За что могут забрать ребенка органы опеки: причины, порядок, последствия

Основания для отобрание ребенка из семьи

Часто возникают проблемные ситуации, требующие срочного реагирования со стороны государства и уполномоченных органов для применения комплексного подхода к защите прав и интересов детей в связи с существующей угрозой их жизни и здоровью.

Отлучение ребенка от родителей регулируется в соответствии с положениями статьи 77 СК РФ. В этом нормативном документе перечислены все причины, по которым ребенок может быть удален из семьи.

Правовым основанием для реализации данной меры (изъятия ребенка) является решение уполномоченных органов об изъятии ребенка из семьи. Но при этом стоит обратить внимание на то, что данную меру можно применять только в тех ситуациях, когда ребенку угрожает реальная опасность, исходящая от его родителей. Кроме того, удаление ребенка может быть осуществлено только при наличии явных доказательств того, что ребенок в его собственной семье поддается неправильным и незаконным методам воспитания.

Чтобы ребенок увлекся, должны присутствовать следующие факторы:

  • Родители серьезно нарушают права ребенка на получение образования, то есть не отправляют его в школу и не предпринимают никаких действий для формирования интеллектуального развития ребенка;
  • Если ребенок постоянно живет в атмосфере страха, физического или психического давления;
  • Если родители игнорируют основные потребности ребенка (в еде, отдыхе, одежде и т.д.;
  • При регулярном избиении детей, представляющем угрозу для здоровья и жизни несовершеннолетнего. Кроме того, в этом случае будет произведено немедленное удаление несовершеннолетнего.
  • Если установлено, что вышеуказанные факторы применимы к ребенку, государство вправе отобрать его у родителей, которые ненадлежащим образом проводят ряд действий по воспитанию ребенка и обучению его как личности.
  • Законопроект о процедуре изъятия ребенка из семьи внесен в Госдуму

    В законопроекте, внесенном в Госдуму, предлагается изымать детей из семей в случае угрозы жизни и здоровью только по решению суда, который должен быть вынесен в течение 24 часов. Авторы документа ссылаются на аналогичную норму в законодательстве РСФСР 1969 г., указывая на то, что процедура отбора была разработана с учетом новых норм Конституции России. Эксперты, опрошенные «Ъ», в целом одобряют инициативу, но подчеркивают необходимость широкого публичного обсуждения документа и некоторых неясных моментов. В частности, законопроект не содержит критериев определения необходимости немедленного отзыва, что допускается в документе в исключительных случаях.

    Законопроект о внесении изменений в Гражданский кодекс, Семейный кодекс и Закон о полиции разработали депутат Госдумы Павел Крашенинников и сенатор Андрей Клишас. Они объясняют инициативу новыми положениями Конституции (авторы возглавляют рабочую группу по подготовке поправок): «В силу п. 4 ст. 67.1 Дети являются важнейшим приоритетом российской государственной политики… Реализация этих конституционных положений требует, чтобы законодатель обеспечил наиболее эффективные механизмы защиты прав и интересов ребенка, а также предоставил ему возможность жить и жить вырос в семье».

    Изъятие ребенка предлагается только «в случае возникновения непосредственной угрозы его жизни и здоровью, по общему правилу, на основании решения районного суда, вынесенного в особом порядке».

    Суд должен будет расследовать дело в течение 24 часов с момента получения заявления от органов опеки и полиции. В то же время, «в исключительных случаях, если есть основания полагать, что смерть несовершеннолетнего может наступить в течение нескольких часов, орган опеки и попечительства с участием прокурора и внутренних органов может задержать несовершеннолетнего, привлечь к ответственности составить акт с указанием обстоятельств, указывающих на непосредственную угрозу жизни».

    Авторы поясняют, что теперь административная процедура отбора ребенка в случае угрозы его жизни и здоровью санкционирована ст. 77 Семейного кодекса, производится органами опеки и попечительства на основании акта исполнительной власти субъекта Российской Федерации: «Вместе с тем, многолетняя практика свидетельствует о произвольном вмешательстве властей в дела семьи, от которых страдают и дети, и родители (приемные родители, опекуны)».

    Господа Крашенинников и Клишас считают, что «необходимый уровень правовой защиты интересов граждан может быть обеспечен только судебной формой судебной защиты», и указывают, что Кодекс РСФСР 1969 г о браке и семье содержал норму об изъятии ребенка именно на основании судебного решения.

    Напоминаем, что случаи похищения детей сотрудниками органов опеки и милиции не раз вызывали ажиотаж в общественном мнении. В 2015 году пятимесячный Умарали Назаров скончался в петербургской больнице, которую забрала его мать из квартиры, где проживали мигранты из Таджикистана. В том же году в новороссийской больнице скончался трехмесячный Родион Тонких — одной из причин, по которой ребенка забрали, стало, по словам сотрудников опеки, недостаточное количество еды в холодильнике. Сообщение, распространенное пресс-службой г. Крашенинников указывает, что причиной вмешательства социальной службы могло быть отсутствие игрушек, громкий плач, отсутствие отдельной комнаты для ребенка — реальная угроза жизни или здоровью ребенка, но и нежелание оказывать социальную поддержку».

    Елена Альшанская о «семейных» поправках к Конституции

    Елена Альшанская, президент Благотворительного фонда добровольцев помощи детям-сиротам, считает, что «сама идея введения судебного подтверждения выноса однозначно хороша», но «все должно быть процедурно продумано» в короткие сроки, решения придет принимается автоматически. То есть процедура может стать формальной: ходатайства о защите, суд подтверждает ». В качестве положительной стороны законопроекта эксперт отметил необходимость присутствия членов семьи ребенка на суде, но предположил, что «семью можно не уведомить в течение 24 часов, или они могут быть недостаточно трезвыми, чтобы попасть в суд».

    Говоря о срочном вывозе детей в случае угрозы их жизни, г-жа Альшанская говорит: «Я очень сильно подумаю о правильности такой формулировки».

    Он также отметил, что необходима процедура временной передачи ребенка, например, родственникам или друзьям семьи: «Сейчас нет процедуры срочной передачи юристам и нет механизмов дальнейшей работы с семьей. » «Я бы хотела, чтобы эту историю продумали и обсудили, в результате чего у нас была бы профессиональная система защиты детей», — сказала Елена Альшанская, добавив, что не знает, с какими общественными организациями консультировались авторы проекта.

    Как в 2021 году Верховный суд разъяснил законодательство по изъятию детей из семьи

    Даже юрист, бывший омбудсмен Павел Астахов в разговоре с «Ъ» поддержал законопроект: «Все внесудебные процедуры приводят к злоупотреблениям, субъективность всегда играет пагубную роль в этих вопросах». «В законе должны быть указаны все критерии и причины принятия неотложных мер», — сказал он».

    Валерия Мишина

    Угроза жизни ребенка и его здоровью

    Под угрозой жизни и здоровью ребенка понимается комплекс действий со стороны его родителей, который может привести к опасным травмам и неправильному развитию ребенка как физически, так и морально.

    Следует отметить, что национальное уголовное законодательство предусматривает серьезную ответственность за угрозу жизни и здоровью человека, даже если она не была реализована. В случае нарушения прав ребенка его жизни и здоровью угрожает неправильное воспитание ребенка, регулярное нарушение его основных прав и игнорирование его интересов.

    В этом случае ответственность родителей наступит не только в том случае, если ребенок будет постоянно подвергаться физическим наказаниям, но и в тех ситуациях, когда существует устная угроза совершить эти действия. Государство считает, что даже выраженная ребенку угроза физического наказания может негативно сказаться на его развитии и дальнейшей жизни, а потому это необходимо немедленно пресекать.

    Однако также стоит обратить внимание на то, что перед проведением процесса удаления ребенка в связи с постоянно возникающими угрозами его здоровью и развитию уполномоченные органы обязаны проверить все имеющиеся доказательства для установления реальности данного факта. Для этого следует предпринять следующие действия:

  • Опросить соседей и родственников ребенка о том, как продвигается процесс его воспитания родителями;
  • Получить подтверждение об опасной ситуации у представителей органов опеки, детского сада и школы;
  • Проведите полноценное медицинское обследование ребенка для установления его травм (в том числе психологических).
  • Порядок отобрания детей

    Удаление ребенка из семьи может иметь значительные временные рамки. В некоторых случаях государство вынуждено назначить оперативную проверку по созданию опасной образовательной среды для ребенка. Немедленное удаление ребенка проводится в тех случаях, когда угроза здоровью или жизни ребенка имеет явные признаки и может проявить себя в любой момент. В такой ситуации ребенок будет немедленно удален, и только после этого будет получен соответствующий акт.

    Процесс изъятия несовершеннолетних из семьи органами опеки и попечительства имеет некоторые ключевые особенности. Во-первых, они включают вынесение официального решения муниципальными властями после рассмотрения сообщения о том, что ребенок в конкретной семье находится в опасности.

    Процесс изъятия ребенка из семьи проходит под контролем органов опеки и попечительства. После того, как ребенок попадает в их юрисдикцию, его помещают в специализированное детское учреждение или переводят к временным опекунам, которые могут быть ближайшими родственниками ребенка.

    Кроме того, изъятие несовершеннолетнего из семьи органами опеки и попечительства (изъятие несовершеннолетнего) имеет свои особенности:

  • Уведомление в прокуратуру о похищении ребенка после подтверждения факта нарушения его прав и установления реальной угрозы его жизни. Прокурор, в свою очередь, по результатам уведомления определит фактическую степень родительской ответственности и может принять решение о возбуждении уголовного дела;
  • В течение семи календарных дней представители органов опеки и попечительства обязаны подать в суд заявление о лишении родительской ответственности или, в случае нарушения прав ребенка в приемной семье, об аннулировании права ребенка на воспитание принятие;
  • Органы опеки и попечительства обязаны в кратчайшие сроки оформить ребенка на временную опеку в приемной семье, близких родственниках, изъявивших желание позаботиться о потребностях ребенка, или в центре социальной реабилитации, где ребенок будет предоставлен со всей помощью, необходимой для преодоления проблем;
  • Опросите потенциальных свидетелей, которые могут подтвердить, что родители обращаются с ребенком должным образом;
  • Узнайте, как учителя в школе (воспитатели детского сада), лечащие врачи и соседи характеризуют ребенка и его родителей;
  • Составьте обращение в полицию с просьбой о помощи в установлении истины в местный округ.
  • Если угроза жизни ребенка исходит от лиц, задержание которых связано с усыновлением, органы опеки и попечительства имеют право выбрать ребенка без решения суда, но при наличии существенных обстоятельств.

    Как происходит отнятие ребенка в срочном порядке

    Единственным законодательным актом, в котором указывается причина немедленного отлучения несовершеннолетнего от родителей, является ст. 77 СК РФ. В таком виде установлено:

  • Явная угроза жизни несовершеннолетнего.
  • Серьезная опасность для здоровья.
  • Подумайте, что ученые-правоведы подразумевают под непосредственной угрозой жизни:

  • Физическое и / или психическое воздействие на несовершеннолетнего ребенка, требующее немедленного устранения угрозы для спасения человека.
  • Оставить ребенка без присмотра.
  • Недостаток еды. Расчет основан на возрасте ребенка.
  • Не давайте ребенку одежду.
  • Похищение ребенка согласно ст. 77 может быть применено не только к биологическим родителям, но и к другим субъектам, выполняющим функции опекунов или попечителей.

    Санкция носит административный характер. Решение о его реализации принимают сотрудники органов опеки и попечительства. На этапе реализации обязательно составление административного акта.

    Когда ребенка забирают, необходимо письменное уведомление поверенного. Если последний сочтет меру необоснованной, он вправе подать жалобу на закон (Федеральный закон РФ № 2202-1 от 17.01.1992) или подать заявление в суд. Кроме того, прокурор составляет меморандум против сотрудников органов охраны с обязательством устранить нарушения, если он считает, что принятая мера лишения свободы нарушает права и свободы граждан.

    При отсутствии возражений со стороны прокуратуры лицо, уполномоченное органом опеки и попечительства, составляет и подает в суд иск к родителю или родителям ребенка о лишении или ограничении родительских прав ребенка.

    Специалист по комментариям

    Киреев Максим

    Юрист

    Родители ребенка (их опекуны или попечители) имеют право обжаловать эти действия в суде.

    В соответствии с постановлением Европейского суда по правам человека (№ 11057/02) высылка несовершеннолетнего рассматривается как крайняя оперативная мера. Запрещается оправдывать это простым намерением поместить ребенка в более благоприятную для него среду. Конвенция о защите прав (статья 8) гласит, что необходимы очень веские причины для того, чтобы отлучить ребенка от его или ее родителей.

    После процедуры забора ребенка, если есть возможность, он твердо намерен жить в семье своих родственников. Если таковых нет, его отправляют в детский дом.

    Изъятие детей из семьи органами опеки

    Изъятие несовершеннолетнего из семьи органами опеки и защиты, а также муниципальными властями происходит в тех случаях, когда они получают подтверждение того, что несовершеннолетний растет и развивается в опасной среде, которая может оказать негативное влияние на здоровье и жизнь несовершеннолетнего, таким образом, они получают право забрать ребенка из семьи.

    Следует отметить, что изъятие несовершеннолетнего из семьи органами опеки и попечительства должно сопровождаться оформлением документов, которым является акт об удалении несовершеннолетнего. По сути, это письменное заявление установленной формы, в котором указываются причины принятия такого решения, указываются обстоятельства, при которых происходит процесс удаления ребенка, и определяются правовые и правовые последствия этой процедуры для ребенка и его родители.

    При составлении акта учитывается множество факторов, которые должны быть отражены в результатах проверки уполномоченными органами. В частности, речь идет о:

  • Обстоятельства, побудившие правоохранительные органы провести проверку;
  • Обеспечьте ребенка предметами первой необходимости (едой, одеждой, игрушками и т.д.);
  • Гигиеническое состояние комнаты, в которой проживает ребенок;
  • Общее состояние здоровья несовершеннолетнего гражданина.
  • В обязательном порядке акт должен подтверждать тот факт, что ребенок находится в нездоровой среде, которая в любой момент может негативно сказаться на его жизни и развитии. Для того чтобы акт был юридически подтвержден, необходимо прежде всего изучить условия проживания ребенка в его семье и сделать конкретные рецепты.

    Что предлагается

    Органы опеки и защиты или полиция, получившие сообщение о том, что ребенок находится в опасной ситуации, должны немедленно это проверить. Если, по их мнению, такая опасность действительно существует, представьте в суд все необходимые доказательства. Закрытый суд принимает решение о возможности или невозможности дальнейшего нахождения ребенка в этом месте.

    Все доказательства и доказательства того, что существует непосредственная угроза жизни или здоровью ребенка, должны быть представлены и исследованы в суде. Например, предлагается установить обязательную видеозапись обстоятельств, по которым в суд обращались за изъятием ребенка. Это предотвратит злоупотребления.

    В исключительных случаях законопроект предлагает сохранить внесудебную процедуру изъятия ребенка — если есть риск его смерти в течение нескольких часов.

    Причины

    Передача детей органам опеки

    Если установлено, что ребенок растет и развивается в опасной среде, причиняющей реальный вред его здоровью и жизни, то органы опеки совместно с муниципальными властями вправе удалить ребенка из опасного для него общества. Впоследствии начинается процесс опеки над ребенком.

    Если у ребенка есть близкие родственники, выразившие активное желание участвовать в его жизни и воспитании, ребенок может быть передан под их ответственность по решению суда или по договоренности с самим ребенком при условии достижения им 14-летнего возраста. При этом органы опеки и попечительства будут обязаны проверять условия, в которых ребенок будет проживать в приемной семье (с опекунами), и внимательно следить за его дальнейшей судьбой.

    Если у ребенка нет близких родственников, или у него нет возможности заботиться о ребенке, и даже нет необходимых условий, чтобы обеспечить ребенку нормальное образование и качество жизни, то в таких ситуациях ребенок будет возложена на надзорные органы.

    В этой ситуации ребенок будет помещен в специализированное учебное заведение для детей или в приемную семью, где и дальше будут решаться вопросы по уходу за ребенком. Однако стоит отметить, что такое решение может принять только суд, и до этого времени защита органов опеки над ребенком будет временной мерой.

    Автор статьи

    Органы опеки запретили передавать ребенка близким друзьям умершей от рака матери

    В Крыму Уполномоченному по правам ребенка пришлось вмешаться в печальное дело, в котором закон и его постановления находятся на одной чаше весов, а на другой — человечность и судьба годовалого ребенка и половина.

    Больной маме очень хотелось, чтобы после смерти Витя жил с теми, кому она доверяла больше всего. Но когда она ушла, органы опеки забрали малышку в дом малышки.

    Большая семья Тарасенко дружной компанией, у каждой есть свой личный транспорт, едет в Симферопольский дом малютки на полтора года в гости к Вите. Долгожданная встреча: мы не виделись больше месяца.

    В этой многодетной семье ребенок большую часть жизни прожил с мамой. Валентина стала для него крестной. Тарасенко, как и многим неравнодушным крымчанам, помогал девушке, которая была одна с младенцем на руках, буквально во всем: жилье, оформление документов, лекарства — у Елены диагностировали тяжелый рак.

    «Аленка была очень красивой девушкой. Нам удалось провести фотосессию 25 февраля, мы пошли снимать платье, все могло пойти не так, потому что она плохо себя чувствовала, а это один из последних дней, когда Аленка что-то смогла сделать », — вспоминает Валентина Тарасенко.

    елена умерла 3 апреля. Ему было всего 25 лет. Органы опеки и попечительства отвезли ребенка в детский дом и долгое время Тарасенко не допускали к нему в гости. Узнав о своем диагнозе, мама Вити обратилась в Симферопольский отдел по правам ребенка, чтобы после его смерти опекуном ребенка стала семья Тарасенко, где уже выросли семеро детей: пять родственников и двое приемных. Крымские официальные лица впервые столкнулись с такой ситуацией.

    «Желание матери, конечно же, было высказано, отправлено в органы опеки и попечительства. У нее нет приоритетного права, потому что она не близкая родственница, не стоит в очереди, впереди 30 человек », — комментирует Светлана Щербакова, начальник детского отдела администрации Симферополя

    Приоритетным, как заявляют органы опеки, является усыновление. Валентина с мужем подготовили для этого все документы, но и здесь они далеко не первые в очереди.

    «Почему женщина на смертном одре подошла ногами в присутствии вождя, задала вопрос, о котором они сами писали, почему это не приоритет? Это главный приоритет: воля матери », — говорит Валентина Тарасенко.

    «Ребенок должен жить там, где его попросила мать. Очень разумно немедленно предоставить временную опеку, проверить, достаточно ли делает Валентина, достаточно ли делает ее семья, достаточно ли у них средств, а затем принять решение, отдать ли ребенка постоянную опеку или отдать ребенка на усыновление », — сказала она. — говорит Ирина Клюева, Уполномоченный по правам ребенка в Республике Крым.

    В Украине у Вити есть дедушка, с которым органы опеки и попечительства связались после смерти Алены. С дочерью почти не общался, внука ни разу не видел: «Да, я бы не возражал, что нужно привезти ребенка сюда, в Украину».

    После этого звонка 17 апреля дедушка так и не приехал к Вите. Он только сказал по телефону, что еще не успел собрать необходимые документы, чтобы отвезти ребенка в Киев.

    По закону, точка в этом юридическом конфликте, где на карту поставлена ​​судьба человечка, должна быть исправлена ​​в течение месяца. Срок истекает 5 июня.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Правосудие в Российской Федерации - юридические проблемы и их решения
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: