Федеральный закон № 40-ФЗ от 25.04.2002 (далее — Закон об обязательном страховании транспортных средств) — нормативный акт, регулирующий отношения в области обязательного автострахования на территории России. Этот закон охватывает широкий круг вопросов. Только в России десятки миллионов автомобилей, и все они должны быть застрахованы. Поэтому вопрос о пересмотре законодательных изменений в этой сфере актуален почти для половины жителей нашей страны.
В 2017 году существенные изменения и дополнения нормативного характера были внесены в Закон «Об автомобильном ОСАГО» (в редакции от 25 сентября 2017 года). Что осталось неизменным, а что можно изменить? Вы можете найти полную версию закона и последнюю редакцию здесь.
Выплаты по ОСАГО
В начале апреля 2015 года выплаты за материальный ущерб увеличены: 400 000 рублей (вне зависимости от количества пострадавших). В случае причинения вреда жизни и здоровью потерпевший может потребовать гораздо большей компенсации. — 500 000 руб.
По итогам первого квартала года сумма не изменилась. Напомним, что в старой редакции они составляют соответственно 120 000 и 160 000 рублей. Данное изменение стало логическим продолжением изменений, принятых в 2014 году по увеличению суммы выплат по обязательному страхованию автогражданской ответственности.
Также стоит отметить, что в зависимости от тяжести травмы будут устанавливаться выплаты пострадавшим (кроме смертельных.
Раньше выплаты производились только по результатам лечения, что доставляло массу неудобств и проблем. После внесения новых поправок достаточно будет предъявить справку от врача о нанесении вреда здоровью. Увеличение выплат связано с логической необходимостью данной процедуры.
Лимит выплат по Европротоколу
Европротокол — это документ, составленный участниками дорожно-транспортного происшествия (ДТП) без помощи и участия сотрудников дорожной полиции и имеющий полную юридическую силу для страховых организаций.
Документ направлен, прежде всего, на то, чтобы упростить жизнь автомобилистам, позволяя в некоторых случаях решать вопрос о разрешении спора без привлечения государственных органов. Эта процедура значительно упрощает процедуру таможенного оформления, особенно в крупных городах, где большинство дорожно-транспортных происшествий наносят незначительный ущерб, а время ожидания дорожной полиции велико, вызывая многокилометровые пробки.
Изменения коснулись размера страховой защиты, предусмотренной европейским протоколом. Сумма выплат увеличена до 100 000 руб.
В Законе RCV перечислены условия оформления данного акта: если сумма выплат не превышает установленный порог (50 тысяч), при отсутствии ущерба жизни и здоровью людей необходимо иметь полис обязательного страхования, при отсутствии спора по вине ДТП.
Прямое возмещение убытков
При возникновении ситуации прямого возмещения убытков, когда ущерб причинен только двум транспортным средствам, попавшим в аварию, потерпевший имеет право обратиться только в свою страховую компанию. Напомним, ранее пострадавший также мог обратиться в виновную компанию, что приводило к проблемам, связанным с выплатой компенсации.
Предельный объем износа автомобиля
Этот параметр действует с 1.10.2014 и существенно влияет на размер страховых выплат. То есть раньше было 80%, теперь предел износа 50%.
Размер затрат на запасные части (в том числе в случае возмещения причиненного ущерба) определяется с учетом износа деталей (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при ремонте. При этом амортизация более 50 процентов от их стоимости не может быть начислена на указанные компоненты (детали, узлы и агрегаты.
Эти нововведения позволят хотя бы частично окупить стоимость продажи автомобиля на вторичном рынке, поскольку автомобиль с историей аварий на рынке подержанных автомобилей намного дешевле, а спрос на такие автомобили ограничен.
Штрафы за вождение без полиса ОСАГО
Регламентированы правила вождения автомобиля без полиса. Если у водителя нет страхового полиса (он забыл его дома), ему грозит штраф в размере 500 рублей. Если страховой полис вообще не оформляли, то штраф уже будет 800 руб.
После покупки автомобиля право на поездку без полиса ОСАГО устанавливается в течение 10 дней.
Конфликты между страховщиком и страхователем
С внесением изменений в Закон об ОСАГО регламентирован порядок взаимодействия страховщика и страхователя. Ранее определенная категория автовладельцев пыталась урегулировать спор со страховой компанией во внесудебном порядке с целью получения большей компенсации. Этих людей называли «авантюристами». Нововведения закона RCV упростили порядок взаимоотношений сторон.
Если потерпевшего не устраивает размер выплат, единственный способ разрешить возникший конфликт — судебный процесс.
Использование транспортного места
Законодательство определяет и конкретизирует сферу ответственности страховых организаций. Ранее в случае аварии во дворах многоэтажных домов или частных домов организация могла уклониться от возмещения ущерба. После принятия поправок была четко определена зона ответственности: дворы, автостоянки, кузова-эвакуаторы, проезжая часть.
Эти изменения позволили уточнить ответственность компаний за страховые случаи, прояснили наличие страхового случая и добавили уверенности рядовым автовладельцам.
Направление на ремонт
В ранее действовавшем законе был открыт вопрос о выборе специализированной ремонтной службы. С 2015 года Закон об ОСАГО оставляет за собой право выбирать услугу только за страховой компанией. В этом случае есть и плюсы, и минусы.
К минусам можно отнести лишение этого права автовладельца и невозможность выбрать доверенную ремонтную организацию. К преимуществам относится полное возложение ответственности за некачественный ремонт на страховую компанию.
Получение полиса ОСАГО
Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности был принят в 2002 году, и ставки выплат уже давно превышены из-за инфляции и роста цен. Повышение лимитов положительно сказалось на положении автомобилистов, хотя и не без негативных факторов. Абсолютно все страховые компании заявляют, что деятельность в сфере обязательного страхования автогражданской ответственности в России убыточна и постоянно требует дополнительного государственного финансирования, но при всех апелляциях о убыточности ни одна страховая организация добровольно не ушла с рынка.
По оценкам некоторых экспертов, страховые выплаты за последние годы почти удвоили премии. Естественным увеличением потолков стало увеличение стоимости страховых полисов, санкционированное страховыми органами. Рост цен привел к появлению большого количества контрафактных политик со стороны известных компаний. Многие автовладельцы просто перестали покупать дорогую страховку, несмотря на ужесточение штрафов.
Федеральный закон № 223 от 21 июля 2014 года внесены изменения в порядок применения процедуры обязательного социального страхования, регулируемой статьей 15 Закона об обязательной гражданской ответственности. Введена возможность получения полиса обязательного страхования путем электронной регистрации, которая призвана значительно упростить процедуру получения полиса, исключить очереди во многих субъектах РФ и защитить автомобилистов от навязывания услуг сотрудниками недобросовестных страховых организаций.
Процедура заключается в регистрации полиса страхования гражданской ответственности на сайте страховой компании, т.е с использованием информационных технологий, оплата и получение полиса в короткие сроки. На данный момент система получения страховых полисов претерпела некоторые изменения: для получения полиса требуется электронно-цифровая подпись, не все страховые организации готовы предоставлять данный вид услуг, система обработки информации считается достаточно «сырой» и незавершенной.
Благое намерение, идея которого заключалась в значительном упрощении процедуры получения полиса через год после его введения, медленно модернизируется. На данный момент получить полис в электронном виде практически невозможно из-за несовершенства и отсутствия отладки системы.
Что можно ожидать в течение года
Изменения, предусмотренные частью Закона об RCS, коснутся, прежде всего, формы документа и организационных мер в отношении страховых компаний. Поэтому планируется в обязательном порядке и повсеместно вносить все полисы в электронные базы данных, что должно упростить получение полиса и работу как страховых компаний, так и сотрудников Госавтоинспекции.
Как уже было сказано, процесс перехода на электронные полисы начался давно, однако более года не было возможности полностью запустить его. Планируется создание специальных компенсационных центров для заключения договоров между страховыми организациями. Эта мера упростит процесс оплаты для потерпевших и перевод средств от одной компании к другой.
В середине года ожидается замена абсолютно всех полисов на образцы нового стандарта. Эта мера направлена на то, чтобы раз и навсегда решить серьезную проблему наличия на рынке контрафактных полисов. Повсеместная замена документов в короткие сроки к середине года грозит образованием огромных очередей на новый полис, что не добавляет оптимизма рядовым автовладельцам.