Треть россиян планируют отказаться от ОСАГО из-за подорожания

В 2020 году российскому «самогражданину» исполняется 15 лет. Срок немалый, детские болезни давно можно было вылечить, а водители до сих пор жалуются. Если раньше жаловались на низкое страховое возмещение, то сейчас во многих регионах другая проблема: сложно купить полис.

В большинстве случаев это происходит в тех сферах, которые сами страховщики охарактеризовали как «токсичные»: именно там значительные выплаты делают страховую деятельность убыточной. Поэтому страховщики стараются минимизировать выдачу полисов в этих регионах. А полис на мотоцикл, такси или маршрутку получить сложно в большинстве регионов, практически во всей стране.

Бег по кругу

Кажется, решение проблемы найдено – это электронный полис е-ОСАГО, выдача которого стала обязательной с 2017 года. Также специально для беспрепятственного получения полиса придумали е-Гарант система: при возникновении сложностей при оформлении документа клиент автоматически перенаправляется на сайт РСА (Российского Союза Страховщиков), где его перенаправляют в компанию, с которой не должно возникнуть проблем.

Ради эксперимента ввожу данные по машине из Волгоградской области, которая так не нравится страховщикам. На этапе проверки данных возникают сложности, меня просят прислать сканы документов. Я отправляю их, но искусственный интеллект переводит меня на сайт ППШ. Отлично, теперь вас должны направить к надежному партнеру. К сожалению, это отбрасывает меня обратно к ППШ… Цикл бесконечный и бессмысленный!

Почему ОСАГО остается одной из основных проблем российского рынка страхования

Страховые компании утверждают, что ОСАГО приносит им только убытки. Некоторые из них, такие как Allianz и ВТБ Страхование, решили уйти с этого рынка. Другим страховщикам требовались серьезные финансовые вливания. Нынешняя ситуация может даже закончиться крахом всей системы обязательного автострахования. При этом некоторые эксперты считают, что основной причиной происходящего является непомерная жадность страховщиков.

Разница в степени поражения

Как пояснил президент Российского союза автомобильных страховщиков (РСА) Игорь Юргенс

, общая сумма выплат по ОСАГО в первом квартале превысила собранные премии на 22%, а в некоторых регионах разрыв составляет 150%. В этот результат входят все выплаты страховщика: не только страховое возмещение, но и расходы на ведение бизнеса. Без них фактические страховые выплаты составили 97% собранных премий.

Алексей Янин, Генеральный директор Страховых Рейтингов, Эксперт РА

отмечает, что сегодня все страховщики испытывают сложности с ОСАГО. Разница только в степени убыточности. По словам эксперта, страховые компании, которые ведут бизнес в крупных городах, чувствуют себя лучше. «В общем, это выбор между более-менее сносным, плохим и очень плохим», — считает Янин.

Генеральный директор Альфастрахование Владимир Скворцов

он также считает, что в первом квартале ситуация действительно хуже, чем в прошлом году. И пока эксперты не предвидят улучшения на этом рынке.

Поддерживать нулевой баланс

В марте этого года ЦБ изменил формулу расчета соотношения между капиталом страховщиков и принятыми ими на себя страховыми обязательствами. Перерасчет оказался болезненным для страховщиков с крупным пакетом ОСАГО. В результате «Росгосстрах» резко сократил свою долю на рынке ОСАГО (ниже 20%). Но это не помогло, и крупнейшей компании потребовались дополнительные средства. Сейчас Росгосстрах ставит перед собой задачу поддерживать хотя бы нулевой баланс между убытками по ОСАГО и доходами от других видов страхования.

По словам генерального директора ГСК Югория Алексея Охлопкова

, ранее Росгосстрах поглотил убыточных клиентов. Теперь эти обязательства легли на страховые компании. И это оказалось непосильным бременем для многих.

Есть ли сила в единстве?

Столкнувшись с такой ситуацией, компании предпочли слияние. Как стало известно на днях, подконтрольная Борису Йордану

группа «Ренессанс Страхование» договорилась об объединении со страховыми активами негосударственного пенсионного фонда «Благосостояние», подконтрольного ОАО «РЖД».

СМИ сообщают, что соглашение находится на завершающей стадии, но еще не подписано. Эксперты поясняют: для Джордана это возможность получить на баланс «Ренессанса» новые качественные активы. Для НПФ это возможность участвовать в хорошей страховой компании с грамотным топ-менеджментом.

В то же время следует отметить, что положение самой «Ренессанс Страхования» также далеко от идеала. Чистая прибыль группы в 2020 году упала более чем в четыре раза по МСФО, до 600 млн рублей. А большую часть портфеля компании занимает автострахование: КАСКО (ставки 1,7 млрд руб за первый квартал, доля рынка КАСКО 4,7%, 8 место по тарифам) и ОСАГО (1,1 млрд руб., доля рынка 2,4%, 9 место) место в сборах).

Поэтому сегодня достаточно сложно сказать, насколько это объединение будет соответствовать чаяниям руководителей компании. Не превратится ли это в «союз неудачников»?

Собирай больше — плати меньше?

ОСАГО успешно работает во многих развитых странах. Так почему в России с этим проблемы? Некоторые эксперты считают, что с самого начала система ОСАГО начала давать сбои, так как страховые компании решили, что они должны немедленно получать сверхприбыли за счет разницы между ставками и выплатами.

Логика проста: чем меньше страховые компании заплатили клиентам, тем выше их прибыль. Так, в 2003 году в первый год действия ОСАГО страховые компании собрали 25,3 млрд рублей, а выплатили всего 1,1 млрд, но по закону об ОСАГО страховщики должны направить не менее 80 % ставок на выплаты автовладельцам и пешеходам, пострадавшим в ДТП дорожные аварии. По факту вышло около 50%: за 13 лет работы ОСАГО страховые компании собрали с автовладельцев 1,25 трлн руб., а выплатили всего 670 млрд руб., вместо положенного по закону триллиона руб.

Кроме того, существовало множество возможностей для сокращения просроченных платежей. Например, привлечение карманных экспертов к расчету ущерба, отказ возместить потерю стоимости товара. К особо изощренным методам относится перемещение центров обработки заявлений в такие отдаленные места, где человеку было бы максимально сложно добраться до платежа и получить его.

Страховщики предпринимают множество других попыток «урезать» лишних клиентов. Например, навязывание дополнительных услуг при заключении договора ОСАГО, отказ в заключении договора тем, кто отказывается от приобретения дополнительных услуг у страховой компании и т.д.

К неудовольствию страховых компаний, многие автомобилисты, пытаясь защитить свои права, стали обращаться в суды и выиграли. В то же время, по словам самих граждан, если бы компании сразу заплатили адекватную сумму, они не потеряли бы намного больше. Нетрудно найти множество подобных историй в Интернете. Например, после испытаний компания выплатила одному из автовладельцев более 150 тысяч рублей вместо 45 тысяч рублей. Пользователь делает вывод, что жадность страховых компаний привела к их нерентабельности. Эта точка зрения также имеет право на существование.

Тревожные перспективы

В целях стабилизации ситуации на страховом рынке приняты поправки к закону об ОСАГО, устанавливающие приоритет натуральных выплат над денежными (вступили в силу 28 апреля). Поэтому возмещение ущерба теперь будет происходить в виде ремонта автомобиля. По идее, новые правила должны позволить автовладельцам максимально обезопасить себя: они получат качественное обслуживание в сертифицированных центрах, которые будут подлежать особому контролю.

Но по словам автомобильного юриста Сергея Радько

, ничего хорошего эти поправки не принесут. Непонятно, например, сколько сервисов будут соответствовать установленным требованиям. Эксперт считает, что поправки в конечном итоге защищают интересы страховых компаний, а не граждан.

Как дальше будет развиваться ситуация с ОСАГО, сказать достаточно сложно. Глава Центрального банка Эльвира Набиуллина

говорит, что если не будут предприняты дальнейшие действия, в 2020 году может возникнуть убыточность по всей отрасли ОСАГО. Однако чиновник не уточнил, какие меры следует предпринять.

В свою очередь, эксперты считают, что в случае ухудшения ситуации государство вполне может отменить обязательное автострахование. Но также вероятно, что автовладельцы массово откажутся от покупки полисов ОСАГО. Эта система им просто невыгодна.

Треть россиян планируют уйти из ОСАГО из-за повышения цен

Треть россиян планируют уйти из ОСАГО из-за повышения цен

Треть россиян планируют уйти из ОСАГО из-за повышения цен

Треть россиян планируют уйти из ОСАГО из-за повышения цен

Оформление в Интернете занимает 10 минут

Выход один: выдача электронных полисов. По данным Росгосстраха, наш регион занимает четвертое место в стране по объему реализации полисов через сайт (rgs.ru). В 2016 году выдано 855 документов данного вида. Электронный полис имеет такую ​​же юридическую силу, как и бумажный.

НА ЭТУ ТЕМУ
По информации регионального УГИБДД, отсутствие полиса ОСАГО грозит штрафом в размере 800 рублей. В январе ГИБДД составило по этому поводу 842 протокола, а в том же месяце прошлого года – 413. Налицо более чем двукратный рост.

Евгений Ларионов, водитель с 10-летним стажем, говорит, что на прошлой неделе потратил всего 10 минут на оформление электронного полиса. Оплатил полис кредитной картой. Цена, по его словам, такая же, как обычно, с сохранением коэффициента бонус-малус. Документ можно распечатать или подать в электронном виде через специальное приложение на смартфоне.

Но не все жители региона дружат с Интернетом. Да и сильны среди людей консервативные ретроградные стереотипы, что заставляет сомневаться в технических новшествах, а уж тем более доверять им дело с ГИБДД — бумажка надежнее! Кроме того, некоторые выстроившиеся в очередь страховщики утверждали, что не использовали устройства для оформления полиса ОСАГО, опасаясь нестыковок, технологических сбоев, от которых тоже никто не застрахован.

Ожидать ли изменений к лучшему

Замена денежных платежей за ремонт также является своего рода навязыванием услуги, качество которой еще не гарантировано. В прошлом году СПС установила порог продаж полиса в убыточных регионах (не более 20%), но он так и не увеличился. В то же время такое решение выгодно лидеру рынка (читай — монополисту) — «Росгосстраху». Ситуация выправляется очень медленно и пока автовладельцам остается только гадать, что делать со страховкой в ​​2020 году и когда прекратится беззаконие страховых компаний в ОСАГО?

Без юридической подготовки разобраться в действующем законе об ОСАГО сложно.

Сам факт обязательности страхования воспринимается как государственная услуга без возможности обжалования.

Пользуясь неграмотностью населения, страховщики продолжают нагло его грабить, навязывая никому ненужные продукты и лишая страховых выплат.

Если изучить последние отзывы о беспределе в страховых компаниях ОСАГО в 2020 году, можно сделать весьма неприятные выводы. Страховщики используют любую возможность, любой предлог, чтобы минимизировать собственные риски и затраты, увеличивая доход за счет клиентов.

Буквально за 2 года стоимость ОСАГО выросла на 40%. Да, сумма страховых выплат увеличилась, но для большинства добросовестных водителей ничего не изменилось. У них не бывает аварий десятилетиями, но они вынуждены платить каждый год. Когда закончится бардак и проблемы с ОСАГО, в 2020 году или позже, никто не знает.

По закону действия, направленные на получение выплат и возмещения убытков, по-прежнему инициируются пострадавшей стороной. А если она не сможет?

С другой стороны, есть и положительные сдвиги. Ранее страховая компания была обязана осмотреть транспортное средство в течение 5 дней с момента его предъявления к осмотру. Теперь компания обязана осмотреть поврежденный автомобиль одновременно, но с момента предъявления документов на оплату. Это существенно экономит время страхователя.

Также увеличилась сумма платежей по европротоколу (до 100 тыс руб., а с 01.10.19 в отдельных случаях до 400 тыс руб.). Но автовладелец все равно не может рассчитывать на компенсацию, если не сдал транспортное средство на техосмотр в установленный срок. Иногда необходимо провести повторную экспертизу, так как экспертиза, проведенная без участия представителей страховщика, не учитывается. Все это оттягивает срок выплаты страховки.

И еще один спорный момент. С января этого года больше нельзя обращаться в страховую компанию виновного лица за компенсацией. Эта проблема теперь решается исключительно за счет собственной страховки. Максимальный процент амортизации автомобиля также изменен в сторону уменьшения (с 80 до 50%). Словом, не все, что происходит со страховкой ОСАГО в 2020 году, вселяет надежду на положительные перемены.

Что такое е-ОСАГО?

Многие автовладельцы не до конца понимают, что такое электронные услуги ОСАГО, в частности, какой правовой статус имеют эти документы. Пожилые люди (как правило, от 45 лет) настороженно относятся к возможности электронного страхования автомобиля. У них много вопросов: что такое электронный полис ОСАГО? Нужна ли бумажная версия? Можно ли назвать е-ОСАГО документом?

Э-ОСАГО — электронная версия полиса ОСАГО. Его можно оформить через интернет на официальном сайте страховщика прямо дома. Этот вид страхования идеален для тех, кто живет далеко от страховых компаний.

Ссылка. Согласно п. 7.2 ст. 15 Закона «Об ОСАГО», все лицензированные страховые компании должны по закону предоставлять возможность оформления полиса ОСАГО через Интернет.

Кроме того, электронный полис ОСАГО имеет ряд характеристик:

  • у вас нет бумажного дубликата, такой полис может существовать только в виртуальном мире (как выглядит такой документ?);
  • если водитель будет иметь при себе ксерокопию электронного полиса, то эта бумага не будет иметь юридической силы (как правильно пользоваться е-ОСАГО?);
  • для подтверждения полиса е-ОСАГО потребуется обратиться в специальную базу данных.
  • Фактически электронный полис ОСАГО можно сравнить с деньгами на банковской карте: их не видно, но они есть.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Правосудие в Российской Федерации - юридические проблемы и их решения
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: