают тяжелые ранения. И здесь не всегда есть возможность сделать это самостоятельно. В таких ситуациях расследование переходит на более высокий уровень.

    Поэтому официальное расследование несчастного случая на предприятии – дело недолгое. Его нельзя бросать. Но сроки считаются оправданными. Встречаются с 1990 года. Точкой отсчета считается дата аварии.

    Первоначальный этап расследования дорожно-транспортных происшествий

    Осмотр места ДТП

    Рис. 1. Структура дороги. А — объездная полоса, Б — земляное полотно, С — проезжая часть, Г — обочина, Г — канава, Е — обрез. Рис. 2. Элементы дороги. А — полная ширина проезжей части, Б — проезжая часть, С — полоса движения, Г — трамвайные пути, Г — центральная полоса
    Одним из первых следственных действий является осмотр места происшествия. При подготовке к нему перед выездом на место происшествия необходимо позаботиться о том, чтобы помощь пострадавшим была оказана, движение было полностью или частично остановлено. Необходимо решить, какие специалисты потребуются и какие технические средства потребуются. Прибыв на место, следователь проверяет эффективность организации мер безопасности и охраны и приступает к опросу очевидцев и лиц, обнаруживших следы происшествия.

    У очевидцев спрашивают их личные данные, место, откуда они наблюдали происшествие. Им задаются вопросы о взаимном расположении транспорта и препятствиях на дороге; как участники происшествия реагировали на представившуюся опасность (были ли поданы звуковые сигналы, торможение, замедление или ускорение, изменение направления движения); о месте и положении транспорта в конце процессов движения транспорта после дорожно-транспортного происшествия. Если в происшествии участвовал пешеход, то выясняется, где он выехал на дорогу и в каком направлении двигался, на каком участке дороги произошло соприкосновение транспортного средства с пострадавшим, где оно после этого закончилось. Очевидцы могут не только рассказать.

    Свидетели, обнаружившие следы происшествия, выясняют, откуда и откуда они приехали, что за транспорт видели, кого из встречных пешеходов обогнали. Им также задаются вопросы об изменении положения отдельных предметов на месте происшествия, кто проезжал или проезжал рядом с ним и т д.

    На этапе общего осмотра с учетом пояснений свидетелей определяются пределы и исходный пункт осмотра.

    Начинать осмотр рекомендуется с участка дороги, на котором находился автомобиль в момент до появления факторов, негативно влияющих на безопасность дорожного движения. Если выявить этот момент не удается (из-за отсутствия очевидцев), то осмотр необходимо начинать с места, где были обнаружены следы происшествия.

    В процессе непосредственного исследования места происшествия изучаются его особенности, взаиморасположение, состояние предметов и следов, находящихся на месте происшествия. По пути следователь должен произвести необходимые замеры проезжей части и прилегающей территории, расставить сигнальные знаки в местах обнаружения следов.

    Выявленные следы необходимо исследовать, обращая внимание на общие и частные признаки, связь с расследуемым событием и точно определять их местонахождение.

    В результате изучения анализа отдельного следа воссоздается мысленная модель механизма его образования и объекта, образующего след, что облегчает поиск последнего при осмотре места происшествия и последующем расследовании.

    Некоторые виды дорожно-транспортных происшествий (авария, столкновение, падение пассажира и т д.) имеют определенные типичные следы.

    При столкновении с неподвижными препятствиями

    на них, возле них частицы краски, стекла, части груза, смазочные материалы и топливо, отдельные единицы автотранспорта. В результате наезда на пострадавшего на проезжей части, кроме вышеперечисленных, образуются следы крови и следы волочения от пострадавшего.

    Признаки столкновения

    возможны царапины и пятна от воды, антифриза, масла. Из-за поворота автомобилей после столкновения на дорожном полотне остаются дугообразные следы из-за блокировки и бокового смещения колес.

    Перекатывать

    , в том числе сопровождается образованием следов заноса или скольжения транспортных средств, следов удара бампера, от которого произошло продольное опрокидывание.

    Для всех видов дорожно-транспортных происшествий характерно наличие следов колес (качение, торможение). Они подлежат обязательному оформлению в протоколе по фотографиям, слепкам, пленочным копиям отпечатков пальцев, сырой резине, фотобумаге и т д. Если в ДТП участвует несколько транспортных средств, то при осмотре необходимо дифференцировать их отпечатки пальцев.

    В ситуациях, когда инцидент закончился смертью пострадавшего, проводится осмотр тела

    . Определяют и фиксируют их позу, состояние одежды, расположение относительно транспорта, следы ног и другие элементы аварийной обстановки. На вещевой и кожной поверхности трупа нужно искать частицы краски, стекла, горюче-смазочные материалы, следы от бамперов и следы ног. Выявление повреждений, не характерных для транспортного происшествия, требует знания возможностей его образования в силу особенностей механизма события, специфики конструкций и движения транспортных средств, а иногда и использования инсценировки для сокрытия другого преступления.

    Важным элементом осмотра места происшествия является изучение транспорта

    . Их производство часто требует привлечения специалиста-автотехника. При осмотре транспортного средства важно обнаружить и зафиксировать все видимые повреждения, вызванные как первичным контактом транспортного средства с препятствием, так и вторичным ударом. Также ремонтируются повреждения, вызванные не ударным контактом, а деформацией деталей или частей машины. От следов автомобильной аварии следует отличать изменения, возникшие в результате некачественного ремонта, неаккуратного обслуживания и других причин. При осмотре точно определяется деталь, узел машины, подвергшиеся разрушению или повреждению. При осмотре повреждений при транспортировке уточняется последовательность возникновения повреждений и разрушений деталей и деталей в результате происшествия. Сначала необходимо установить, какие части машины первыми соприкоснулись с препятствиями, а затем проследить последовательность разрушения. В процессе осмотра необходимо точно определить и зафиксировать место падения на землю и положение частей и деталей машины, измерить расстояние между точками начального контакта автомобиля с препятствием, а также обнаружение частей отдельных и совместных.

    В объемных трассах производятся замеры глубины повреждения корпуса на различных участках. Нижняя сторона контактных поверхностей должна быть тщательно осмотрена на наличие следов отслоения и расслоения в виде частиц лакокрасочного материала, металла, стекла, дерева, текстильных волокон, крови, костно-мышечной ткани. Обнаруженные микрочастицы подробно описываются и удаляются.

    В качестве приложения к протоколу осмотра объекта составляются крупномасштабные планы и схемы обследуемого участка. При их составлении необходимо пользоваться общепринятыми обозначениями и отражать в них все предметы, обнаруженные на месте происшествия (см рис. 1 и рис. 2).

    Следственный эксперимент

    Важную роль в установлении обстоятельств события и элементов обстановки, в которой оно произошло, играет проведение процессуального действия как эксперимента. В большинстве случаев его проводят для определения пределов видимости с места водителя, установления способности слышать звуковые сигналы, шум движущихся транспортных средств с определенного места или конкретного предмета; определение возможности заноса транспортных средств, повреждения и разрушения тормозной и рулевой систем в определенных ситуациях, самопроизвольного ослепления водителя светом фар встречных транспортных средств.

    С помощью исследовательского эксперимента также устанавливается возможность образования определенных следов с указанием положения транспорта и скорости его движения, приводимых очевидцами.

    Проведение следственного эксперимента при расследовании данной категории дел требует принятия мер по обеспечению строжайшей безопасности участников данного действия и других. Участок дороги, на котором проводится эксперимент, должен быть надежно огражден на расстоянии, исключающем появление граждан или других объектов в зоне движения.

    При определении границ места проведения эксперимента необходимо учитывать скорость транспорта, участвующего в эксперименте, и возможное изменение направления его движения. При планировании и подготовке экспериментальных операций и маневров способы и скорость их проведения следует выбирать таким образом, чтобы избежать причинения вреда участникам эксперимента и окружающим. Для этого в ряде случаев требуются специальные запросы и расчеты.

    Назначение экспертиз

    В ряде случаев для выяснения обстоятельств дорожно-транспортного происшествия необходимо провести автотехническую экспертизу. Для ее разрешения могут быть поставлены вопросы о механизме аварии в целом (на основании данных, установленных в ходе расследования: места столкновения транспортных средств, направления их движения, возможности образования следов как результат наезда, наезда, опрокидывания; взаимное расположение транспортных средств в момент наезда автомобиля и пешехода во время наезда и др.).

    В ряде случаев для выяснения обстоятельств, имеющих значение, проводятся комплексные экспертизы с участием не только автомобильных экспертов, трасологов, но и физиков и химиков.

    В распоряжении экспертов находятся необходимые материалы уголовного дела, в том числе протоколы осмотра места происшествия, транспортных средств и вещественных доказательств, допроса свидетелей и участников события, заключение медицинской экспертизы. Для лучшего понимания экспертами рекомендуется предоставить фото- и видеоизображения обстановки на месте происшествия, транспортных средств и т.д. Позже).

    Некоторые вопросы о механизме развития несчастного случая могут быть решены в ходе судебно-медицинской экспертизы. Медицинскому эксперту может быть предложено установить положение жертвы во время первого контакта и последующего транзита. В ряде случаев важно определить физическое состояние водителя, при наличии у него определенных свойств (недостаточная острота зрения, дальтонизм, глухота и др).

    Оформление Акта служебного расследования ДТП

    Акт служебного расследования несчастного случая состоит из пяти основных блоков:

    1. Перечислен состав собранной комиссии. Укажите данные транспортных средств, участвующих в ДТП, и их водителей.
    2. Охарактеризованы обстоятельства, место происшествия.
    3. Информация о состоянии дороги: ширина, покрытие, дефекты, условия видимости, характеристики знаков и дорожных знаков.
    4. Данные водителя: возраст, классификация, стаж работы (общий и в роте), сведения об обучении и переподготовке, состояние здоровья, показания предрейсового медицинского осмотра. Указывается, в какое время работы произошел несчастный случай, участвовал ли он ранее в ДТП, нарушал ли ПДД.
    5. Информация о служебном автомобиле: информация о техническом состоянии автомобиля, его марка, тип, модель, год выпуска, пробег до и после технического осмотра. Аналогичные данные приведены для других транспортных средств, попавших в аварию.
    6. Выводы комиссии. Указаны причины дорожно-транспортного происшествия, ранее установленные его участниками. Меры, которые предпримет компания, чтобы избежать повторения того, что произошло. Установлены виновные должностные лица и применены к ним дисциплинарные взыскания.

    В заключении протокола служебного расследования несчастного случая: дата его составления, список членов комиссии, их категории и должности.

    с протоколом официального расследования аварии можно ознакомиться здесь.

    Тактика отдельных следственных действий при расследовании несчастного случая

    Особенности расследования автотранспортных преступлений в условиях различных ситуаций

    В простых ситуациях следователь уже по выходе с места происшествия в общих чертах знает, что произошло, какие последствия повлекли за собой. В таких случаях объективная информация поступает от участников происшествия, очевидцев и извлекается путем осмотра следов преступления. После возбуждения уголовного дела, допроса свидетелей и водителей транспортных средств, медицинского освидетельствования предполагаемых виновных лиц возможно получение необходимых сведений и доказательств о реальных обстоятельствах расследуемого факта.

    Следственная ситуация на начальном этапе может существенно осложниться смертью одного из участников события; отсутствие очевидцев на месте происшествия; заявление водителя автомобиля скорой помощи об участии в дорожно-транспортном происшествии другого субъекта, отсутствовавшего в момент прибытия следователя. Общим для сложных следственных ситуаций является возникновение благоприятных условий для сопротивления преступников расследованию. При этом возможности следователя проверить объяснения противной стороны существенно снижаются. Особенно, подозреваемые часто заявляют, что причиной происшествия стали неправомерные действия погибшего участника события и дают ложные показания о его поведении. В этой ситуации необходимо постараться максимально точно восстановить обстоятельства расследуемого события путем допроса свидетелей, проведения автотехнических, судебно-медицинских и судебно-медицинских экспертиз, повторного осмотра места происшествия и вещественных доказательств, экспериментов с исследованиями и т д. Данные, полученные в результате этих действий, сопоставляются с показаниями подозреваемого и указывают ему на выявленные в ходе допроса противоречия. Иногда, чтобы доказать необъективную версию подозреваемого, он участвует в проверке доказательств на месте происшествия или в производстве следственного эксперимента, следственного эксперимента и т д. Данные, полученные в результате этих действий, сопоставляются с показаниями подозреваемого, а выявленные противоречия указывают на его во время допроса. Иногда для доказывания предвзятой версии подозреваемого подозреваемый участвует в проверке доказательств на месте происшествия или в производстве следственного эксперимента научного эксперимента и т п. Данные, полученные в результате этих действий, сопоставляются с утверждениями подозреваемого подозреваемого, а на выявленные противоречия ему указывают в ходе допроса. Иногда, чтобы доказать необъективную версию подозреваемого.

    Эффективным средством проверки версии об участии неизвестного субъекта в происшествии является автотехническая экспертиза. Рассчитав механизм движения транспортного средства и сопоставив результаты исследования с предполагаемым положением и действиями в дорожном пространстве «третьего» участника, эксперт может подтвердить или исключить объективную возможность возникновения дорожной ситуации, что предполагаемое Виновник происшествия сохраняется. Кроме того, следователь должен принять все необходимые меры для поиска следов и других доказательств причастности к делу неустановленного автомобиля и пешехода. Неустановление этих следов существенно снижает или опровергает утверждения истинных виновников происшествия.

    В следственной практике известны случаи, когда после совершения преступления водитель скрывается, оставив автомобиль на месте происшествия

    . Аналогичным образом действуют люди, совершившие угон транспортных средств, или водители, легально владеющие автомобилем, но пытающиеся выиграть время для противодействия. Последние в ряде случаев также представляют версию о краже своего автотранспорта, иногда склоняя своих знакомых, родственников к даче ложных показаний и обращению в полицию с заявлением о краже. В рассмотренных ситуациях первоочередной становится задача установления лица, находившегося за рулем в момент ДТП. К решению этой проблемы следует приступить уже во время осмотра места происшествия. Учитывая повреждения салона, положение водительского сиденья после аварии, можно представить, как водитель выбрался из поврежденного автомобиля, где могли быть следы рук, кровь, если у него было кровотечение. При наличии повреждений деталей салона, которые могли образоваться от удара тела водителя, необходимо постараться найти там следы рук, крови, частей и волокон одежды. На одежде и обуви водителя могут быть следы контакта с предметами, находящимися на месте происшествия. Кроме того, необходимо установить людей, которые видели водителя до, во время и после аварии. Первых допрашивают о том, сообщал ли предполагаемый агрессор, куда он направлялся, в каком направлении двигался, в каком состоянии была его одежда и транспортные средства, которыми он управлял. Свидетелей, видевших водителя после аварии, спрашивают, где они его нашли, откуда он взялся, в каком он был состоянии, какие повреждения были на теле и одежде, рассказал ли он о случившемся допрашиваемому. Особенно важную информацию обычно получают при допросе свидетелей, видевших подозреваемого за рулем в момент аварии и при его выезде с места происшествия. Если водитель обнаруженного на месте происшествия автомобиля сообщил об угоне, его заявление и все материалы проверки изымаются. Могут быть противоречия в показаниях, объяснениях, показаниях подозреваемого и лжесвидетелей, которые используются при допросе этих лиц.

    На начальном этапе расследования нередки ситуации, когда водитель исчезает с места происшествия вместе с автомобилем

    причастен к аварии. При наличии очевидцев и потерпевших, которые могут объяснить происшедшее, обнаруживают индивидуальные и групповые признаки транспортных средств, следы водителя, находившегося за рулем. При осмотре места ДТП тип и марку автомобиля, участвовавшего в ДТП, также можно определить по следам колес, отдельным частям транспорта, ущербу окружающей среде.

    С учетом полученной информации организуется преследование автомобиля и осуществление защитных мероприятий на пути возможного слежения за автомобилем. Эти меры могут быть приняты до начала проверки и скорректированы по мере поступления информации о досматриваемых транспортных средствах и их водителях. При изучении сведений о возможном выезде разыскиваемого автомобиля из-за пределов «закрытой» территории или в случае возникновения такой опасности должны быть организованы обыскно-обстреловые мероприятия в границах сопредельных административно-территориальных единиц.

    Информацию о разыскиваемом транспорте также можно получить при производстве экспертиз деталей стекол, краски, горюче-смазочных материалов, отдельных узлов и деталей автомобиля, грузов, упавших и обнаруженных на месте происшествия. С этой же целью организуются проверки и обходы транспортно-ремонтных предприятий, гаражей, стоянок, проверки ГИБДД автомобилей, движущихся по дорогам. Если место назначения загрузки установлено, машину можно найти после идентификации отправителей и получателей. Для выявления понятых рекомендуется совершать объезд жилых домов, организаций и предприятий, расположенных не только на территориях, прилегающих к месту происшествия, но и по пути следования разыскиваемого транспорта. Целесообразно также провести опрос граждан, посещающих указанные места и находившихся там в это время, до и после аварии. Если предпринятые меры в течение нескольких дней не дадут положительных результатов, можно обратиться к гражданам через СМИ. При обнаружении спрятанного транспортного средства и его водителя необходимо помнить, что оставление места ДТП само по себе не является доказательством вины. На практике известны случаи, когда к таким мерам прибегают лица, не виновные в совершении дорожно-транспортного правонарушения. На данном этапе расследования проводятся действия по установлению найденных транспортных средств и водителя как участников дорожно-транспортного происшествия. Большую роль в этом играют различные судебно-медицинские экспертизы

    В процессе осмотра автомобиля и последующих осмотров могут быть выявлены следы контакта с препятствиями, пострадавшими и другими предметами на месте ДТП. Даже после ремонтных работ, за обшивкой, под крышей капота, на днище и на ходовой части автомобиля. Если подозреваемый продолжает отрицать свою причастность к происшествию, при его допросе должны быть использованы методы раскрытия, разоблачения лжи и сговора с лжесвидетелями. При допросе предполагаемых виновных также могут использоваться методы воздействия на эмоциональную сферу допрашиваемого: обращение к лучшим качествам, обострение сострадания к потерпевшему, стремление облегчить переживания собственных родных и близких. Довольно сложные ситуации возникают, когда подозреваемый (обвиняемый) признает свое участие в происшествии, но свою вину в нарушении правил дорожного движения отрицает. Главный аргумент опрошенных заключается в том, что они не умели вовремя обнаружить опасность и поэтому не могли избежать происшествия.

    Такие показания могут быть проверены участием подсудимого на месте происшествия. Выполняя это действие по расследованию, сыщик должен занять активную позицию. Еще на этапе подготовки нужно прогнозировать поведение допрашиваемого и собирать аргументы против его высказываний. В показаниях подсудимого также могут быть противоречия, на которые следует ему указать.

    После проверки показаний на месте возможно проведение следственного эксперимента, а затем автоматической технической экспертизы для получения ответа на вопрос о наличии у водителя технической возможности предотвратить происшествие.

    Представив версию о том, что причиной ДТП стала неисправность транспортного средства, которую водитель не смог вовремя обнаружить, в первую очередь устанавливается наличие или отсутствие повреждений указанной детали, агрегата транспортного средства. Их осматривают, а затем подвергают судебно-автотехнической или комплексной экспертизе для установления причин и времени разрушения изделия и возможности своевременного выявления повреждений. Эти показания проверяются путем допроса подозреваемых, ответственных за техническое состояние транспорта. Кроме того, изымаются и проверяются документы по ремонту автомобилей и установке неисправной детали, а также приказы и должностные инструкции по обязанностям лиц, ответственных за постановку автомобиля на работу, ремонт и обслуживание автомобиля.

    Некоторые подозреваемые (подсудимые) ставят под сомнение достоверность установленных следствием данных об обстоятельствах маневрирования автомобиля, скорости движения транспортного средства или пешехода, а также утверждают, что нарушение правил безопасности дорожного движения было совершено другим участником происшествия.

    Показания этого вида тщательно проверяются при проведении повторной экспертизы, следственного эксперимента, автотехнической экспертизы, перекрестного допроса свидетелей и участников происшествия. Также необходимо проанализировать объективность суждений допрошенных и выводов следствия. При этом оценивается достоверность исходных данных об оспариваемых фактах, полнота и правильность их исследования. Большое внимание следует уделить проверке правильности определения реальных показателей механизма дорожно-транспортного происшествия: экспериментальных данных о тормозном пути транспортного средства, оценке показателей реакции водителя и скорости движения участников дорожно-транспортного происшествия. Математические расчеты и обоснованность выводов экзамена подлежат тщательному анализу. Другими словами).

    В большинстве ситуаций подозреваемые (обвиняемые) признают свою вину

    и предоставить соответствующие доказательства об обстоятельствах расследуемого факта. Такое положение некоторых следователей успокаивает, и они не анализируют показания обвиняемых, не предвидят возможности изменения этими людьми своей позиции в случае обнаружения ими неполного расследования или иных благоприятных условий для противодействия.

    Во избежание подобных ситуаций необходимо детализировать и конкретизировать показания этих субъектов о реальной стороне возникновения и развития дорожно-транспортного происшествия, об обстоятельствах обнаружения ими опасности, о ответных действиях, а также о методы и технические средства, используемые водителем для предотвращения вредных последствий. Путем анализа и оценки показаний подозреваемых (подсудимых), признающих свою вину, выясняется: соответствуют ли их показания обстоятельствам, установленным следствием; правильно ли оценивает респондент эти обстоятельства, свои действия и поведение других участников происшествия.

    Рассматриваемые показания, как и любые другие, должны быть проверены в ходе других следственных действий и сопоставлены с материалами уголовного дела.

    В постановлениях об участии в качестве подсудимого в обвинительных актах необходимо детализировать установленные обстоятельства преступного деяния, раскрыть его объективное содержание, составляющее уголовное преступление против правил безопасности дорожного движения, а также учесть действия других участников преступное деяние инцидент.

    Подведём итоги

  • любая авария, происходящая с транспортными средствами, принадлежащими компании, должна быть учтена и расследована;
  • создается специальная комиссия;
  • 5 дней — срок расследования в большинстве случаев;
  • раз в месяц организация должна сверять имеющиеся у нее данные об аварии с информацией правоохранительных органов;
  • в ходе расследования на предприятии выясняются обстоятельства и причины происшествия, выявляются нарушения со стороны работников и предлагаются меры по повышению безопасности движения.
  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Правосудие в Российской Федерации - юридические проблемы и их решения
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: