Все про проезд пешеходного перехода по новым правилам

Отношения между водителем и пешеходами регулируются ПДД РФ. Но все же проблема эта очень сложная, и официальная российская статистика аварий это подтверждает. Так, в прошлом году в РФ было зафиксировано 184 000 ДТП, причем более 30% из них (в абсолютном выражении — 56 918) связаны со наездами на пешеходов. С учетом того, что регистрируются не все аварии такого типа, их даже больше (хотя бы на порядок!).

Все о проезде пешеходного перехода по новым правилам

Поэтому нелишним будет еще раз оценить состояние правовой базы, регулирующей отношения между этими двумя непримиримыми группами участников дорожного движения: водителями и пешеходами.

Видео — печальная статистика подтверждает, что правила прохождения пешеходных переходов часто нарушаются:

Сразу отметим тот факт, что в данной статье мы рассмотрим Правила проезда пешеходных переходов, расположенных вне перекрестков

. Это обстоятельство представляется весьма существенным, так как движение по пешеходному переходу на перекрестке имеет некоторые особенности и регулируется специальным разделом — 13-м — ПДД.

Итак, что мы подразумеваем под пешеходным переходом?

Пешеходный переход – водительская проблема?

Каждый опытный водитель знает, что переход пешеходного перехода – очень опасное занятие. Причины опасности кроются в том, что пешеходы априори не знакомы с Правилами дорожного движения (и даже просто не знают их или не хотят знать!).

Их действия руководствуются сформированным недобросовестными СМИ заблуждением: пешеход на пешеходном переходе всегда прав. Это глубоко ошибочная позиция.

Согласно разделу 4 ПДД РФ на пешехода возлагается ряд основополагающих обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения. И обычно бывает, что предъявляются именно пешеходы, не соответствующие элементарным требованиям:

  • соответствующие разделы и статьи ПДД;
  • знаки дорожного движения;
  • дорожные знаки.
  • Следовательно, можно однозначно сделать вывод, что пешеходы, как участники дорожного движения в Российской Федерации, наделены рядом обязанностей, которые они должны выполнять

    . В противном случае авария более чем вероятна.

    Виды переходов

    Существует 6 типов пешеходных переходов:

    1. Земной шар. Самый распространенный вариант перехода, который обычно обозначается знакомой «Зебра». Отличительной его особенностью является то, что этот перекресток находится на самой дороге.
    2. Метро. Этот переход находится под землей, с помощью которого можно смело переходить нужный участок дороги.
    3. Высокий. Обычно такой переход строят в виде моста, который нависает над дорогой и проходит параллельно ей.
    4. Регулируемый пешеходный переход. Возле таких перекрестков всегда есть работающий светофор, который останавливает поток машин и позволяет пешеходам спокойно и безопасно переходить проезжую часть.
    5. Нерегулируемый переход. Такие переходы обычно осуществляются на малонагруженных улицах, где водители сами должны уступать дорогу пешеходам в соответствии с ПДД. Сейчас активно используется на нерегулируемых переходах для размещения дорожных знаков «Пешеходный переход» со световой и мигающей подсветкой для привлечения внимания водителей.

    Подземные и наземные переходы соорудить очень сложно, поэтому их устанавливают только на оживленных магистралях, где наличие наземного перехода может создавать большие пробки.

    Новые правила проезда пешеходных переходов

    Изменения в российском законодательстве — явление нормальное и естественное. А новшества в сфере регулирования проезда через пешеходные переходы – обычное состояние нормативно-правовой базы. Что мы имеем сейчас в этом сегменте?

    Нерегулируемый пешеходный переход: пропускать пешехода или уступать ему дорогу

    В последнее время пункт 14.1 ПДД претерпел существенные коррективы.

    Кто-то скажет: «Проблема преувеличена! Какая разница: пройти или сдать? Смысла от этого не меняется!» Это еще одна дилетантская и ошибочная позиция.

    В ПДД РФ нет понятия «пропавший без вести», но есть термин «уступить дорогу» (п. 1.2). Это означает, что предыдущее (до 14 ноября 2014 года) правило «пропуска пешехода» было неверным и приводило к серьезным и существенным злоупотреблениям со стороны сотрудников ГИБДД – инспекторов ГИБДД.

    Все о проезде пешеходного перехода по новым правилам

    Как должен действовать водитель в нынешних правовых условиях? Многие пытаются найти объяснение у ГИБДД по этому вопросу. Уступая дорогу пешеходу, вы не препятствуете его движению по пешеходному переходу. Поэтому необходимо действовать так, чтобы предоставить пешеходу право пользоваться приоритетом (преимуществом) на перекрестке.

    В обыденном смысле — пропустить, а с точки зрения законодательства — точно не вмешиваться

    . И если водитель таких помех не создает, то он имеет право двигаться, несмотря на то, что пешеход (уже или еще) переходит проезжую часть.

    О правомерности такой тактики можно спорить, но законом такие действия не запрещены. Правда, бороться придется с недобросовестной «ГАИ», которая намерена выписать административный штраф за преступление, которое фактически и законно не совершалось.

    Особенности выезда на пешеходный переход

    Бывает, что обзор пешеходного перехода перекрыт неподвижным (остановившимся) объектом. Сделать?

    Выход на пешеходный переход при отсутствии видимости ситуации на нем запрещается.

    Все о проезде пешеходного перехода по новым правилам

    И это правильно. Какие могут быть споры?

    Обязательно дождаться пешехода

    У некоторых водителей сформировалось неверное представление о регулирующем действии светофора. Включение зеленого сигнала кажется им прямым руководством к действию. Это неправда!

    Это особенно важно помнить на регулируемом пешеходном переходе.

    Все о проезде пешеходного перехода по новым правилам

    После включения попутного сигнала водитель должен обеспечить безопасность пешеходов. Согласитесь, водителю проще предотвратить опасные последствия ситуации.

    Если за переходом затор

    В крупных городах-мегаполисах ситуация с пробками и заторами традиционна. И часто из-за них водители останавливаются на пешеходных переходах.

    Все о проезде пешеходного перехода по новым правилам

    ПДД четко требует от водителей отказаться от выезда на переход в таких условиях.

    Мотивировка требования проста: выезд на перекресток в пробке опасен из-за создания:

  • помеха пешеходному движению;
  • плохая видимость перехода для других водителей, которые просто не замечают пешехода, маневрирующего между транспортными средствами).
  • Так всегда водители должны пропускать пешехода на зебре или не всегда

    Все о проезде пешеходного перехода по новым правилам

    Практически все пешеходы уверены, что на зебре водитель всегда должен уступать пешеходу. В результате молодые люди едут не глядя, водители пугаются, потому что чуть не наезжают на них. В общем, тема здесь что-то законодательно урегулированное, но об этом мало кто знает.

    В общем да, надо пропустить.

    Пункт 14.1 ПДД (ПДД): Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, пересекающим проезжую часть или выходящим на проезжую часть (трамвайные пути) для совершения перехода.

    Несколько лет назад в ПДД появился пункт, согласно которому водители, приближаясь к пешеходному переходу, должны снизить скорость и уступить дорогу пешеходам. С тех пор многие решили, что любой автомобиль должен позволять пешеходам переходить «зебру» в любых условиях. Но мало кто помнит еще один пункт правил, в котором говорится, что пешеходы могут ступить на дорогу, чтобы перейти ее, только убедившись в собственной безопасности.

    Пункт 4.5 ПДД разрешает пешеходу на нерегулируемом переходе выходить на проезжую часть только после оценки расстояния до встречных автомобилей и обеспечения безопасности перехода. Другими словами, если транспортное средство находится слишком близко и его скорость такова, что оно уже не может безопасно остановиться, не прибегая к экстренному торможению, пешеход не имеет права выезжать на проезжую часть.

    Пункт 14.1, в свою очередь, обязывает водителя снижать скорость или останавливаться перед переходом, чтобы позволить пешеходам перейти дорогу или наступить на нее.

    В реальности такие ситуации возникают часто.

    Первый является наиболее распространенным. Непрерывный поток машин и пешеходов просто боится что-то предпринять, надеясь, что он уляжется. Как ни странно, закон на стороне водителей. Понятно, что кто-то из водителей рано или поздно остановится, и пройдут пешеходы. И это возможно, но пешеходам лучше не бросаться под колеса: в худшем случае закон вряд ли будет на вашей стороне.

    Вторая ситуация: пешеходы ждут светофора в потоке транспорта и идут. Судя по всему, самый правильный вариант. Водители часто уступают.

    Ситуация третья: пешеходы, часто молодые, бесстрашно бросаются в любой поток транспорта. Как уже стало понятно, делать этого не следует.

    Все юридически понятно?

    Интересно, что правила дорожного движения не полностью описывают положение пешеходов на перекрестке. Если на перекрестке нет пешеходного перехода, нет светофора, то водитель не должен уступать пешеходу, если он движется по прямой. Но пешеход не должен переходить улицу, не убедившись, что переход безопасен. Результат:

    — если пешеход переходит дорогу и видит, что на его полосу собирается перестроиться автомобиль, то он имеет приоритет;

    — если вы хотите пересечь перекресток перпендикулярно прямолинейному движению автомобиля, без светофора и без пешеходного перехода, то у вас тут нет приоритетов.

    По новым правилам 2020 года водитель должен остановиться, когда пешеход находится на тротуаре возле зебры. Считается, что если водитель этого не делал, то он мешал пешеходу. Да, иногда это делают водители. Пешеходы иногда даже пугаются. А если пешеход не собирается переходить дорогу и разговаривает по мобильному телефону или курит, то что тогда остановит все движение?

    Есть и другие неясности. Например, в ПДД говорится о «пешеходах», то есть во множественном числе, из чего при худшем раскладе только с одним пешеходом суд может формально сделать вывод в пользу водителя.

    Есть и другие каракули, на которые нет однозначного ответа. Но каждый день миллионы людей переходят улицу по зебре. Они даже толком не понимают, что предписывает закон в этих случаях. Не то чтобы этому учили в школах, но даже юристы не всегда его понимают. Россия с десятками миллионов автомобилей не может объяснить гражданам и водителям, как именно они должны вести себя на переходе.

    Когда нужно уступить дорогу пешеходу?

    Новые правила изменили трактовку движения автомобилей на нерегулируемых переходах. Ранее правила требовали уступить дорогу пешеходу. Теперь формулировка говорит «сдаться». В чем разница? Раньше нужно было пропустить пешехода, если он уже вышел на дорогу. Теперь, даже если пешеход приближается к переходу, вы должны остановиться и пропустить его. В противном случае считается, что действия водителя могут привести к изменению скорости или пути движения пешехода. А это определяется правилами как препятствие движению пешехода.

    Таким образом, нововведения в правилах дорожного движения направлены на защиту пешеходов и расширение их прав.

    Проехать перекресток можно только тогда, когда пешеход находится далеко от края дороги или стоит на тротуаре возле перекрестка, но разговаривает по телефону и явно не собирается переходить улицу.

    Парковка вблизи указателя «пешеходный переход»

    По правилам дорожного движения остановка перед пешеходным переходом должна производиться за 5 метров до и 5 метров после зебры».

    Если вы остановите свой автомобиль ниже установленной нормы, горожане, переходящие улицу, не смогут увидеть встречные автомобили, что может привести к аварии.

    Важно, чтобы водители не путали понятия «остановка» и «стоянка» автомобиля. Остановка означает остановку движения не более чем на пять минут. А стоянка – это более длительное пребывание в стоячем положении.

    Разрешён ли обгон на пешеходном переходе?

    Все о проезде пешеходного перехода по новым правилам

    Помимо знака «Обгон запрещен», есть еще один знак, запрещающий обгон поблизости.

    Сигнал пешеходного перехода означает, что водители должны снизить скорость и осторожно двигаться по прямой или остановиться, чтобы уступить дорогу пешеходам.

    Любой маневр, в том числе и обгон, в «Зебре» запрещен и карается штрафами.

    Штрафные санкции

    За нарушения правил дорожного движения, которые связаны с пешеходным переходом, на водителя будет наложена санкция в виде штрафа:

    1. Парковка или наезд на пешеходный переход — 1000 рублей + задержание автомобиля и отправка в депо.
    2. Несоблюдение правил уступить дорогу пешеходу — 1500 руб.

    Помимо ответственности водителя автомобиля, за нарушение правил дорожного движения и воспрепятствование движению транспортных средств могут быть наказаны и пешеходы:

    1. Нарушение ПДД — 500 рублей или предупреждение.
    2. Нарушение ПДД, повлекшее создание помех движению автомобилей — 1000 руб.
    3. Нарушение правил дорожного движения пешеходом, воспрепятствовавшее движению автомобилей либо причинившее легкий или средней тяжести вред здоровью человека, — от 1000 до 1500 рублей.

    Самым серьезным последствием нарушения правил перехода «зебра» является наезд на пешехода. Об ответственности за подобное преступление читайте на нашем сайте.

    Когда уступать дорогу?

    Все о проезде пешеходного перехода по новым правилам

    Современные пешеходы не утруждают себя соблюдением правил дорожного движения. Поэтому на вопрос: «Когда водитель должен уступить дорогу пешеходу?», наиболее актуальным ответом будет: «Всегда, если это гарантирует безопасность пешехода, водителя и всех других участников дорожного движения». Если пешеход выходит на дорогу и переходит ее в неположенном месте, лучше остановиться и пропустить его.

    По правилам дорожного движения водитель обязан уступить дорогу:

  • слепые люди с белой тростью, несмотря на участок дороги, который переходит пешеход;
  • пешеходы, вышедшие на дорогу, идущие к трамвайной остановке. Иногда трамвай может остановиться на остановке посреди дороги;
  • дети переходят улицу с красным флагом;
  • пешеходы, перешедшие на «Зебру»;
  • во дворах домов, то есть в жилой зоне города, водитель обязан соблюдать скоростной режим и уступать дорогу всем пешеходам;
  • даже если вы маневрируете на дороге и пешеход, нарушая правила, переходит дорогу на красный свет, вы обязаны его пропустить.
  • Чтобы не нарушать правила дорожного движения, желательно при приближении к пешеходному переходу снизить скорость и внимательно посмотреть по сторонам дороги, чтобы убедиться в отсутствии потенциальных пешеходов.

    А если водитель не пропустил пешехода? Как доказать свою невиновность? Прочтите официальное уведомление на нашем веб-сайте.

    Где остановиться по правилам ПДД?

    Согласно правилам дорожного движения, водители должны останавливаться на пешеходном переходе перед стоп-линией. Это обеспечивает хорошую видимость и безопасность для пешеходов, наступающих на «зебру».

    Предотвращение затора

    Водитель не имеет права останавливаться на пешеходном переходе, так как это помешает пешеходам безопасно перейти улицу, а другие автомобили могут не увидеть людей позади припаркованного «зеброй» автомобиля и начать движение.

    Прежде чем начать движение, следует предусмотреть возможность остановки на пешеходном переходе, а если он есть, то лучше не пересекать стоп-линию, начиная движение. Если вы останавливаетесь на пешеходном переходе, вы должны освободить его для пешеходов.

    Правила дорожного движения запрещают водителям маневрировать в «зебре»:

  • парковаться на пешеходных переходах;
  • двигаться назад;
  • сделать поворот.
  • Если ваша остановка на пешеходном переходе связана с поломкой, вам следует включить аварийный сигнал и попытаться отбуксировать автомобиль на обочину.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Правосудие в Российской Федерации - юридические проблемы и их решения
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: