Все про предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей – порядок проведения

Главная Статьи

Михаил МоржанаевСтарший юрист onlinegibdd.ru

Дата обновления 07 августа 2020 г. 6906

10

Чтобы защитить всех участников дорожного движения, закон устанавливает строгие требования к статусу водителя: вы можете управлять транспортным средством только в том случае, если вы трезвы, здоровы и бодры. За это также отвечает работодатель. Вы обязаны организовать проверку здоровья своих сотрудников.

Порядок установлен Приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых, послесменных и послерейсовых медицинских осмотров».

В этой статье мы расскажем вам:

  • Зачем проходить предрейсовый медосмотр.
  • Для кого это требуется.
  • Где проводится медосмотр и кем.
  • На что проверяются водители.
  • Как заполнить медицинскую книжку.
  • Обязательно ли для водителей проходить дополнительный медицинский осмотр после полета.
  • Можно ли пройти предрейсовый медосмотр дистанционно.
  • Какова ответственность работодателя за нарушения.
  • Как оплатить штраф со скидкой.
  • Кто проводит предрейсовый медицинский осмотр

    Медицинское учреждение (больница, частный медицинский центр) или медицинский работник со специальной лицензией. Некоторые компании получают лицензию и сами организуют проверки.

    Все о предрейсовых и послерейсовых медосмотрах водителей: порядок проведения

    Для получения лицензии необходимо собрать полный пакет документов, открыть медицинский кабинет и нанять медицинского работника – врача или медицинского работника со средним образованием, прошедшего обучение по программе.

    Получить лицензию непросто, поэтому компании часто обращаются за помощью к фирмам, помогающим собрать документы и получить разрешения. Но лицензия дает право оказывать услуги другим компаниям и действует бессрочно.

    Если вы не хотите нанимать врача и получать лицензию, компания обращается во внешнее учреждение. Малый бизнес часто именно так и поступает.

    Штрафы для юридических лиц

    Проверять

    Все о предрейсовых и послерейсовых медосмотрах водителей: порядок проведения

    Все о предрейсовых и послерейсовых медосмотрах водителей: порядок проведения

    Все о предрейсовых и послерейсовых медосмотрах водителей: порядок проведения

    Все о предрейсовых и послерейсовых медосмотрах водителей: порядок проведения

    Все о предрейсовых и послерейсовых медосмотрах водителей: порядок проведения

    Все о предрейсовых и послерейсовых медосмотрах водителей: порядок проведения

    Все о предрейсовых и послерейсовых медосмотрах водителей: порядок проведения

    Требования к проводящей осмотр организации

    Предрейсовая информация для водителей (образец)

    Инспекционные органы могут быть подчинены муниципалитету, государственными или частными. Работодатель решит, к кому из них обратиться. Главное, чтобы вы соответствовали требованиям, которых всего три:

  • наличие лицензии на точное проведение предрейсовых и послерейсовых осмотров;
  • наличие предыдущего оборудования;
  • наличие врача-специалиста, который помимо профильного образования должен пройти специальные спецкурсы по проведению ПМО.
  • По результатам ПМО организация обязана составить командировочные листы, где обязательно проставляются штампы, соответствующие состоянию осматриваемого.

    Как проходит предрейсовый медосмотр

    При медицинском осмотре проверяют:

    1. Благосостояние водителя. Врач измеряет основные показатели: давление, пульс, температуру. Если пульс и давление не в норме, эти показатели можно измерить повторно через 20 минут.
    2. Трезвость. Наличие промилле проверяется спиртометром.

    Если у водителя есть какие-либо жалобы, основные показатели не соответствуют норме или заболевание обострилось, его отстраняют от работы в этот день. Медицинский работник выписывает направление на дообследование в стационар.

    Если алкотестер обнаруживает промилле или есть подозрение, что водитель принимал наркотики, туалет запрещает выходить на работу.

    По закону проверки включены в рабочее время. Если работник тратит его на свободное время, ему оплачивается сверхурочная работа. Работодатель также оплачивает сам экзамен.

    Порядок проведения

    Ни один из водителей с официальным трудоустройством не может избежать требования техосмотров. Неважно, на каком транспорте они ездят. Контроль осуществляется непосредственно перед началом полета. Период проверки относится к рабочему времени.

    Процедура включает в себя описание не только права на проведение процедуры, но и других нюансов:

  • вопросы о дискомфорте, жалобы;
  • осмотр по визуальному состоянию, измерение температуры, пульса, давления;
  • проверить на опьянение, остаточные явления от них. Это также важно, когда гражданин находится в командировке.
  • Результаты предполагают фиксацию разными способами. Один из них – путевые листы водителя на текущую дату. Специальные контрольные журналы — еще один инструмент для ввода информации.

    Важно! Основной реакцией на малейшие отклонения водителей является немедленное прекращение работы. Им помогают связаться с медицинскими учреждениями, куда они получают направление. Решение принимается по нескольким признакам: признаки обострения заболевания, учащенный пульс, повышение давления, следы алкогольных напитков, наркотиков.

    Журнал предрейсового медицинского осмотра

    После проверки медицинский работник заполняет протокол предрейсового медицинского осмотра и проставляет в накладной отметку о допуске водителя к управлению транспортным средством.

    Все о предрейсовых и послерейсовых медосмотрах водителей: порядок проведения

    Время осмотра должно быть указано на штампе, чтобы не возникало сомнений в его уместности.

    За дневник отвечает руководитель компании: он следит за регулярностью записей и соблюдением формы.

    Заполнить запись:

  • время осмотра;
  • персональные данные водителя и сведения о его здоровье;
  • медицинское заключение;
  • подписи медработника и водителя.
  • Все о предрейсовых и послерейсовых медосмотрах водителей: порядок проведения

    .

    Перед каждым рейсом водителю выдается путевой лист с отметкой о допуске. Обычно это происходит каждый день или несколько раз в день. Но бывают и исключения: например, длительные командировки.

    По закону путевой лист может быть выдан на срок не более одного месяца. Если командировка длится, скажем, 20 дней, водитель получает путевой лист, на котором отмечены все пункты его маршрута. Тогда Вам предстоит пройти медкомиссию только один раз, перед отъездом. Результаты будут действительны на протяжении всей командировки.

    Работники, использующие личный транспорт

    Двигайтесь вперед. Следующая «спорная категория» — сотрудники, использующие личный транспорт в служебных целях. Эта ситуация уже регулируется пунктом 3 статьи 23 Закона № 196-ФЗ о безопасности дорожного движения. И сформулировано оно таким образом, что под его действие попадают «лица, принятые на работу водителями транспортных средств». Проще говоря, наемные работники, в должностные обязанности которых входит вождение транспортных средств. При этом главный документ, по которому законодательство отличает этих работников от всех остальных лиц, управляющих автомобилем, это наличие у них товарной накладной.

    Получается, что в ситуации, когда работник ездит на собственном автомобиле, но делает это в интересах организации с согласия и ведома работодателя, вопрос о предварительном медицинском осмотре будет зависеть от двух факторов. Во-первых, это трудовая функция этого работника. Для прохождения предрейсового медицинского осмотра в обязанности работника, установленные трудовым договором или должностной инструкцией, должно входить управление транспортным средством. Если этого нет, то сразу отпадает вопрос о предрейсовом медицинском осмотре. Но даже в отношении «водителей по должности» важен и факт наличия дорожных карт движения автомобилей, которыми они управляют. По общему правилу путевые листы на личный транспорт не выдаются. Следовательно,нет необходимости проводить медицинские осмотры перед поездкой.

    Есть еще один аргумент, позволяющий не проводить предрейсовые медосмотры в данной ситуации. В Методических указаниях по проведению предрейсовых медицинских осмотров указано, что необходимо организовать и проводить обязательные предрейсовые медицинские осмотры водителей во всех организациях, имеющих автотранспорт. Получается, что если у организации нет ни одного автомобиля, то и обязанности у нее нет. Даже если в итоге водители в штате каждый день ездят на своих машинах с путевыми листами!

    Послерейсовый медицинский осмотр: нужно ли его проходить

    Послерейсовый осмотр обязателен только для водителей, перевозящих пассажиров или опасные грузы в рабочее время. Требования к ним более жесткие – их проверяют после каждой смены и рейса.

    Порядок проведения послерейсовых медицинских осмотров такой же, как и при проведении предрейсовых медицинских осмотров. Эти проверки преследуют две цели:

    1. Следить за здоровьем сотрудников. Регулярные осмотры помогают вовремя выявить появление профессионального заболевания или отравления, отследить влияние вредных факторов на здоровье.
    2. Выявление сотрудников, употребляющих алкоголь или психоактивные вещества на работе.

    Другим водителям рекомендуются только проверки. Например, после полета рекомендуется обследовать людей из группы риска: пожилых людей, людей с заболеваниями, употребляющих алкоголь.

    Проверьте санкции организации сейчас

    Требования к кабинету проведения процедуры

    Предрейсовый технический осмотр автомобилей

    Вне зависимости от того, где проходит осмотр, требования к медицинскому кабинету для предрейсового осмотра одинаковы для всех, как для бизнеса, так и для лицензированной организации.

    Все о предрейсовых и послерейсовых медосмотрах водителей: порядок проведения

    Стандарты СанПин предусматривают следующий перечень оборудования

    Этот список минимальный. Как правило, организации закупают половину списка оптом.

    Дистанционные предрейсовые медицинские осмотры

    Медицинский осмотр отнимает рабочее время: водитель должен подъехать к месту осмотра, пройти осмотр, получить разрешение и только после этого может отправиться в рейс. Если рейсов несколько, и отправляются они из разных концов города, водитель вынужден каждый раз возвращаться в медицинский центр, с которым сотрудничает компания. Поэтому некоторые работодатели организуют дистанционные проверки.

    Дистанционные осмотры проводятся в пунктах, где установлено специальное оборудование: терминал для измерения параметров тела, камера, алкотестер. Процедура осмотра следующая:

    1. Водитель вводит свои данные в специальную компьютерную систему.
    2. Терминал, который устанавливается на удаленном пункте техосмотра, измеряет у водителя давление, температуру и пульс.
    3. Встроенный алкотестер проверяет наличие алкоголя в крови.

    Тем временем лицензированный медицинский работник наблюдает за экзаменом через веб-камеру. Он следит за тем, чтобы водитель ничего не нарушил во время проверки. Если все в порядке, медработник выдает заключение и допускает водителя к посадке на рейс. Подтвердите свое решение электронной подписью.

    В России есть компании, которые продают оборудование для дистанционных проверок. Гипотетически предприниматель может установить различные устройства в нужных местах города и сэкономить время водителей. Но законность этого метода до сих пор вызывает сомнения.

    Сторонники того, что дистанционные осмотры легальны, исходят из Федерального закона N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Статья 36.2 допускает оказание медицинской помощи с использованием телемедицинских технологий. Обычно компании, торгующие оборудованием или организующие удаленные проверки, убеждают клиентов, что все абсолютно законно.

    Но судебные решения и ответы контролирующих органов свидетельствуют о том, что российские власти не считают дистанционные медосмотры законными. Например, Арбитражный суд Сахалинской области отказал в признании недействительным штрафа за нарушение порядка медицинского освидетельствования. Суд пришел к выводу, что в нормативных актах нет прямых указаний на то, что телемедицина может применяться при проведении предрейсовых медосмотров.

    А это разъяснение о законности дистанционных проверок на сайте прокуратуры Республики Крым. Росздравнадзор считает, что дистанционные медосмотры представляют угрозу безопасности дорожного движения.

    Все о предрейсовых и послерейсовых медосмотрах водителей: порядок проведения

    Все о предрейсовых и послерейсовых медосмотрах водителей: порядок проведения

    Все о предрейсовых и послерейсовых медосмотрах водителей: порядок проведения

    Все о предрейсовых и послерейсовых медосмотрах водителей: порядок проведения

    Прямого запрета на оказание телемедицинских услуг при прохождении предрейсового медицинского осмотра, а также разрешения на проведение дистанционных осмотров в законах нет. Но практика показывает, что суд практически всегда признает дистанционный просмотр нарушением.

    Дело не может быть передано в суд. Сотрудники, проверяющие водителей, иногда ставят себя в положение и закрывают глаза на то, что медосмотр проводился дистанционно. Но по закону у инспекторов есть все основания оштрафовать водителя и бизнесмена на крупную сумму. Поэтому допускать водителя к посадке на рейс без личного медицинского осмотра — серьезный риск.

    ИП: сам себе водитель

    Начнем с ситуации, когда транспортным средством управляет индивидуальный предприниматель, которому это транспортное средство принадлежит. Здесь следует обратить внимание на норму пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Буквально сказано следующее:
    «Требование о прохождении обязательных медицинских осмотров распространяется на индивидуальных предпринимателей в случае их самостоятельного управления транспортными средствами».

    Заполнить путевые листы с указанием маршрута и необходимых реквизитов в сервисе «Контур. Накладные»

    Казалось бы, это правило не оставляет места для сомнений: «сам водитель» перед поездкой должен пройти медицинские осмотры. Итак, заключить договор с медицинским учреждением (или нанять медработника) и нести соответствующие расходы. Но на самом деле не все так очевидно.

    Дело в том, что термин «медицинский осмотр» используется в статье 23 Закона № 196-ФЗ применительно к трем видам мероприятий: предварительным, периодическим, а также до и после поездки (п. 1 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).196-ФЗ). Кроме того, в пункте 3 статьи 23 Закона № 196-ФЗ законодатель дает подробное описание каждого вида медицинского освидетельствования, в том числе предрейсового. При этом из формулировки пункта 3 видно, что предрейсовый осмотр актуален только для водителей, работающих по контракту, и не распространяется на индивидуальных предпринимателей: «Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся на протяжении работает водителем транспортного средства…».

    Подведем итоги. Пункт статьи 23 обязывает индивидуального предпринимателя проходить все три вида проверок. И еще один пункт позволяет сделать вывод, что на индивидуального предпринимателя возлагается обязанность проходить только те виды медицинских осмотров, которые, исходя из формулировки пункта 3, распространяются на любое лицо, управляющее транспортными средствами. А для медицинских осмотров, которые касаются наемных водителей, такой обязанности не возникает.

    По идее, это противоречие должно быть снято документом, устанавливающим правила проведения медицинского освидетельствования. Но Методические указания, утвержденные Минздравом России (письмо № 2510/9468-03-32 от 21 августа 2003 г. «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств»), только запутывают ситуацию. Именно поэтому говорят, что каждая организация, имеющая автомобили, должна организовать и проводить обязательные предрейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств. То есть IP под это правило не попадает. Кроме того, в инструкциях указано, что медосмотр проводится перед началом рабочей смены для водителей, которые должны явиться на предрейсовый медосмотр с дорожной картой. Опять же получается, что приведенные стандарты не имеют никакого отношения к IP.

    Не дает разъяснений и прежний Приказ Минздрава СССР от 29 сентября 1989 г. № 555, содержащий Приложение 9, регламентирующее порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров. Отсюда также следует, что он распространяется только на водителей автомобильных компаний.

    Поэтому, на наш взгляд, можно сделать вывод, что обязанность индивидуальных предпринимателей, управляющих транспортными средствами, самостоятельно организовывать для себя предварительный медицинский осмотр, четко не установлена. Таким образом, исходя из принципа определенности обязательств субъектов правоотношений, делаем вывод, что указанные водители не обязаны проходить медицинские осмотры перед поездкой.

    Штрафы и ответственность за нарушения при проведении предрейсовых медосмотров

    Санкции за отсутствие медицинского освидетельствования установлены статьей 12.31.1. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации:

    Для водителей — 3000 руб

    Для должностных лиц: 5000 руб

    Для юридических лиц: 30 000 руб

    Штрафы за нарушение установленного порядка проведения медицинских осмотров предусмотрены статьей 11.32 КоАП РФ:

    Для водителей: 1000 — 1500 руб

    Для чиновников: 2000 — 3000 руб

    Для юридических лиц: 30 000 — 50 000 руб

    Если компания не провела проверку или нарушила порядок ее проведения, а водитель попал в аварию с тяжелыми последствиями, это может привести к уголовному преследованию. Это считается нарушением требований охраны труда (УК РФ, ст. 143). При этом руководителем и лицом, ответственным за проведение проверок, могут быть назначены:

    Штраф в размере до 400 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до 18 месяцев.

    Обязательные работы на срок от 180 до 240 часов.

    Исправительные работы до 2 лет.

    Принудительные работы на срок до 1 года или лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

    Нельзя взыскать с работника штраф за непрохождение медкомиссии; такое решение Свердловский областной суд принял 27 ноября 2019 года по делу о взыскании с работника ущерба № 33-20128/2019.

    Проверка штрафов для юр лиц

    Хотите контролировать штрафы, получать ежедневный отчет о новых найденных штрафах и оплачивать их?
    Бесплатная пробная версия

    Можно ли оплатить штраф за нарушения требований о проведении предрейсовых медосмотров со скидкой

    Может. В течение 20 дней с момента вручения решения действует скидка 50%. Проверить наличие билета можно по номерному знаку автомобиля или по указу.

    Отследить штрафы бывает сложно: они могут быть выписаны как на организацию, так и на водителя. Чтобы не проверять данные вручную, подключите Онлайн-сервис ГИБДД по контролю штрафов для юридических лиц. Сервис будет списывать все штрафы организации на ваш личный счет. Вы можете оплатить их одним щелчком мыши и просмотреть историю платежей в любое время. А если на водителя наложен штраф, программа отправит ему смс со ссылкой на онлайн-оплату.

    по статье

    Напишите нашему юристу, и он поможет вам разобраться в автомобильном законодательстве. Мы рассмотрим спорные ситуации и подскажем, как действовать по закону.

    Не пропустите новые полезные публикации

    Расскажем о тонкостях законодательства, поможем разобраться, подскажем, что делать в спорных ситуациях.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Правосудие в Российской Федерации - юридические проблемы и их решения
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: