«Зебра»: самая известная дорожная разметка

«Зебра»: самая известная дорожная разметка

«Зебра» — пожалуй, самая известная дорожная разметка. Он хорошо известен не только автомобилистам, но и пешеходам. На уроках ПДД, в школе об этом говорят в первую очередь, как и о светофоре.

«Зебра»: самая известная дорожная разметка

Обложка альбома The Beatles Abbey Road. (pinterest.com)

Складывается ощущение, что эта дорожная разметка ровесница своего «тезки». Однако «зебра» с нами всего 65 лет. Точнее не совсем у нас, так как на территории СССР он появился только в 60-х годах прошлого века. С появлением автомобильного транспорта о безопасности пешеходов думали в разных странах, но эта блестящая идея родилась в Великобритании в октябре 1951 года.

Перекресток в центре Токио. (pinterest.com)

В этой стране с 1930-х годов пешеходные переходы украшают металлическими кругами на дорожном покрытии и специальными полосатыми столбами с мигающими желтыми огнями наверху. Их назвали фонарями Белиш в честь заботливого министра транспорта Лесли Хор-Белиш, который приказал им организовать места для перехода через дорогу. Однако со временем стало ясно, что таких мер недостаточно.

Проблема безопасности пешеходов вернулась после окончания Второй мировой войны. Тогда было создано специальное подразделение, которое изучало ситуацию на дорогах и предлагало варианты решения проблем. Из разработанных вариантов оформления пешеходного перехода была выбрана «зебра». По мнению исследователей, разметка в виде чередующихся темных и белых полос в первую очередь привлекает внимание участников дорожного движения. Его сразу видно как пешеходам, так и тем, кто едет на машине, мотоцикле или велосипеде. В октябре 1951 года «зебра» «поселилась» на дорогах Великобритании. Новинка была хорошо встречена многими. Спустя два года она появилась на дорогах Германии, а в середине 1960-х «зебра» попала в Советский Союз.

«Зебра»: самая известная дорожная разметка

Желтая зебра в Дубне. (pinterest.com)

Сегодня ее можно поздравить: за последние 65 лет «зебра» почти не изменилась. Вообще добавлен только один новый оттенок: иногда полосы делаются желтыми, в таком случае у «зебры» появляется «звериная улыбка», так как такие отметины (желто-черные) в Гонконге и Великобритании называются «тигровыми». «. Иногда у «зебры» «вырастают» крылья.

Пешеходный переход, которым одновременно могут пользоваться и пешеходы, и велосипедисты, назван в честь птицы «тукан». Хотя на самом деле в данном случае имеет место игра слов. Two can буквально означает «две банки» на английском языке, что означает, что по этому перекрестку движутся два типа участников дорожного движения. Также иногда на дорогах «зебру» немного «приподнимают» над дорогой, чтобы она выделялась не только цветом, но и фактурой.

Одним «зебрам» повезло больше, другим меньше. Сразу четыре «зебры» на площади Сибуя в Токио регулярно попадают в объективы фотокамер не только обычных путешественников, но и профессиональных фотографов и кинорежиссеров. Этот перекресток можно увидеть во многих популярных фильмах.

Самая известная «зебра» находится в Лондоне на Abbey Road. Он стал известен благодаря The Beatles. Фотография четырех участников группы на пешеходном переходе облетела весь мир с тех пор, как появилась на обложке альбома Abbey Road 1969 г. В 2010 г перекресток этой улицы был признан культурным достоянием национального значения.

Жизнь и смерть на «зебре»: история и сегодняшний день пешеходных переходов

Интересные факты о «зебре»

  1. Первая «зебра» появилась 31 октября 1951 года в английском городе Слоу; именно тогда, согласно большинству источников, пешеходный переход через улицу был официально украшен белыми полосами, нанесенными на дорожное полотно.
  2. До прихода «зебры» переходы обозначались металлическими кружками, которые не очень хорошо были видны водителям. Именно поэтому было принято решение найти им замену. Научно доказано, что продольные белые полосы неосознанно заставляют водителя снижать скорость.
  3. В 1930-е годы, задолго до того, как на дорогах появились белые полосы, правил дорожного движения в Великобритании как таковых еще не существовало. Чтобы несколько обезопасить пешеходов, министр транспорта сэр Хор-Белиша приказал разместить вдоль дорог оранжевые указатели на полосатых столбах, обозначающих переход. До сих пор «зебру» в Англии дублируют «маяки Белиша».
  4. В Германии «зебра» появилась в сентябре 1953 года, на пару лет позже британской.
  5. В СССР «зебра» была введена только в середине 1960-х годов вместе с другими элементами дорожной разметки.
  6. Знак «пешеходный переход», дублирующий «зебру» в России, встречается не так часто, как кажется. Без него обходятся многие пешеходные переходы в Японии, США, Германии, Англии… И там, где он встречается (и в этих, и в других странах мира), он зачастую выглядит совсем не так, как российский вариант.
  7. «Зебра» — далеко не единственный формат, обозначающий переход. Например, в Берлине и Лондоне он обозначается пунктирными линиями, а в США, помимо привычного нам способа, есть еще пять видов меток: сплошные линии по переходу или их сочетание с зеброй, пунктирные линии, диагональная зебра и переходное сплошное белое поле, называемое «сплошным». Однако классическая «зебра» в Европе и США встречается достаточно часто.
  8. В Германии пешеходы имеют право переходить дорогу не только по зебре, а вообще в любом месте дороги, если это позволяет дорожная обстановка и нет особых ограничений. Приоритет пешехода не только на зебре, а на любом перекрестке, даже без светофора.

«Зебра» у нас и у них

Статьи / Дороги Война на дорогах, мир выбоин: как строят дороги в разных странах 21 сентября исполняется 260 лет со дня рождения шотландского инженера Джона Лаудона МакАдама. Ровно 200 лет назад он написал «Заметки о современной системе строительства автомобильных дорог». Как бы то ни было… 49697 7 0 02.10.2016
В последние годы в России стало тенденцией критиковать качество проектирования дорожных развязок. Например, в 2012 году российская блогосфера буквально кишела постами, сравнивающими «зебр» в нашей стране и на Западе. На самом деле общая культура дорожного строительства в России заметно отстает от развитых стран, а пешеходные переходы, в частности, зачастую некрасивы, а точнее криминальны, учитывая печальную статистику. Мы не считаем обязательным ставить перед перекрестками светофоры, если имеется более одной полосы движения в одном направлении, и дополняем эти перекрестки островками безопасности посередине дороги, так же как не считаем обязательным освещать пешеходные переходы в темноте. Мы видим тенденцию к отказу от «зебр» на оживленных улицах и возведение ограждений вдоль полотна, создает дополнительные трудности для пожилых людей и пешеходов с детьми и провоцирует переход проезжей части в совершенно неподходящих местах. В последнее время бордюр возле переездов опущен до уровня полотна, но не везде; часто можно увидеть, что путь к переходу преграждает бордюр высотой 15-20 сантиметров…

Этот список типично российских «косяков» можно продолжать долго, но мы еще вернемся к правильному и неправильному оформлению пешеходного перехода, а пока отметим, что мир не везде идеален. Это всего лишь несколько примеров. Практически безупречны с точки зрения инфраструктуры улицы Токио: здесь мы видим знаменитую эстакаду, хотя, казалось бы, ничего не стоит организовать в этом месте нормальную «зебру». И это Берлин, где, как мы знаем, пешеход имеет право перейти улицу практически в любом месте, но конкретно на этой улице с четырехсторонним движением такой «либерализм» может быть оправдан только с учетом известного «Осторожно и точность немцев в первую очередь.

«Зебра»: самая известная дорожная разметка

Токио

«Зебра»: самая известная дорожная разметка

Седан

Хотя, если вы «побродите» по просмотру улиц в европейских, азиатских или североамериканских городах, то увидите, насколько хорошо организованы пешеходные переходы в большинстве случаев. Вот перекресток в самом Берлине, где вместо привычной для нас «зебры» (как и совершенно привычного берлинского знака «пешеходный переход») используются пунктирные линии, но для водителей этот переход не может остаться незамеченным, благодаря трем (!) светофор.

«Зебра»: самая известная дорожная разметка

Седан

А это Токио, оживленный перекресток в самом центре, и здесь сделано все для комфортного передвижения людей через улицу, а «зебры» периодически встречаются во все стороны от этого перекрестка на расстоянии не более 150- 200 метров друг от друга.

«Зебра»: самая известная дорожная разметка

Токио

А в Нью-Йорке на аналогичном перекрестке, снятом в час пик, мы видим, что светофоры тоже дублируются регулировщиком.

«Зебра»: самая известная дорожная разметка

Нью-Йорк

Разные детали «строителя», из которых состоит хороший пешеходный переход, можно найти не в одном наборе, а по отдельности. Яркий пример — острова безопасности, которые в России строят редко. А в Германии из-за описанного выше «приоритета» пешехода острова встречаются довольно часто, только без привязки к «зебре» или ее производным. Такой же островок безопасности «разделение» можно встретить и в Лондоне, хотя в английской столице он гораздо чаще все-таки используется в комплексе перекрестка со светофором, но образцовый (хотя и не слишком живописный в конкретном случае) пешеходный переход в Англии — это остров, наклонный тротуар, зебра, пунктир, местное освещение и маяки Белиши.

14

2/4

3/4

4 / 4

Необычные «зебры»

Если ходить по пешеходным переходам в принципе, не останавливаясь на «зебрах», то, конечно, одним из самых экзотических будет этот в Шанхае, возле телебашни «Жемчужина Востока»; по сути, это вторая, пешеходная «земля» в городе, имеющая лифты со всех сторон эскалаторов. Тот редкий случай, когда эстакада однозначно круче «зебры», но представьте, какими средствами это достигается.

«Зебра»: самая известная дорожная разметка

Что же касается самой «зебры», то периодически предпринимаются попытки ее как-то видоизменить, сделать более информативной. Почему нет? Ведь, например, велосипед еще «изобретают». Точно так же, наверное, думал Тони Кавалери из Бельгии в начале 2000-х, придумывая зебру, которая автоматически загорается, если на нее наступает человек. Свечение обеспечивается специальным составом краски и активируется датчиками движения. Следует отметить, что в октябре 2016 года идею светящегося полотна подхватили в Польше: в городе Лидзбарк-Варминьски к юбилею Ван Гога построили светящуюся велодорожку, а чуть раньше, такие пути уже были построены, созданы в Великобритании и Северной Ирландии.

«Зебра»: самая известная дорожная разметка

Нередки и эксперименты с «громоздкими» пешеходными переходами. В поисках «объемной зебры» можно найти множество примеров того, как художники придают полосам 3D-эффект, чтобы сделать переход более заметным, и немало случаев такого творческого подхода зафиксировано в России. Но эти изыски, при всей их курьезности, все-таки приходится отнести именно к творчеству, потому что в целом мир пришел к достаточно верным выводам о том, как именно надо обустраивать пешеходные переходы, не «громоздкие» и не «люминесцентные», а самый обычный. И переходы делать точно не нужно.

Далее изложим те моменты, связанные с организацией пешеходных переходов, которые выделяются многочисленными исследователями данной тематики, и которые кажутся нам справедливыми, таким образом, резюмируем все сказанное выше.

Что такое правильная зебра

  1. Если пешеходный переход пересекает несколько полос движения, он должен быть оборудован светофором и островком безопасности.
  2. Тротуар и бордюр в зоне перехода необходимо опустить до уровня полотна; это облегчает посадку на «зебру». Еще лучше, если сама «зебра» возвышается над дорогой вровень с тротуаром.
  3. Сигнал пешеходного перехода следует размещать там, где ему не препятствуют деревья или крупные транспортные средства, в идеале — прямо над дорогой. Ядовито-желтая рамка вокруг знака не помогает.
  4. «Зебра» должна выделяться в темноте.
  5. Переход можно дополнить кнопкой «по требованию».
  6. Эстакада или подземный переход в черте города не могут служить адекватной заменой зебре: хорошо спроектированная зебра со светофором служит средством ускорения движения. Отказ от обычных наземных переходов не ускоряет поток транспорта, а лишь смещает затор в другое место.
  7. «Зебра» — это не место за городом, особенно если это «зебра» на шоссе с несколькими полосами движения, без светофоров и без островка безопасности (см пункт 1). В этом случае более уместны воздушные переходы, такие как пешеходные мосты.

Наиболее типичным случаем смерти на пешеходном переходе является столкновение с полосой, которая остановилась, продолжая движение по другой полосе. Ни пешеход, ни водители на полосе движения очень часто не видят опасности. По данным ГИБДД, в 2020 году на пешеходных переходах произошло 58 221 ДТП. Есть и хорошие новости: несколько лет назад эта цифра была на 8–10 000 выше. Но до того момента, когда российская «зебра» станет полностью безопасной, еще далеко. Тем, кто проектирует переходы, необходимо кардинально изменить свое видение предмета дизайна. А участники движения, как водители, так и пешеходы, должны быть предельно внимательны друг к другу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Правосудие в Российской Федерации - юридические проблемы и их решения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: